Version: 0.1.0

Роберт Оппенгеймер: превратности судьбы "отца атомной бомбы"

Оппенгеймер руководил "Манхэттенским проектом". А сегодня ему посвящают голливудские фильмы

Американский физик Роберт Оппенгеймер был одной из центральных фигур XX века – сложной и очень противоречивой. "Отец атомной бомбы", он в то же время был яростным противником американской ядерной политики. Являясь одним из самых выдающихся физиков своего времени, с удовольствием изучал мистицизм древних индийских книг. Будучи убежденным американским патриотом, одновременно симпатизировал коммунистам. Ученый, разработка которого уничтожила Хиросиму и Нагасаки, проклинал себя за "невинную кровь на своих руках". О разносторонней личности выдающегося физика-теоретика – в материале РЕН ТВ.

Хороший мальчик из приличной семьи

Роберт Оппенгеймер родился 22 апреля 1904 года в Нью-Йорке. Его отец, состоятельный импортер тканей Юлиус (Джулиус на американский манер) Оппенгеймер, эмигрировал в США из Германии в 1888 году. Семья матери, получившей образование в Париже художницы Эллы Фридман, тоже приехала из Германии в 1840-х. Оппенгеймеры не бедствовали: стены их роскошной квартиры на Манхэттене украшали подлинники Пабло Пикассо, Винсента ван Гога и Жана Вюйара. 

Детство Роберта было безоблачным, его называли чувствительным ребенком с ясной головой. Сам же он охарактеризовал себя так: "Я был слащавым, омерзительно хорошим мальчиком". Учеба давалась ему легко, маленький Оппенгеймер интересовался английской и французской литературой, минералогией и другими науками, закончив при этом программу третьего и четвертого класса за один год. Похожим образом он сдал экзамены и в восьмом классе, освоив всю программу всего за полгода. 

В 18 лет юный Роберт отправляется в Гарвард, где изучает не только физику и химию, но и историю, литературу и философию. Увлечение экспериментальной физикой пришло к нему после прослушанного курса термодинамики, который читал Перси Бриджмен. Университет Оппенгеймер окончил с отличием всего за три года.

Взрывной характер Оппенгеймера

В 1924 году Роберт узнал, что его приняли в Кембридж. Там он учился у Нобелевского лауреата по физике 1906 года Джозефа Томсона. Там же произошел случай, который характеризует Оппенгеймера как человека со сложным и даже опасным характером. С одним из коллег, Патриком Блэкеттом, который был всего на несколько лет старше, у него сложились неприязненные отношения. Однажды он смочил яблоко в ядовитой жидкости и положил Блэкетту на стол; к счастью, тот к яблоку даже не притронулся. Но Оппенгеймеру назначили пробацию (испытательный срок) и велели ехать в Лондон для прохождения лечения у психиатра. 

Друзья замечали у будущего гения склонность к саморазрушительному поведению — и это вызывало их беспокойство. Тревожный случай произошел во время отпуска, который Роберт взял, чтобы встретиться со своим другом Фрэнсисом Фергюсоном в Париже. Рассказывая тому о своей неудовлетворенности экспериментальной физикой, Оппенгеймер внезапно вскочил со стула и кинулся душить его. Хотя Фергюсон ловко увернулся от нападения, этот случай убедил его в наличии серьезных психологических проблем у друга. Депрессии преследовали Оппенгеймера почти всю жизнь. "Физика мне нужна больше, чем друзья", – сказал он однажды брату Фрэнку.

Учеба в Германии

В 1926 году Оппенгеймер покидает Кембридж и направляется в Геттингенский университет, который на то время является одним из самых продвинутых в вопросах изучения физики во всех ее проявлениях. Его научным руководителем стал Макс Борн – будущий лауреат Нобелевской премии (он получит ее в 1954-м). В 1927 году, в возрасте 23 лет, Роберт Оппенгеймер защитил диссертацию и получил докторскую степень. Есть легенда, что по окончании устного экзамена Джеймс Франк, председательствующий профессор, сказал: "Я рад, что это закончилось. Он едва сам не начал задавать мне вопросы".

