Version: 0.1.0

Шесть дней под завалами: горняка спасли четыре конфеты и песни Цоя

Горняк шесть суток выживал под завалами шахты в Кузбассе на четырех конфетах

Шахтер Леонид Моисеев провел под завалами шахты "Распадская-Коксовая" в Кузбассе шесть дней. Все это время горняк был без еды и воды, в страшной духоте и одиночестве. Мужчине чудом удалось выжить после обрушения. О том, как прошли эти страшные дни под землей, Леонид рассказал в эксклюзивном интервью "Известиям".

Что произошло на шахте "Распадская-Коксовая" 

5 июля 2022 года на шахте "Распадская-Коксовая" в Кузбассе обрушилась горная порода. В момент аварии под землей находилось 190 человек, 188 из которых успели выбраться на поверхность, а двое остались под завалами. Вскоре одного из них нашли погибшим.

Второй горняк – Леонид Моисеев – продолжал оставаться под землей, и единственным способом связи с ним был маячок, который был установлен на его шлеме и подавал сигналы.

Несколько дней спасатели потратили на то, чтобы определить место, где находится мужчина. Когда выяснили, очистили вентиляционную трубу для доступа к кислороду. Работы осложняло то, что спасатели не могли использовать технику – одна ошибка могла привести к обрушению породы, и Леонид бы погиб. Поэтому разбирать завалы приходилось вручную, а последние метры шахтеры расчищали, перебирая каждый камень.  

Когда уже никто не верил в счастливый исход, спасатели вдруг услышали странный голос и стук. 

"Производили работы вдоль конвейерного состава. Услышали голос странный. Неразборчивую речь. Сначала думали, показалось. Прислушались – услышали стук", – вспоминает помощник командира взвода Новокузнецкого военизированного горноспасательного отряда МЧС Анатолий Бисангалиев.

Через проемную трубу шахтеры передали Леониду воду, замерили расстояние и начали пробираться. 

"Спасатели просто герои. Они, рискуя собственной жизнью, пролезли, добрались к шахтеру, оказали ему первую помощь, собрали и выдвинули обратно. И в течение трех часов они его достали", – рассказал директор шахты "Распадская-Коксовая" Александр Лукиных.

"Ударился головой и отключился"

В интервью "Известиям" Леонид Моисеев рассказал, что в момент обрушения ударился головой и потерял сознание. А когда пришел в себя, то не испугался и начал искать выход из ситуации. 

"В случае ЧП происходит выделение пыли, надо сразу включаться в самоспасатель. А у меня получилось как – в момент выброса меня откинуло, я ударился головой и отключился. Не знаю на сколько. Когда очнулся, я нашарил спасатель, лампу и газовый анализатор. Посмотрел на анализатор, сколько кислорода и метана. Убедился, что концентрация метана не опасная, 0,64, кислорода тоже было не критично. Я решил, что ситуация будет только ухудшаться, поэтому включаться в спасатель нужно в последний момент. Самоспасатель шесть часов отработал и все. А дальше прибор газовый отключился, и кончился кислород в спасателе. Выход был один – вытащить загубник и вдохнуть воздух", – поделился подробностями выживший. 

Когда Леонид очнулся, то понял, что сломал ногу. "Пока у меня был болевой шок, я понял, что надо что-то постелить там, чтобы лечь. Пройдет шок – пойдет боль, я не смогу шевельнуться. Я выправил ногу свернутую, положил", – отметил Моисеев. 

Страшно не было, признается горняк. "Чего бояться? Если я испугаюсь – что, кислород появится? В таких ситуациях не надо никогда пугаться. Если человек напуган, у него мысли путаются, он начинает делать ерунду. Надо трезво все распределять. Только благодаря тому, что я так действовал, я живой", – рассказал он. 

"Все время тратил на то, чтобы стучать"

По правилам попадания в аварийные ситуации в угольных шахтах, если человек оказался под завалами, то ему необходимо непрерывно подавать сигналы по металлическим предметам, чтобы спасатели могли определить местонахождение. Первые дни, как признался Леонид Моисеев, он подавал сигналы не часто, однако потом, когда услышал звуки работы отбойного молотка, начал прикладывать все силы, чтобы спасатели услышали его. 

"Мне повезло, что рядом там был железный сейф от ВГСа, и под руки попался вал от ролика, довольно-таки увесистая железяка. Я этим валом стучал. Первые сутки я стучал – понимал, что никто меня не слышит, потому что далеко. На четвертые сутки я их услышал – услышал отбойный молоток, тогда я стал усиленно стучать, все время тратил на то, чтобы стучать", – поведал горняк. 

Конфеты, Цой и вера в Бога 

Леонид также рассказал, что за все шесть дней, что он находился под землей, ничего не ел. Выжить ему помогли четыре конфеты, которые оказались в кармане. 

"У меня привычка такая – носить с собой конфеты. У меня было с собой четыре конфеты, я их делил. Одну конфетку в два дня ел. Это меня вытащило тоже", – отметил шахтер. 

Поддерживать боевой дух Леониду помогали любимые песни. "Песни пел, свои любимые: Чигракова, "Алису", "ДДТ", Цоя. Песни душу разворачивают. Когда поешь, душа выходит, можно затянуть – люди уже обратят внимание", – сказал он. 

Леонид подчеркнул, что вырос на этой музыке, поэтому она помогла ему еще и психологически. 

"А еще больше помогала вера в Бога. Я верил, что Бог меня слышит и видит, что Бог меня спасет. Даже сомнений не было. Поэтому я себе поставил цель протянуть как можно дольше", – рассказал Моисеев. 

Состояние выжившего  

Небывалая сила и воля к жизни Леонида удивляют даже врачей. Сейчас мужчина находится в центре охраны здоровья "Шахтер", его состояние стабилизировано, но еще предстоят операции. 

"Когда меня нашли, я был как в капсуле. Все было сплошняком завалено – где выносили, там даже метра не было от почвы. Меня практически волоком тащили", – поделился подробностями Леонид. 

На теле шахтера практически нет живого места – многочисленные переломы, он очень истощен. Но главное, говорят врачи, что его жизнь в безопасности.

"На данный момент состояние его тяжелое, но стабильное. Как ни странно, все эти дни, которые он провел в шахте, не сказались на нем. Я думаю, его позитивный настрой на жизнь и спас его", – уверен заместитель главврача центра здоровья шахтеров Александр Агаларян.

"Когда меня нашли, я был как в капсуле. Все было сплошняком завалено – где выносили, там даже метра не было от почвы. Меня практически волоком тащили", – поделился подробностями Леонид. 

На теле шахтера практически нет живого места – многочисленные переломы, он очень истощен. Но главное, говорят врачи, что его жизнь в безопасности.

"На данный момент состояние его тяжелое, но стабильное. Как ни странно, все эти дни, которые он провел в шахте, не сказались на нем. Я думаю, его позитивный настрой на жизнь и спас его", – уверен заместитель главврача центра здоровья шахтеров Александр Агаларян.

"Отцы"-рокеры и вера: горняк рассказал, что спасло его под завалами
Горняк шесть дней выживал под завалами на четырех конфетах