Version: 1.0.2

Второй фронт Зеленского

Семен Пегов
Руководитель проекта WarGonzo о том, кому из украинских элит больше на руку противостояние между националистами и администрацией Зеленского.

Накануне мы стали свидетелями очередной попытки разведения сил на линии соприкосновения между Народной милицией донбасских республик и вооруженных формирований, подконтрольных Киеву. Само собой, она снова провалились — и, как вы понимаете, не по вине Донецка и Луганска.

Напомню, разведение сил в Донбассе должно состояться в рамках подписанной украинской стороной так называемой формулы Штайнмайера. Официальный Киев, подписавший документ, оказался не в состоянии выполнить обязательства — разведение сорвалось уже во второй раз (а к моменту публикации и в третий. — Прим. ред.). Причем представители донбасских республик, в свою очередь, оба раза педантично исполняли все предусмотренные специальным регламентом меры, Зеленский же так и не сумел обеспечить фронтовой тишины, которая является необходимым условием отвода. Стрельба с украинской стороны раздавалась и в том, и в другом случае — несмотря на присутствие в зоне боевых действий миссии ОБСЕ.

Казалось бы, стандартная для нынешней Украины ситуация. Однако накануне стало очевидным, что данное обстоятельство говорит не только об отсутствии элементарного контроля Киевом собственных солдат передовой, но и еще о достижении точки кипения в противоречии между действующей администрацией Зеленского и националистами-радикалами. Об этом можно судить по сообщениям из района Петровского, где как раз и должно было состояться разведение на линии соприкосновения с ДНР: там подразделения националистов вступили в настоящее боевое столкновение со спецназом ВСУ.

Конфликт начался как раз за пару часов до назначенного для разведения сил времени. Националисты из 35-й бригады морской пехоты ВС Украины вступили в бой со спецназом 3-го полка ССО ВСУ. Причиной стал отказ националистов-морпехов отойти с занимаемых позиций, что, само собой, предусматривалось процедурой разведения сил. То есть, проще говоря, украинскому военному командованию пришлось применить силу, чтобы усмирить взбунтовавшихся радикалов.

Сам факт боя говорит о решительном настрое обеих сторон. Решение руководства отправить на усмирение неподконтрольных морпехов подразделение сил специальных операций нельзя назвать ординарным, понятное дело — это крайняя мера. А тот факт, что радикалы не стали складывать оружие и оказали сопротивление, говорит о решительности и бескомпромиссности уже с их стороны. Во избежание втягивания в боестолкновение других сил в зону этого, уже внутреннего для киевского режима, конфликта были стянуты подразделения Нацгвардии. Прежде всего эту меру приняли для того, чтобы к взбунтовавшейся 35-й бригаде не присоединились ветераны АТО и ООС, которые уже выдвинулись на помощь к бывшим сослуживцам.

Таким образом, в сложной внутриполитической украинской игре, которая развернулась на фоне подписания "формулы Штайнмайера", наиболее любопытна сейчас, как ни странно, фигура Арсена Авакова — главы МВД. Ведь не секрет, что у него тесные и хорошо налаженные связи с националистами-радикалами (взять тот же печально известный "Азов" (запрещен на территории РФ. — Прим. ред.), которые сейчас поднимают бунт против Зеленского из-за предстоящего развода сил. В то же время в случае протестных акций и вооруженных столкновений к радикалам могут присоединиться еще и условно гражданские люди (ветераны АТО и ООС, активисты). А именно ведомство Авакова, по идее, должно заниматься обеспечением правопорядка и безопасности для команды Зеленского. Это и есть непосредственные функции Нацгвардии.

Таким образом, говоря метафорически, в руках Авакова сейчас одновременно и зажигательные средства, и огнетушитель. С помощью националистов он может поддерживать постоянный градус напряжения с одной стороны, с другой, уже с помощью Нацгвардии, демонстрировать контроль над ситуацией. И такой расклад, конечно, приносит ему массу политических очков. Так что в нынешнем противостоянии Аваков замотивирован как никто.

Напомню также: Аваков — чуть ли не единственный министр, который во время предвыборной борьбы между Зеленским и Порошенко заблаговременно заручился поддержкой США, слетав предусмотрительно этой весной в Вашингтон. То, что он останется на своем месте абсолютно при любом исходе президентских выборов, на Украине было понятно всем. Как мы можем догадываться, поддержка Вашингтона, и особенно американских силовиков, никому не обходится просто так.

Абсолютно логично сделать вывод, что именно Аваков является одним из главных проводников политики США на Украине. Разумеется, не той политики, о которой говорит Трамп на международных площадках, но политики и амбиций тех элит, которые изначально были заинтересованы в разжигании конфликта на Украине в принципе и в Донбассе, в частности. Мне представляется, что противостояние националистов и условного коллективного Зеленского и есть плод желания США не оставаться в стороне от нормандского процесса, где Вашингтон официально не представлен. Срыв разведения сил на руку американцам, и Аваков, безусловно, будет всеми силами помогать им в этой грязной игре.