Интерес к политике проявился у Оппенгеймера лишь к началу 1930-х – до этого, по его словам, он даже не читал газет и не слушал радио. Однако, начиная с 1934 года, Роберт Оппенгеймер все больше проникается интересом к событиям в стране и мире. Именно тогда он начал жертвовать три процента от своей зарплаты, которая составляла около 3000 долларов в год, на поддержку немецких физиков, бежавших из нацистской Германии. 

Как многие молодые интеллектуалы, в 1930-е годы Оппенгеймер поддерживал социальные реформы, которые позже расценивались некоторыми его недоброжелателями, как прокоммунистические. Кроме этого, он жертвовал многим прогрессивным проектам, которые потом, в период маккартизма, были признаны "левыми". Оппенгеймеру приписывали и членство в коммунистической партии, хотя доказать это так и не смогли.

Любовные страсти "левого" толка

Хотя коммунистам он явно симпатизировал, причем не только как политическому движению. В 1936 году Роберт увлекся Джин Тэтлок — студенткой Медицинской школы Стэнфордского университета, дочерью профессора литературы в Беркли. Их объединяли схожие политические взгляды, более того, Джин даже писала заметки в газету Western Worker, издаваемую коммунистической партией. В 1939-м они расстались, как скоро выяснится — ненадолго.

Летом того же года Оппенгеймер встречает Кэтрин ("Китти") Пьюнинг Харрисон – бывшую участницу компартии, за спиной которой три брака, и один из них все еще действителен. Роберт и Китти вызвали грандиозный скандал в пуританском местном обществе, проведя ночь наедине после одной из вечеринок. Летом 1940 года она жила с Оппенгеймером на его ранчо в Нью-Мексико, забеременела и, с трудом получив развод (ее муж был категорически против), все же вышла замуж за Роберта. В браке у четы Оппенгеймер рождается двое детей – мальчик Питер и девочка Кэтрин, но это не останавливает Роберта и он поддерживает отношения с Джин Тэтлок до самой ее смерти в начале 1944 года. Она покончит с собой, находясь в глубокой депрессии.

"Манхэттенскиий проект"

Ядерная физика стала мировым трендом еще в 20-е годы XX века. Ею занимались Резерфорд в Англии, Эйнштейн в Германии, Бор в Дании, Ферми в Италии, Жолио-Кюри во Франции, Флёров и Петржак в СССР. С приходом Гитлера к власти процесс ускорился. На исходе 1938 года ученые Третьего рейха Отто Ган и Фриц Штрассман расщепили ядро урана. Стало ясно: кто первым сделает ядерную бомбу, тот станет хозяином мира.

В США решением этой задачи занялся "Манхэттенский проект", созданный по личному распоряжению президента Рузвельта. Главой атомной лаборатории генерал Лесли Гровс, военный руководитель проекта, назначил Роберта Оппенгеймера. Это решение удивило многих. Выбор на роль научного руководителя ученого, не имеющего Нобелевской премии и, соответственно, авторитета, Гровс объяснял личностными качествами кандидата. Ведь главной чертой Оппенгеймера была невероятная амбициозность. Тем более, что у нацистов аналогичной лабораторией руководил Вернер Гейзенберг, одногруппник Оппенгеймера по Гёттингенскому университету. 

"Манхэттенский проект" стал одним из самых масштабных в истории США. Он объединил около 6000 ученых, в том числе 12 нобелевских лауреатов. Поначалу Оппенгеймеру управление и координация большими группами давались довольно сложно, но уже совсем скоро он освоил и эту науку. Позже участники проекта отмечали его способность сглаживать противоречия между военными и гражданскими, которые возникали по самым разным причинам — от культурных до религиозных. 

"Он не управлял из "главного офиса". Он умственно и даже физически присутствовал на каждом решающем шаге. Он присутствовал в лаборатории или семинарской аудитории, когда исследовался новый эффект или предлагалась новая идея. Не то чтобы он придумывал так много идей или предложений – он делал это иногда, – но его основной вклад состоял в другом. Это было его продолжающееся и настойчивое присутствие, которое давало всем нам ощущение прямого участия; оно создавало ту уникальную атмосферу энтузиазма и вызова, которая наполняла это место в течение всего времени", – вспоминал позже один из участников проекта, физик Виктор Вайскопф. 

