Version: 0.1.0

США хотят реванша на Кавказе

Семен Пегов
Руководитель медиапроекта WarGonzo о том, почему в США вспомнили вдруг о Грузии и вновь заговорили о членстве этой страны в НАТО.

"Грузию должны позвать в НАТО на следующем саммите!" — сделал довольно провокационное, а в чем-то даже неожиданное заявление крупный американский военачальник Бен Ходжес. В свое время генерал командовал всей американской военной группировкой в Европе. Это я к тому, что такие люди просто так слов на ветер не бросают.

Провокационность заявления американского генерала заключается, на мой взгляд, в том, что для всех совершенно очевидно: к ближайшему саммиту Грузия вряд ли успеет решить свои территориальные проблемы, отсутствие которых является необходимым условием для членства в Североатлантическом альянсе. Я имею в виду, конечно же, Абхазию и Южную Осетию, завоевать которые грузинским военным не удалось в 2008 году и уж тем более не удастся сейчас. На границах теперь стоят россияне (по официальному приглашению Сухума и Цхинвала), а не местные армии — и это исключает для Тбилиси преимущество в случае вооруженного конфликта.

За очевидностью невыполнения этого условия — восстановления Грузией территориальной целостности — Бен Ходжес, опять же в довольно провокационной манере, предусматривает для Тбилиси некие особые условия для вхождения в НАТО. В пример американский военачальник приводит исторический прецедент: Западная Германия стала членом альянса несмотря на то, что не имела контроля над восточной частью своей страны.

Таким образом, некая историческая платформа для изменения процедуры есть. Понятно, что уловка довольно условная, но раз об этом заговорили вслух американские "ястребы" — значит: вполне возможно, что США могут попробовать воспользоваться ею всерьез. Тем более что в эпоху информационных войн, в которых Запад объективно лидирует, создать соответствующий медийный фон не составит большого труда.

Интрига вторая — это неожиданность. Действительно, многим могло показаться, что Европа как-то совсем забыла о Грузии, а США тем более. Судьба этой кавказской страны как будто вычеркнута из мировой политической повестки. Периодически информационное пространство подрагивает от сообщений о возможном развертывании новых американских (читай, натовских) баз в Грузии, но к подобного рода месседжам у нас давно привыкли и перестали воспринимать их всерьез.

Почему? Да все просто: раны, нанесенные во время событий августа 2008-го, подзатянулись. После ухода Саакашвили русофобская риторика начала постепенно исчезать из грузинского публичного пространства (в России так вообще не было, по сути, какой-то глобальной кампании по дискредитации грузинского народа), злость у кого-то, а у кого-то даже ненависть — выветрились, отношения постепенно наладились. Между Москвой и Тбилиси возобновилось авиасообщение, грузинские вина вновь красуются на российских прилавках, туристы из России мирно "оккупируют" батумские пляжи, и даже работавших некогда по другую линию баррикад отечественных военкоров (да и вообще журналистов) в Грузии привечают как желанных гостей.

Политика так называемой мягкой силы, которой эффективно пользуются сами Штаты по всему миру, на этот раз обыграла и их самих. Точнее, некогда подконтрольные американцам грузинские элиты. Не напитывая российско-грузинский дискурс какой-то особо жестокой или агрессивной повесткой, официальная Москва за десять лет выровняла отношения с бывшим фактически военным оппонентом.

И это, конечно, не может не пугать США, для которых Грузия по факту была единственным стопроцентно подконтрольным союзником на Кавказе и в Закавказье вообще. Все остальные предпочитают вести диалог с Россией исключительно в мирном ключе, невзирая на противоречия (как в случае Армении и Азербайджана). Американцы, вероятно увлекшись в последние годы своим украинским проектом, начали терять инициативу в регионе. В отличие от Москвы, которая свои позиции упрочила и подкрепила налаживанием экономически-социальных связей (туризм).

Американцы же и вовсе рискуют потерять Грузию — при столь интенсивном сближении наших стран. В этом контексте дерзкое предложение генерала Ходжеса может быть предпосылкой к действительно полноценному реваншу, который США стремятся взять у России на Кавказе. Однако здесь нужно внимательно следить за тем, как будет развиваться поднятая американским военачальником тема.

Если она заглохнет, значит, акция Ходжеса не более чем дружественный сигнал всеми позабытым грузинским элитам. Мол, держитесь, парни — о вас помнят. Если же повестку поддержат и другие публичные американские стратеги вкупе со спикерами из НАТО, данную угрозу нам придется рассматривать не иначе как очередную попытку разжечь очаг напряжения в и без того сложном регионе — прямо у границ с Россией.