Version: 0.1.0

Теракт на Олимпиаде-72: история трагедии, за которую мстил Израиль

Трагические события, произошедшие на Олимпиаде в Мюнхене 5 сентября 1972 года.

5 сентября 1972 года на Олимпийских играх в Мюнхене произошла страшная трагедия, которая заставила правительства всего мира пересмотреть систему безопасности спортивных мероприятий. 50 лет назад террористы убили 11 израильских спортсменов, а операция немецких правоохранителей полностью провалилась. Подробности этих ужасных событий – в материале РЕН ТВ.

Философия "Счастливых игр"

После окончания Второй мировой войны Германия хотела показать всему миру свой дружелюбный настрой и избавиться от нацистского прошлого, потому спортивные соревнования в Мюнхене проходили под лозунгом "Игры счастья и радости". На Олимпиаду приехали из Израиля бывшие узники фашистских концлагерей, что еще раз подчеркивало переход от милитаристского прошлого к жизни в мире и радости.

Израильская делегация состояла из 30 человек – 15 спортсменов и 15 официальных лиц, среди них тренеры, судьи, спортивные чиновники. Поселили их в корпусе номер 31 на восточной окраине Олимпийской деревни недалеко от центральных ворот.

Представители делегации Израиля еще до Игр беспокоились за свою безопасность. Дело в том, что место проведения турнира являлось уязвимым: не было вооруженной охраны и пропускного режима в олимпийской деревне.

Однако немецкие организаторы только отмахнулись, заявив, что это противоречит объявленной ими философии "Счастливых игр", так как в понимании немцев роль полиции, которая была вооружена одними рациями, заключалась в борьбе против билетных спекулянтов и пьяных.

"Черный сентябрь"

Террористическая организация "Черный сентябрь", которая была создана радикальными палестинскими арабами в начале 70-х, была немногочисленной; идейным вдохновителем являлся Али Хасан Саламе. Название "Черный сентябрь" группировка получила после сентябрьского вооруженного конфликта в Иордании, в ходе чего погибло около 10 тысяч палестинцев, а еще 150 тысяч бежали в Ливан.

У главарей "Черного сентября" возникла идея организовать теракт на летней Олимпиаде в Мюнхене после отказа Международного олимпийского комитета представителям Палестины в участии в Играх. Террористы хотели обменять израильских спортсменов на более 200 палестинских заключенных, большинство которых отбывали наказание в Израиле.  

Боевики приехали в Германию до старта Олимпиады по фальшивым документам двумя группами через Италию и Болгарию. Оружие было отправлено в Мюнхен через дипломатическую почту ливийского посольства.

Позже, после нескольких лет с момента трагедии, выяснилось, что осведомитель из Ливана предупреждал немецкое правительство о готовящемся теракте на Играх, но сообщение было проигнорировано.  

Захват заложников

В 04:30 утра 5 сентября террористы в спортивных костюмах и с сумками, которые были забиты оружием, стояли у двухметрового сетчатого забора олимпийской деревни.

Они никому не показались странными, так как участники соревнований часто перемахивали через ограждение, когда возвращались в номера. Поэтому канадские ватерполисты, которые допоздна смотрели хоккейную суперсерию СССР – Канада, помогли злоумышленникам перекинуть баулы с оружием через забор, не подозревая, что перед ними террористы.

"Они пришли вместе с нами. Мы подумали, что это другие спортсмены. Спустя пять или десять минут мы слышали звук выстрелов, но думали, что кто-то выиграл медаль и запускает фейерверки", – вспоминал игрок сборной Канады по водному поло Роберт Томпсон.

Палестинцы быстро преодолели 70 метров до израильского корпуса и открыли дверь своим ключом, в чем помог внедренный агент "Черного сентября". Террористы хорошо ориентировались в Олимпийской деревне, так как уже две недели наблюдали за обстановкой и выжидали нужный момент для нападения.

Перестрелка на Конноли-штрассе, 31

Первым в схватку с террористами вступил судья борцовского турнира Йосеф Гутфройнд. Именно он поднял тревогу и разбудил товарищей. В его комнату боевики зашли первыми.

Как только представитель делегации увидел лица в черных балаклавах, он бросился к двери и какое-то время удерживал ее. Именно поэтому тренер тяжелоатлетов Тувье Соколовский успел спастись, воспользовавшись разбитым окном. Шести оставшимся жителям первой комнаты было суждено оказаться в заложниках.

"Я проснулся от криков Гутфройнда, вскочил с кровати и через полуоткрытую дверь, которую он отчаянно пытался удержать, увидел людей с черными масками на лицах и с оружием. В этот момент я понял, что должен бежать. Я разбил стекло, выпрыгнул через окно и побежал в сторону соседнего здания. Террористы стреляли мне вслед так, что я мог слышать звуки пролетавших пуль", – рассказывал Соколовский.

