Антикиевский разворот Конгресса США
Республиканцы во главе с конгрессменом Максом Роузом обратились в Госдеп с требованием внести скандально известный батальон "Азов"* (на самом деле — давным-давно уже полк) в список запрещенных организаций. В частности, парламентарии связывали это одиозное вооруженное формирование с нападением на мечети в Крайстчерче ("новозеландский стрелок" имел контакты с "Азовом") и с другими маньяками, убивавшими людей, вдохновившись идеей "белой расы".
Требования и предложения Макса Роуза и еще тридцати девяти конгрессменов США обоснованы и справедливы. Но при этом совершенно точно могут иметь абсолютно катастрофические последствия для нынешнего киевского режима, ставшего результатом госпереворота в феврале 2014-го. Дело в том, что именно стараниями Порошенко и окружавшего его истеблишмента (который, к слову, по качеству мало чем отличается от окружения Зеленского) произошло беспрецедентное сращивание националистов-радикалов с государственной системой.
Понимать это надо абсолютно буквально: существует соответствующий документооборот, то есть тот же "Азов" совершенно официально является частью украинских государственных структур, а значит, его содержание финансируется из госбюджета — и он существует на средства налогоплательщиков, а также закулисных (а иногда и открытых) иностранных спонсоров проекта "Государство Украина".
Итак, заблуждение номер один. Принято считать, что "Азов" — это добровольческое образование в чистом виде. Насчет чистоты можно поспорить, но добровольческим формально оно было лишь до ноября 2014 года. Все последующие пять лет и по сей день "Азов" — даю официальную формулировку — это линейное подразделение специального назначения в составе воинской части № 3057 Восточного оперативно-территориального объединения Национальной гвардии Украины. А что такое Нацгвардия? Это воинское формирование, входящее в структуру МВД. То есть одного из главных силовых ведомств страны.
Понимаете логику? "Азов" как якобы не подконтрольная никому и неподведомственная организация существовал буквально считаные месяцы, едва ли полгода. Всё остальное время радикалы-националисты, использующие нацистскую и неонацистскую символику, официально служат в Министерстве внутренних дел Украины, получают там зарплату, довольствие и боеприпасы — и, соответственно, распоряжения и приказы. Глава МВД Арсен Аваков — их непосредственный начальник. Так что все эти басни, что азовцы сами по себе и никому не подчиняются — чистой воды мифология. Попробуйте быть частью силового ведомства и никому не подчиняться. Даже в таком условном государстве, как нынешняя Украина, это невозможно.
Я еще раз обозначу цепочку: "Азов" — это Нацгвардия, Нацгвардия — это МВД, МВД относится к структуре правительства, правительство подчиняется президенту. То есть организация, которую Госдепу предлагают запретить конгрессмены-республиканцы, фактически является частью государственной системы под названием Украина. По сути, вся пикантность ситуации заключается именно в этом. Признавая "Азов" запрещенным (террористическим) формированием, Госдеп, по сути, признает всю государственную систему Незалежной — таковым. Собственно, в Донецке и Луганске давным-давно говорят именно об этом, а донбасский лидер Александр Захарченко, погибший в результате теракта, открыто приравнивал действия официального Киева к деятельности другой всемирно известной террористической организации — ИГИЛ*.
Ирония в том, что Конгресс США предыдущего созыва даже издал отдельный указ, которым запретил каким-либо фондам поставлять оружие бойцам "Азова". Являясь структурным подразделением МВД, "Азов" как получал, так и продолжает получать оружие, в том числе и американское. Ведь ни для кого не секрет, что Вашингтон выделяет немалые средства на финансирование украинских силовых структур — с целью "поддержания развития в стране демократических институтов". Одним из которых, по все той же американской логике, является и "Азов" тоже. Транши и кредиты на перевооружение Киев получает регулярно.
То есть одной рукой американцы сами же спонсируют "Азов", другой — пытаются запретить и приравнять к террористической организации. На мой взгляд, это один из ярчайших примеров дуализма американской политической системы. И в этом смысле примечательно, что за запрет ратуют именно республиканцы, которые в большей степени являются покровителями нынешнего украинского президента — Зеленского. Порошенко же, в период правления которого радикальный национализм на Украине достиг настоящего расцвета, всегда считался фигурой демократов. Учитывая, насколько сильно он заискивал перед заокеанскими кураторами, можно смело утверждать, что сращивание боевиков с украинским государством произошло именно по прямому распоряжению из Вашингтона.
Не удивительно, почему республиканцы выступили с такой инициативой именно сейчас. Имея номинальные рычаги власти, реальных рычагов управления националистами и "Азовом" в частности Зеленский не имеет до сих пор. Это стало очевидно во время многочисленных попыток разведения войск в Донбассе согласно "формуле Штайнмайера". Беспомощность Зеленского в этой ситуации в некотором смысле бьет по имиджу республиканцев тоже — ведь внутри международных политических элит всем известно, что он именно их ставленник.
Демократы же — как один из главных интересантов поддержания градуса напряжения в Донбассе — через свои связи с националистами одержали здесь небольшую победу, устроив саботаж "формулы Штайнмайера". Республиканцы пытаются взять реванш, и если у них это получится, это действительно может иметь катастрофические последствия для украинской государственности в том виде, в котором она существует сегодня.
* Организации признаны террористическими и запрещены в РФ решением Верховного суда.