Афганистан навсегда
Все заявления американских политиков о выводе войск из Афганистана являются не более чем блефом.
Несколько лет назад президент Обама грозился вывести военный контингент из Афганистана, затем эстафетную палочку, несмотря на свою экстравагантность и протестную (по отношению к американскому истеблишменту) риторику подхватил Дональд Трамп, однако солдаты США как воевали в Центральной Азии, так и продолжают воевать, неся регулярные потери и почти космические финансовые траты.
Американцев можно упрекать в беспринципности, гегемонии, неадекватных амбициях и в наличии прочих демонических черт, свойственных для мирового геополитического закулисья, но их сложно упрекнуть в откровенной глупости и неумении считать деньги. Перефразируя слегка похабным образом нашего революционного классика, можно с большой долей уверенности сказать: если деньги тратятся, значит, это кому-нибудь нужно. И если речь идет об американском истеблишменте — вряд ли с одной лишь целью "распила".
Фото: nato.int
Да, я знаю, в Штатах тоже воруют, но при этом там неприкосновенные идеи бизнеса превалируют над психологией коррупционной бюрократии. Там тратят деньги, рассчитывая не просто вернуть вложенный капитал, но и приумножить его. Желательно многократно. Это же касается и американского военного присутствия в Афганистане. Декларированная как священная в планетарных масштабах война против терроризма, развернутая исключительно ради спасения цивилизованного мира и всего человечества, на самом деле кампания там является частью хорошо продуманного бизнес-плана, о котором я и хочу рассказать немного подробнее.
Начнем с того, что в 2018-м, согласно открытым данным США, потратили на свой военный контингент в Афганистане порядка 45 млрд долларов. Нам ведь, при наших подсчетах, необходимо учитывать прежде всего расходы, чтобы сделать вывод о рентабельности предприятия. С затратами все понятно. Продолжим рассуждать дальше: только ли тратят американцы в Афганистане или они что-то еще приобретают? Я не беру сейчас во внимание чисто эфемерные понятия вроде "национальной безопасности" и "великой демократической миссии", работы на собственный имидж и условную американскую историю. Я даже не беру во внимание все эти расклады с маковыми полями, героином и наркотрафиком, связанными с армейской действительностью США. Это все слишком мелко.
Фото: The National Interest
В прошлом году — опять же из открытых источников — стало известно, что американские военные грузовики не только транспортировкой боеприпасов занимаются, но и вывозом руды из "заброшенных" шахт. По другим данным, добыча этой руды организована не только на уже освоенных ранее месторождениях, но и на недавно оборудованных. Если верить геологоразведке, в провинции Гильменд, где как раз сконцентрированы американцы, по "случайному" совпадению сосредоточены большие запасы урана, тория и других полезных и (что немаловажно) дорогих ископаемых. Согласно закрытому докладу NASA (стараниями западных журналистов частично слитому в Сеть), именно афганская провинция Гильменд является своего рода геологической "кладовкой" Центральной Азии, где действительно находятся большие залежи драгоценных и полудрагоценных металлов.
И с учетом этого уже абсолютно не удивительно, что нелегальное, по сути, использование Штатами природных ресурсов другой страны носит абсолютно системный характер. То есть это хорошо организованный в промышленных масштабах процесс. В том, что касается реальных объемов добычи и непосредственного дохода, получаемого американцами от пиратского захвата афганских недр, я буду вынужден ссылаться на закрытые экспертные источники, которым, по моему опыту, можно доверять.
Фото: Hürriyet Daily News
Так вот, согласно данным источников, заслуживающих доверия, речь идет как минимум о 72 млрд долларов в год. Именно столько США зарабатывают на вывозе полезных ископаемых из провинции Гильменд. Оценка другого авторитетного источника из силового сообщества еще выше: 84 млрд долларов. Как бы там ни было, цифры на самом деле не особо удивительные, учитывая закономерность, хорошо знакомую людям, увлекающимся геологией. Есть научные данные, согласно которым в подавляющем большинстве случаев уран является спутником другого драгоценного металла — золота.
В Афганистане и в Гильменде, в частности, никогда не велось промышленной добычи того же урана и подобных ему ископаемых, поэтому и данных о количестве природных богатств, которыми насыщены афганские недра, до недавнего времени не было. Или были, но не у всех. Американцы, очевидно, их имели и действовали согласно бизнес-плану, а не только опираясь на одни лишь геополитические амбиции и приступы планетарного тщеславия. Даже при грубых подсчетах ясно, что 72 млрд долларов больше, чем 45 млрд. А значит, присутствие военного контингента там, обеспечивающего добычу этих 72 млрд, не просто окупается, но и приносит вполне ощутимую прибыль.
Именно поэтому: Афганистан — forever! По крайней мере, для американцев и по крайней мере — до тех пор, пока "кладовка" полна запасов.