Результатом работы ученых в Лос-Аламосе стал искусственный ядерный взрыв на полигоне Аламогордо 16 июля 1945 года. Оппенгеймер назвал его "Тринити" ("Троица") — под этим именем первое испытание ядерного оружия и вошло в историю. 

Судьбы двух "Манхэттенских" бомб, разработанных под руководством Оппенгеймера, были определены заранее – снаряды с саркастичными названиями "Малыш" и "Толстяк" были сброшены на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года.

Судьба ученого в объективе камеры

Личность Оппенгеймера – незаурядного человека и талантливого ученого – всегда привлекала внимание творческих людей, абсолютно далеких от теоретической физики. Так, телесериал BBC под названием "Оппенгеймер", вышедший в 1980 году, получил три награды BAFTA Television – престижной премии за достижения в области телевидения. Документальный фильм "День после Тринити" того же года был номинирован на "Оскар" и выиграл премию Пибоди. В 1989 году на экраны вышел художественный фильм "Толстяк и Малыш" о создании первых атомных бомб.

А в конце июля этого года компания Universal Pictures представила дебютный тизер-трейлер фильма "Оппенгеймер", режиссером которого выступил Кристофер Нолан. В заглавной роли снялся Киллиан Мерфи, знакомый многим по сериалу "Острые козырьки". В фильме также появятся Эмили Блант, Флоренс Пью, Роберт Дауни-младший, Рами Малек, Мэтт Деймон, Гэри Олдман, Кейси Аффлек, Кеннет Брана. Нолан написал и сценарий картины. В его основу легла книга "Американский Прометей: триумф и трагедия Роберта Оппенгеймера", изданная Каем Бердом в 2005 году. Премьера нолановского "Оппенгеймера" намечена на 21 июля 2023 года.

Интересные факты о Роберте Оппенгеймере

Первым предположил существование черных дыр

В 1939 году Оппенгеймер написал статью о продолжающемся гравитационном сжатии. Исследования физика точно спрогнозировали наличие "умирающих звезд", гравитационное притяжение которых превышало их производство энергии. Теперь их именуют черными дырами. Многие до него наблюдали этот процесс, но Оппенгеймер и его коллега Хартланд Снайдер были первыми, кто поняли, что внутри угасающих галактик есть пространство, в котором остановилось время.

Знал несколько иностранных языков

Оппенгеймер был полиглотом и предпочитал литературу на языке оригинала. Так, он прочел все четыре тома "Капитала" Карла Маркса на немецком, пока ехал на поезде из Сан-Франциско на восточное побережье. Во время другого путешествия читал Пруста на французском, что, как он позже признался, было одним из величайших переживаний его жизни. В 30 лет Оппенгеймер выучил санскрит, чтобы прочесть индуистское священное писание "Бхагавад-гита". По его собственным воспоминаниям, наблюдая за первым успешным испытанием атомной бомбы, он вспомнил стих из этой книги: "Если бы на небе разом взошли сотни тысяч солнц, их свет мог бы сравниться с сиянием, исходящим от Верховного Господа". Перед поездкой в Нидерланды Оппенгеймер учил голландский язык, чтобы читать на нем  лекции. А в Гарварде среди его основных предметов были латынь и греческий.

Был хорошим преподавателем

Когда Оппенгеймер не занимался исследовательской работой, то преподавал. Он делил время между Калифорнийским технологическим университетом ("Калтехом") и Калифорнийским университетом. И делал это настолько блестяще, что студенты обоих вузов стали его фанатами. Молодые физики ходили за ним из университета в университет, чтобы слушать лекции в обоих учебных заведениях. Некоторые из них даже копировали манеру поведения и стиль одежды своего профессора.

Использовал название "Троица" в память о возлюбленной

"Тринити" – не только название первого испытания ядерного оружия, но и части полигона Аламогордо. Считается, что оно было своеобразным оммажем Джине Тэтлок. Сам Оппенгеймер говорил, что это название взято из "Священных сонетов" Джона Донна – с сочинениями крупнейшего представителя английского барокко "отца атомной бомбы" познакомила именно Тэтлок. Оппенгеймер стал использовать его с середины 1944-го, спустя полгода после самоубийства Джины.