Захватчики начали угрожать тренеру по борьбе Моше Вайнбергу, который уже был ранен в щеку в ходе схватки, оружием и требовать показать, где живут остальные израильские спортсмены. Он пошел на хитрость, решив, что борцы и штангисты смогут дать отпор бандитам, и повел террористов к ним в комнату, но те не смогли оказать сопротивления, так как спали. Так число заложников выросло до 12. Остальным израильтянам удалось незаметно выйти из захваченного здания.

Мэр Олимпийской деревни Вальтер Трегер, президент немецкого Олимпийского комитета Вилли Дауме и баварский министр внутренних дел Бруно Мерк предложили себя взять в качестве заложников вместо спортсменов, но террористы на это не согласились.

Требования террористов

Первыми жертвами террористов стали Вайнберг и тяжелоатлет Йосеф Романо. Когда их вели обратно в первую комнату, представители делегации напали на боевиков, тем самым они спасли одного заложника – борца-легковеса Гади Цобари, который использовал эту ситуацию, чтобы сбежать от бандитов через подземную парковку.

Однако из-за произошедшего Вайнберга застрелили на месте, а его тело выбросили в окно. Худшая судьба ожидала раненого Романо, так как захватчики, прежде чем убить спортсмена, подвергли его истязаниям. Впоследствии его тело оставили в комнате в назидание остальным заложникам.

Захватчики выдвинули требования до 12:00 5 сентября освободить 234 палестинцев, которые были в заключении в Израиле, и еще 16 радикалов из тюрем Западной Европы. В случае невыполнения условий злоумышленники обещали убивать в час по одному заложнику. Также преступники заявили, что им нужно предоставить самолет для вылета с заложниками в Каир. К аэропорту боевиков должны были доставить два военных вертолета.

Израиль отказался от любых переговоров с террористами и предложил провести своими подготовленными спецсилами военную операцию по освобождению заложников. Однако Германия отказалась от этого предложения, не дала разрешения на высадку израильских военных на территории страны и пыталась разрешить ситуацию путем переговоров.

Власти ФРГ дали согласие террористам на предоставление самолета. Однако Египет отказался принять самолет с террористами. Немецкое правительство планировало обезвредить захватчиков на военно-воздушной базе НАТО в Фюрстенфельдбруке, откуда должен был вылететь самолет. На базу террористов со спортсменами должны были доставить военные вертолеты "Ирокез".

Провал операции по спасению заложников

Операция по освобождению заложников потерпела полный крах, так как была плохо подготовлена. Также были допущены ряд ошибок. Согласно плану пять полицейских, переодетых в форму пилотов, должны были ждать террористов в самолете и убить двоих злоумышленников при входе в воздушное судно, а пять снайперов – остальных террористов.

Но полицейские в последние минуты сбежали из самолета, испугавшись террористов, и отказались участвовать в спецоперации. Захватчики, зайдя в пустой самолет, поняли, что оказались в ловушке. Тогда снайперы отрыли огонь по боевикам. В ходе перестрелки погибли два террориста и один немецкий полицейский, два злоумышленника были ранены.

Тогда на помощь полиции были вызваны бронетранспортеры. Террористы начали паниковать и открыли огонь по заложникам, а потом подорвали вертолеты гранатами, в результате чего все похищенные израильтяне погибли. В ходе спецоперации пять террористов из восьми были убиты, а троих удалось взять живыми.

Причинами провала операции стала цепочка халатных действий немецких властей:

  • за время переговоров не удалось установить, сколько всего было террористов – предполагалось, что их не больше пяти;
  • снайперы не прошли подготовку по проведению подобных операций;
  • винтовки снайперов имели обычный оптический прицел, который в условиях плохой видимости был неэффективен;
  • бронетранспортеры опоздали в связи с пробкой по дороге в аэропорт;
  • полицейские сбежали с самолета;
  • между снайперами и руководителями операции не было связи;
  • летное поле не освещалось;
  • стрельба по террористам началась преждевременно и неорганизованно.

"Гнев Божий"

Пока израильские спортсмены были в заложниках, Игры продолжались, а в Олимпийской деревне вовсю кипела жизнь. Турнир прервался лишь на сутки после гибели двух захваченных делегатов. На следующий день после трагедии на Олимпийском стадионе Мюнхена прошла траурная церемония, в которой участвовало 3 тысячи атлетов и 80 тысяч зрителей.

Тела убитых террористов немцы по требованию Муамара Каддафи отправили в Ливию, где их похоронили как героев, а в панихиде участвовала 30-тысячная толпа. Троих задержанных Германия обещала Израилю наказать по всей строгости закона, но через два месяца боевиков освободили, обменяв их на захваченный самолет рейса Бейрут – Анкара немецкой авиакомпании Lufthansa.

Премьер-министр Израиля Голда Меир дала поручение Моссаду разработать секретную операцию под названием "Гнев Божий", которая подразумевала уничтожение всех причастных к организации теракта на мюнхенской Олимпиаде. За 20 лет Израилем было ликвидировано 13 боевиков в разных точках мира. Избежать наказания удалось лишь одному террористу – Джамалю аль-Гаши, которого до их пор преследуют израильские спецслужбы.