Многодетные семьи поселили в кубанской глуши за "мостом-призраком"
Опасной для жизни стала реализация законного права на земельный участок для десятков многодетных семей Краснодарского края. Территорию под индивидуальное строительство людям выделили не просто без коммуникаций, а вовсе в дикой глуши – среди топей и болот. Чтобы добраться до угодий, жители вынуждены использовать хлипкий мост, который того и гляди рухнет. Какие существуют перспективы решения коммунальной проблемы? Подробности – в сюжете РЕН ТВ.
Проблемные земли
Путь многодетного отца всегда непрост, но здесь еще и рискован – в прямом смысле.
"Мост, по которому мы проезжаем шесть раз за день, детей отвозим в садик, в школу, на работу. Страшно, вон все хрустит под ногами", – рассказывает Жанузак Монолбаев.
Таких, как Монолбаев, в селе Цыпка Туапсинского района Краснодарского края целый район. Почти 10 лет назад местные власти начали выдавать тут участки под жилье – без света, воды и газа, что само по себе запрещено законодательством. Теперь эти земли и вовсе стали спорными.
"Многим многодетным на сегодняшний момент отказали в регистрации собственности участка. Это связано с тем, что их участки вдруг стали находиться в собственности лесной полосы, лесозоны", – добавляет многодетная мать Елена Симон.
Но главная проблема – это все-таки труднодоступность. По бумагам добраться сюда вообще никак нельзя, а в реальности – с риском, по разрушающемуся мосту. И госслужащие об этом прекрасно знали, но все равно отчитались, что сделали "хорошее дело".
Путь через мост-призрак
От дальней части села до цивилизации можно попробовать перейти по камням и булыжникам, но в сезон дождей все русло реки заполняется водой. Единственный путь – через мост-призрак, которого нет ни в документах, ни на кадастровых картах. Может быть, поэтому чиновники пытаются эту переправу просто не замечать. В местной администрации отправляют в районную: мол, сделать ничего не можем. Принять мост на баланс в таком виде нельзя – самострой. На новый не дают денег, ведь только проектная документация будет стоить несколько миллионов рублей. Построить новую переправу тоже не в силах. В управе района ответа пока не дают.
"Балки проваливались уже не один раз. Его обрезали, не все транспортные средства вписываются в края моста, и, бывает, сносят какую-то из балок", – говорит Елена, проживающая в селе.
Вот и выходит что единственная дорога, которой, кстати, тоже официально не существует – проблема самих жителей. Они ее и чинят. Все-таки единственный путь к трем поселкам, где находятся сотни домов.
"Когда он ломается, мужья наши ремонтируют, после работы, с фонариками, в холод, в жару, ну потому, что это единственный мост. Сто домов только в нашем Водопадном. Рискуя каждый день упасть, но у нас деваться некуда", – рассказывает Татьяна Сидорова.
Бюрократические стены
Собственники участков обращались в прокуратуру. И та даже предписала местной администрации решить проблему, но наводить мосты, как выяснялось, намного сложнее, чем строить незримые бюрократические стены.
Почерневшие от времени железнодорожные шпалы местные жители заменили на новые. Но вот проблема – новых балок сейчас нигде не купить. При этом некая комиссия, по словам людей, на несуществующий объект все же выезжала и признала его исправным.
"Дефектов моста по результатам выездного обследования не установлено", – объясняет многодетная мать Елена Симон.
Сам мост был построен еще в начале 1970-х, когда на живописнейшей территории выдавали земли Туапсинским работникам порта и судостроителям. Деньги по программе реконструкции власти выделить не могут, опять же из-за неопределенного статуса дорог и переправы. Случись что, ответственность тоже нести будут сами жители. Ведь формально за единственный ведущий к домам мост никто не отвечает. Дети продолжают ходить по нему в школу, а машины – делать трещины в балках длиннее и глубже.