Первые концлагеря: как британцы использовали "лагеря смерти"
Нацистский концлагерь Маутхаузен – одна из самых жутких фабрик смерти. Его узники трудились в каменоломнях в бесчеловечных условиях и тысячами гибли от истощения и болезней. При этом Маутхаузен считался одним из самых высокодоходных лагерей. Его руководство изобрело циничный способ зарабатывать на родственниках умерших заключенных – их семьям рассылали стандартные письма с соболезнованиями и предложением за 72 пфеннига оформить справку о смерти. Конечно, правду родственникам не сообщали. Наоборот, в письме говорилось, что несчастный захворал, лечился в госпитале и получал должных уход, но, к большому сожалению, скончался. Многие семьи замученных узников в это верили и высылали их убийцам деньги. На самом деле идею фабрик смерти придумали вовсе не в Германии, а в достопочтенной Англии. Когда появились первые концлагеря? И как немцы переняли опыт британцев? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Напряженные отношения между британцами и бурами
Прообразы концлагерей появились в XIX веке на территории современной Южно-Африканской Республики во время англо-бурской войны. Бурами называли переселенцев из Нидерландов и Франции. Они прибыли на Черный континент еще в XVII веке и организовали Капскую колонию вблизи мыса Доброй Надежды. Это был удобный перевалочный пункт на морском пути в Индию, и в 1806 году британцы решили завладеть этими землями.
"Напряженность между Великобританией и голландскими поселенцами побудила буров переместиться дальше в Южную Африку. Эта миграция стала известна как "Великий путь", – говорит кандидат исторических наук, доцент Евгений Данилов.
Захват бурских республик
В 1867 году на границе Капской колонии и нового поселения буров – Оранжевой республики – нашли крупное месторождение алмазов и золота. Англичане предъявили свои права на месторождения и начали вооруженный захват земель. Но на этот раз буры не желали уступать свою территорию, и в 1899-м началась настоящая война.
"Разница в численности войск получилась просто огромной: 500 тысяч британских солдат с одной стороны и против них – 88 тысяч буров, как позже посчитали историки. К марту 1900 года британские силы захватили две бурские республики", – поведал эксперт.
"Места спасения"
Военнопленных и всех, кого подозревали в помощи бурским солдатам, англичане сгоняли в специальные лагеря. Британские власти называли их "местами спасения" для мирного населения. По официальным данным, в них содержали около 200 тысяч человек, это половина всего белого населения бурских республик.
В январе 1901 года в Южную Африку приехала британская активистка Эмилия Хобхаус. То, что она увидела в так называемых местах спасения, повергло ее в шок: толпы людей, умирающих от голода и болезней.
"Массовые расстрелы, экзекуции, жесткие содержания в тюрьмах. Зачастую люди были за колючей проволокой под открытым небом", – отметил ведущий научный сотрудник центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.
Узники концлагерей
Жуткие фотографии Эмилии Хобхаус попали в мировую прессу, но британцы до последнего пытались оправдать свои действия. В 1902 году они перестали называть концлагеря "местами спасения" и официально приравняли их к лагерям для военнопленных. Но оказалось, что большая часть этих военнопленных – дети.
"Хобхаус писала в своем отчете, что в лагерях умирает по 50 детей каждый день. Она также приводит фрагмент письма одного из служащих концлагеря, который ей передали. Служащий писал, что "в корне неверна теория о том, что умирают лишь слабые дети. Сейчас уже умирают те, которых мы считали сильными. И все они будут, о, счастье, к весне мертвы", – поделился подробностями историк.
Как Геринг использовал опыт британцев
Всего в застенках английских концлагерей погибли 26 тысяч узников. В мае 1902 года буры все же признали власть британской короны. Взамен англичане объявили амнистию участникам боевых действий. Но историки уверяют, что опыт британцев успешно переняли немцы.
Соседняя Намибия в то время была германской колонией. Причем пост первого комиссара там занимал Эрнст Генрих Геринг – отец Германа Геринга, будущего рейхсмаршала и преемника Адольфа Гитлера. Он прекрасно знал все, что творили британцы на бурских землях, и использовал их опыт. Когда на территории, вверенной старшему Герингу, вспыхнуло восстание местных племен, здесь тоже появились концлагеря, созданные по британским лекалам.
"Германия уже посылает свои экспедиционные войска для борьбы с восставшими местными племенами. И немцы также применяют достаточно жесткое подавление. Это факт, что они использовали "лучшие" практики англичан. А нацисты потом уже перенесли данную методику на так называемых расово неполноценных, на народы, подлежащие уничтожению. Только они подошли к этому более системно", – подчеркнул ведущий научный сотрудник РАН.
Немецкие карательные войска (шутцтруппе)
Опыт и знания отца, без сомнения, пригодились Герману Герингу, когда в 1933 году он создавал тайную полицию – гестапо. Всего через восемь лет концентрационные лагеря появились снова, теперь уже в центре Европы. В 1941 году Адольф Гитлер прямо заявил, что концентрационные лагеря – изобретение англичан, что такие институции хороши, чтобы ломать хребет другим народам и надевать на них ярмо британской демократии.
"За эти десятилетия между англо-бурской войной и приходом нацистов к власти сильно шагнула вперед техника, в том числе технология уничтожения людей. Если британцы мечтать не могли о газовых камерах, электрическом душе, душегубках, то в распоряжении немцев все эти технические средства уже были, и, конечно, они поставили уже данные технологии на поток", – рассказал Камкин.
Немецкие карательные войска, уничтожавшие африканцев, назывались шутцтруппе. В нацистской Германии для защиты фюрера создали специальные отряды с похожим названием – шутцтштраффен. Позже в их ведение передали и концлагеря. Эти охранные отряды стали известны всему миру как войска СС.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.