Version: 1.0.2

Мы все умрем

Владимир Горелов
Бизнес на смерти – один из самых прибыльных в России.

По данным социологических опросов, более 40% опрашиваемых испытывают недостаток информации, как следует действовать при смерти близкого человека. Этим пользуются "черные" ритуальные агенты. С момента наступления смерти у них начинается борьба за тело. Они поджидают у моргов и квартир убитых горем родственников. Информацию об усопшем они покупают у работников медучреждений и полиции. Цена за столь ценную информацию переваливает за 25 тысяч рублей, что в конечном итоге составляет ценообразование на оказание услуг.

На похоронном рынке работают "черные" агенты. Ритуальные услуги – нелицензируемый вид деятельности, заниматься этим может кто угодно. Инцидент на Хованском кладбище показал, что похоронным процессом занимаются мигранты и стоящие над ними криминальные структуры. Деятельность таких организаций никак не регулируется.


Фото: РЕН ТВ

По оценке экспертов, около 70% похоронного рынка находится в тени. "Черные" организации не платят налоги, не вкладываются в инфраструктуру и часто оказываются фирмами-однодневками, которые завышают стоимость услуг и обманывают клиентов, представляясь государственными предприятиями. По закону предоставить бесплатное (или за деньги) место на кладбище могут только муниципальные органы. Только 30% мест предоставляются напрямую, а оставшиеся 70% реализуются через посредников, действующих вне правового поля, что в целом повышает стоимость оказания ритуальных услуг.

Российское правительство долгое время пытается навести порядок в этой сфере. Эксперты полагают, что для решения проблемы необходимо вернуть лицензирование похоронной отрасли. Отдельные виды ритуальных услуг уже лицензировались в период с 1994-го по 2002 год. В Москве в 1998 году, когда вступило в силу Постановление Правительства Москвы № 520, регулирующее деятельность на рынке ритуальных услуг города, количество ритуальных организаций, имеющих соответствующие лицензии, перевалило за сотню. Отмена лицензирования лишь усугубила ситуацию. Тогда и началась вакханалия покупки информации о фактах смерти у всех, кто ею обладал. На ритуальный рынок города Москвы хлынул поток индивидуальных предпринимателей и физических лиц из других регионов России и бывших стран СНГ, которые называли себя ритуальными агентами и еще больше взвинчивали цены за информацию о фактах смерти.


Фото: РЕН ТВ

После отмены лицензирования в 2003 году никакой другой альтернативы для регулирования данной отрасли не появилось. Прошло более десяти лет, но модернизация так и не состоялась. Толпы агентов до сих пор осаждают дома скорбящих родственников.

По данным правительства Москвы, сейчас в городе легально работает только 20 ритуальных бюро, а нелегальных – более 2,5 тысячи. Они заманивают клиентов низкими ценами, но в итоге стоимость получается больше заявленной суммы. Качество услуг не отвечает заданной цене. Сегодня официальная стоимость похорон обходится в среднем в 50 тысяч рублей, тогда как у "черных" контор эта сумма может достигать 300-500 тысяч рублей. Лицензирование вряд ли сможет помочь снизить цены, но оно поможет урегулировать рынок предоставляемых услуг, сделав ценообразование прозрачным, а услуги более качественными. Мошенники не смогут больше наживаться на чужом горе.

Пока закон о лицензировании не вошел в силу. Законопроекты правят и согласовывают, перекладывая с одного стола на другой. Никто так и не смог решить проблему похоронного рынка. Искать помощи в решении проблем, связанных с ритуальными услугами, можно только в общественных организациях, чья деятельность направлена на защиту и реализацию прав потребителей в похоронном сегменте услуг.