Тайна "птичьего клюва": как появились чумные докторы
В России вновь набирают популярность татуировки, связанные с пандемией. Это изображения QR-кодов, а также средневековые рисунки, на которых запечатлен чумной доктор. Это узнаваемый образ врачевателя в защитном костюме с маской, напоминающей птичий клюв. Почему в средние века медики, контактировавшие с чумными больными, носили именно такие маски? И какими жуткими по современным меркам способами врачи боролись с чумой? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Предвестник смерти
Встреча с человеком в такой маске для жителя средневековой Европы была предвестником мучительной смерти. Ведь это означало, что в город пришла чума. Летальность этого инфекционного заболевания составляла почти 100 процентов. Эпидемии чумы называли черной смертью или черным мором, поскольку трупы умерших быстро чернели. В середине XIV века пандемия унесла жизни десятков миллионов человек. По некоторым оценкам, тогда вымерло не менее трети населения Европы.
"Именно в XIV веке стало понятно, что обычных докторов, обычных врачей уже недостаточно, необходимы специалисты, которые могут работать именно с чумными больными. И Римский папа Климент VI специально объявил кастинг докторов, которые бы не побоялись ехать лечить людей от чумы в город Авиньон, где он в то время располагался, и установил жалованье, которое было в среднем в три-четыре раза выше, чем соответственно обычный врач", – рассказал доктор культурологии Андрей Зберовский.
Костюм чумного доктора
Врачевателей чумы узнавали по специфическому облачению. Свой окончательный вид костюм чумного доктора приобрел в первой половине XVII века. Его создателем считают французского медика Шарля де Лорма. Он разработал защитную экипировку, целиком изготовленную из кожи. Она состояла из длинного плаща, высоких сапог, штанов, перчаток, маски и широкополой шляпы. Во Франции и Италии необходимость ношения подобного наряда прописывали в договорах, которые чумные доктора заключали с городскими властями. Без защитного костюма запрещалось посещать не только дома, но даже улицы, где жили зараженные.
"Когда люди умирали от чумы, были целые кварталы, в которые уже обычные люди не заходили, трупы не убирали. Соответственно, человек мог болеть, а рядом располагались трупы его родственников, которые уже разлагались с соответствующим запахом, с соответствующими просто вот нечистотами, которые в том числе никто не убирал там, в этих квартирах", – сказал эксперт.
Каждый чумной доктор носил с собой длинную трость. Ее использовали для осмотра пациентов, чтобы не прикасаться к ним руками. С помощью трости исследовали пораженные участки кожи и проверяли, жив ли человек. Этим же инструментом врачи отгоняли больных, которые приближались к ним слишком близко.
"И если они выявляли болезнь, то они не подходили сами, они сообщали своим помощникам, что это больной. Они переставали подпускать родственников, и этих больных загоняли в дома вот этой же тростью, для того чтобы не было распространения болезни", – отметила терапевт Алена Ходорович.
Зачем доктору птичий клюв
Самой колоритной деталью костюма была маска, напоминающая птичий клюв. Это придавало врачу сходство с древнеегипетским богом мудрости Тотом, которого изображали с головой ибиса. Бытовало поверье, что такой образ отпугивает болезнь. Но у маски было и вполне функциональное предназначение. Она защищала от неприятного запаха, исходившего от тел зараженных и трупов. По мнению средневековых докторов, это зловоние, или, как его называли, миазмы, и было главной причиной распространения чумы.
"Создавалась специальная конструкция, она могла создаваться из плотной прессованной кожи, могла делаться даже из металла, из бронзы, из кости, из рога, то есть из дерева, прям такие, бывало, очень сложные конструкции. Но смысл был в том, что это был такой шлем, где даже были подобия как бы очков, то есть такие примитивные, но стекла вставлялись, чтобы глаза были защищены, были слюнные пластинки, потом уже сами стекла. Ну и, самое главное, нос", – говорит эксперт.
Нос маски изнутри заполняли сильно пахнущими лекарственными травами. Чтобы перебить трупное зловоние, чумные доктора также жевали чеснок, а в ноздри и уши закладывали губки, пропитанные ладаном или уксусом. Чтобы не потерять сознание от такого букета запахов, в маске делали небольшие вентиляционные отверстия.
"В клюве было две или три дырочки, в которых воздух проходил в нос человеку, то есть чумному доктору, только через определенную фильтрацию, которая выполняла из себя пучки сушеных трав, которые давали и запах определенный благовонный, и они так немножко фильтровали воздух в понимании того. Поэтому фактически такой противогаз средневековья", – рассказал культуролог.
Ангел смерти
С точки зрения современной медицины от чумных докторов было больше вреда, чем пользы. По сути, средневековые методы лечения чумы сводились к вырезанию или прижиганию воспаленных лимфоузлов – бубонов. Некоторые доктора помещали на пораженные участки тела лягушек или пиявок. Эта процедура, как говорили врачеватели, "балансировала соки нормальной жизни".
"Они могли сделать кровопускание, могли наполнить дом благовониями, в котором люди практически задыхались. И они лечили мышьяком и ртутью, от чего люди умирали. И на ослабленный организм болезнью, если добавить ртуть и мышьяк, соответственно, это 100% смерть. И непонятно, от чего было вреда больше, от их лечения или от самой болезни", – сказала терапевт.
Поскольку врачи не облегчали страдания пациентов, а, наоборот, приносили им еще большие мучения, образ чумного доктора в средневековье демонизировали. Врачевателей чумы воспринимали как ангелов смерти, которые приходили в дом, чтобы забрать душу человека.
От средневековья до наших дней
С наступлением эпохи Возрождения ситуация несколько улучшилась. Хотя эффективных методов лечения чумы по-прежнему не было, врачи стали отказываться от некоторых откровенно бесполезных практик, таких как вырезание бубонов или кровопускание. Самой действенной мерой против распространения инфекции была быстрая изоляция зараженных. Первым такую практику стал применять Мишель Нострадамус, который был не только знаменитым предсказателем, но и одним из самых авторитетных чумных докторов XVI века.
"В общем-то, позже люди поняли, что передается болезнь не с помощью запахов или чего-то такого, а через крыс, блох, насекомых и других животных. Ну и самое главное, конечно, воздушно-капельным путем", – рассказала Ходорович.
Несмотря на всю свою примитивность, костюм чумного доктора оказался довольно эффективной защитой. Кожаный плащ, высокие сапоги и перчатки защищали от блох, а маска препятствовала попаданию на слизистую мельчайших капель слюны зараженного. Возможно, именно поэтому смертность среди врачевателей чумы была на удивительно низком уровне. Современные средства индивидуальной защиты, по сути, основаны на тех же принципах, что и костюм средневекового чумного доктора.
О запутанных тайнах прошлого и настоящего, древних артефактах и парадоксах истории рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.