Version: 0.1.0

День памяти Марии Магдалины в 2022 году

Православная церковь отмечает день памяти святой 4 августа

День памяти Марии Магдалины православная церковь отмечает 4 августа. А католическая и лютеранская церкви отмечают память святой 22 июля. Марию Магдалину считают покровительницей миссионеров и проповедников, учителей и соцработников. Верующие просят у святой в молитвах даровать им смирение и доброделание, смелость и веру. Мария Магдалина является ключевой фигурой в Библии, а именно в Евангелиях Нового Завета. Роль этой женщины в развитии христианства невозможно переоценить. Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой земли – недалеко от того места, где крестил Иоанн Предтеча (Креститель).

Священное Писание ничего не рассказывает нам о юных годах Марии из Магдалы, но сообщает, что она была молода, красива и вела грешную жизнь. В предании говорится, что Господь очистил ее душу и тело от всех грехов, изгнав из нее семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь – она стала самой преданной ученицей Спасителя. Об одной из жен-мироносиц, первой увидевшей воскресшего Иисуса Христа, – в материале РЕН ТВ.

Беззаветное служение Церкви

Святая равноапостольная Мария Магдалина жила в I веке до новой эры. Согласно преданию, она беззаветно служила Церкви и скончалась в глубоко преклонном возрасте.

В IX веке ее святые мощи были перенесены в столицу Византийской империи Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов их перевезли в Италию и поместили под алтарем римского Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находятся во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы в честь Марии воздвигнут великолепный храм.

Упоминания о Марии Магдалине в Евангелиях Нового Завета

Мария несколько раз упоминается во всех четырех канонических Евангелиях Нового Завета – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. 

1. Она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9).
2. Затем стала следовать за Христом, служа ему и делясь своим достоянием (Мк. 15:40–41, Лк. 8:3).
3. Потом присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса (Мф. 27:56 и др.).
4. После чего была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61 и др.).
5. А также стала одной из жен-мироносиц, которых ангел известил о Воскресении (Мф. 28:1; Мк. 16:1–8).
6. Она первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему, чтобы дотронуться. Христос не разрешил ей это (Не прикасайся ко Мне), но зато поручил возвестить апостолам о своем воскресении (Ин. 20:11–18).

Житие Марии Магдалины

Евангелие рассказывает, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с другими благочестивыми женщинами она служила ему и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин.

Очевидно, именно ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания он нес на себе тяжелый крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за ним, плача и рыдая, а он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от него к ученикам, и она, вбежав в дом, где еще пребывали в смятении апостолы, возвестила им радостную весть: "Я видела Господа! Он говорил со мной". Так Мария стала первой в мире благовестницей о Воскресении и была признана Церковью равноапостольной.

Мария Магдалина проповедует в Италии

По преданию, когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла и Мария Магдалина. Она отправилась с проповедью в языческий Рим. Везде она возвещала людям о Христе и его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: "Я видела Господа! Он говорил со мной". С этой проповедью она обошла всю Италию.

Красное яйцо как символ и пасхальный обычай

Святая Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиберию (в Евангелии от Луки он упоминается под именем Тиверия кесаря). Так как перед императором было не принято появляться без подарков, а у Марии ничего не было, она пришла с простым куриным яйцом. Когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: "Это так же невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное". И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным.

Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник, помещена молитва, которую читают в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра. В ней указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после того, как он ушел из города после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам, когда упоминает Марию (Мариам), которая "много трудилась для нас".

Мария Магдалина в православной традиции

Православная традиция, в отличие от католицизма, не отождествляет Марию Магдалину с безымянной евангельской грешницей, а почитает ее исключительно равноапостольной святой мироносицей, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства.

В византийской литературе можно найти продолжение ее истории: через некоторое время после распятия Христа Мария Магдалина отправилась в Эфес (сейчас это территория Турции) вместе с Девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. (Больше всего сведений о Магдалине из четырех евангелистов сообщает именно Иоанн.)

В православной иконописи Мария Магдалина в отдельных сценах изображается крайне редко, по преимуществу – как жена-мироносица с сосудом благовоний. Изображения с пасхальным яйцом еще более редки. В конце XVI – начале XVII века ее фигуру можно заметить на семейных иконах в группе святых покровителей семьи царя Бориса Годунова, поскольку она была покровительницей царицы Марии. Во второй половине XIX века в Российской империи Мария Магдалина встречается на иконах в паре со святым Александром Невским, поскольку оба были покровителями императора и его жены – Александра III и Марии Федоровны.