Version: 0.1.0

Речь Путина о сильной России повергла Запад в уныние

Владимир Путин 7 сентября выступил на пленарном заседании Восточного экономического форума.

Запад разбирает по словам выступление Владимира Путина на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ). И политики, и пресса демонстрируют крайне пессимистический настрой. После заявлений российского лидера им окончательно стало ясно, что санкции лишь усугубляют европейский энергокризис, при этом сама Россия на себе сильного влияния ограничений так и не испытала. О реакции Запада рассказал европейский корреспондент "Известий" Виталий Чащухин.

Разочарование Запада

Все ждали упаднических настроений, но активность российского лидера на Дальнем Востоке не на шутку встревожила Запад. Сначала масштабные военные учения с нескрываемой улыбкой на лице, затем участие Владимира Путина в экономическом форуме и заявления, что Россия "ничего не потеряла в глобальном противостоянии" – наоборот, выиграла. Беспокоят Запад и наметившаяся встреча с китайским лидером на полях Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Теперь в американском Белом доме не скрывают своего раздражения.

"Я не собираюсь говорить о встречах между другими странами. Однако мы ясно дали понять, что  обеспокоены глубинной связью Китая с Россией", – заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

А по связям с самим Западом, как и по всему европейскому континенту, нанесен удар в виде "последнего дальневосточного предупреждения". Издание Washington Post, ставшее в последнее время рупором американской военной разведки, весьма точно уловило это послание Путина. И это тревожные новости.

"Комментарии, сделанные на экономической конференции, представляют собой одни из самых резких и широких угроз российского лидера в отношении огромного экспорта сырьевых товаров его страны. Он также охарактеризовал эти угрозы более прямо, чем в прошлом, – как экономическое оружие, которое он готов использовать в ответ на западные санкции", – утверждают авторы материала.

"Полярная зима" для Европы

От России в ответ на "санкционную агрессию" еще сильнее повеяло холодом.  И у самой Европы только одна на это реакция сейчас – судорожная. Самый жесткий прогноз для себя и других сделал сербский президент.

"Эта зима будет очень холодной для всех нас, и если вы внимательно слушали, то следующая зима будет полярной для всей Европы, потому что, мне кажется, что никто не хочет решения, все ждут поражения других сторон, а не компромисса. Если вы думаете, что победите Россию в военном отношении, то лучше готовьтесь к полярной зиме", — заявил глава Сербии Александр Вучич.

Белград оказался в числе тех европейских столиц, для которых поставки российского газа стали вопросом выживания. И разве что в одном Брюсселе еще теплятся какие-то надежды. Урсула фон Дер Ляйен пытается держать общий строй, призывая "отставить панику".

"Мы введем целый комплекс незамедлительных мер, которые защитят уязвимых потребителей и бизнес и помогут им адаптироваться. В первую очередь, мы должны сократить потребление электричества в пиковые часы. Мы должны сохранять электроэнергию, но умным способом", — отметила она.

И вот уже даже председательствующая в ЕС Чехия сдает назад. Введение предельных цен на российские энергоносители названо совсем не идеальным решением и снято с повестки. 

"На мой взгляд, это неконструктивное предложение. Речь идет скорее об очередном варианте санкций против России, чем о текущем решении энергетического кризиса в Европе. И теперь мы хотим не готовить новые санкции, а решить энергетическую ситуацию", — уверен министр промышленности торговли Чехии Йозеф Сикела.

Экономику пустили под откос

Только теперь каждый в этом вопросе сам за себя. Особенно, когда в мировой прессе по итогам Восточного экономического форума (ВЭФ) появляются отнюдь не обнадеживающие заголовки. Итальянская La Stampa одним предложением уловила смысл: "никакого газа, пока действуют санкции".

В Нидерландах эти самые санкции вынуждены отменять в одностороннем порядке для некоторых городов. Например, Гаага так и не нашла альтернативных поставщиков – ей позволено и дальше делать закупки у "Газпрома".

Еще одна показательная реакция: в преддверии экстренного энергетического саммита ЕС европейские металлурги написали открытое письмо в Брюссель. Содержание гневное.

50 процентов алюминевых и цинковых производств уже отключены. Сокращается производство кремния, ферросплавов, меди и никеля. Немецкий локомотив европейской экономики тоже пошел под откос. И министр экономики ФРГ это начинает признавать, глубоко вздыхая.

"Я могу предположить, что некоторые отрасли просто прекратят производство на какое-то время", – заявил Роберт Хабек.

В энергетический кризис скатываются все. Мэр Антверпена сравнил сегодня Бельгию со "второй Грецией", фактически объявляя свою страну банкротом. И сжиженный американский газ не греет.

Безработица, резкое снижение ВВП, еще больший социальный взрыв вследствие падения уровня жизни – эти не слишком радостные перспективы маячат на горизонте. Десятки тысяч несогласных выходят на протесты против резкого роста цен на газ, бензин и коммунальные услуги. Заявки на массовые демонстрации в одной только Германии расписаны на недели вперед.

Речь Путина о сильной России ввергла Запад в уныние