Version: 0.1.0

Великое разграбление Египта: как Запад начал поклоняться мумиям

Древнеегипетская лихорадка быстро распространилась по Европе, и далеко не сразу удалось ее унять

В мире есть десятки музеев, в экспозициях которых находятся коллекции древнеегипетских артефактов. Не исключено, что в скором будущем эти музеи лишатся значительной их части. Египет намерен вернуть увезенные на Запад древности – и даже добился определенного успеха: около 30 тысяч произведений древнеегипетского искусства уже находятся на исторической родине. Теперь пришло время трех "величайших потерянных сокровищ" – в Каире ждут возвращения Розеттского камня из Британского музея, Дендерского зодиака из Лувра и легендарного бюста Нефертити из Нового музея в Берлине. О шедеврах археологического наследия Древнего Египта и о том, как и почему большая их часть осела на Западе, – в материале РЕН ТВ.

Наследие Древнего Египта

Древний Египет – одна из главных мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Та-Кемет, земля Сикомора, Мицраим – как в разные времена называли Древний Египет – существовал 40 веков. Немалый срок, чтобы оставить огромное культурное наследие.

Величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски вдохновляли исследователей в течение многих столетий. Египетские мастера создавали прекрасные настенные рельефы и статуи, они знали секреты производства стекла и фаянса, для росписи которого придумали знаменитый египетский синий. 

В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к археологическим раскопкам и их результатам, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привел к созданию науки египтологии.

Мумия как лекарство от всех болезней

Но интерес к сокровищам древней цивилизации возник у европейцев гораздо раньше, чем появилась собственно наука. Артефакты из Древнего Египта просачивались в Европу постепенно благодаря путешественникам и торговцам. К XIII веку неожиданно возникла мода на порошки, настои и притирки из мумий, которыми лечили все: от зубной боли до чумы. Постепенно поток забальзамированных тел буквально захлестнул Старый Свет. Произошло это не просто так.

Выдающийся ученый и врач Авиценна в XI веке описал лечение мигрени, абсцессов, переломов, ушибов, тошноты и язв с помощью "мумиё" (от персидского "мум" - воск, смола), традиционного средства персидской медицины. Тогда на препарат обратили внимание в университете итальянского Салерно, где переводили научные труды авторитетных восточных авторов.

В текстах арабских и персидских ученых происхождение мумиё не разъяснялось. Местные специалисты и так знали, что это такое. Но европейцы, увидев знакомое слово, воодушевились. Они стали добавлять в переводы свои комментарии.

"Это субстанция, которую можно найти в землях, где похоронены тела, забальзамированные с алоэ, с которым жидкости из тела смешиваются и превращаются в мумию", – писал итальянский ученый Герард Кремонский.

В XIII веке уже повсеместно в Европе считалось, что целительное вещество "мумиё" можно найти исключительно в египетских гробницах. Оно должно быть черным, вязким и плотным как смола.

Как в Европе возник дефицит мумий

Ажиотаж постепенно нарастал, а спрос начал превышать предложение. В дело вступили расхитители гробниц. Теперь их интересовали не только золото и украшения – мумии стали нужны прежде всего. Сильнее всего страдали бедные, сравнительно свежие погребения. В них действительно находили природный битум – "земляную смолу".

Археологи объясняют это так: в первых столетиях новой эры это вещество было в разы дешевле традиционных средств бальзамирования – камеди и натрового щёлока. Смола глубоко проникала в ткани и смешивалась с ними настолько, что визуально было трудно определить, где она, а где человеческие кости.

К XVI веку сформировался рынок торговли мумиями. Появился ассортимент: mumia vulgaris (мумия обыкновенная), mumia arabis (мумия арабская), mumia sepulchrum (мумия из гробниц).

"Как только распространилась информация, что мумии представляют собой ценный предмет в медицинской практике, многие спекулянты занялись торговлей. Могилы были разграблены, а мумии, сколько удалось достать, были разбиты на куски с целью продажи", – писал известный египтолог Томас Петтигрю в своей книге "Истории египетских мумий".

Побывавший в то время в Египте купец Йоханн Хеллфирих из Лейпцига вспоминал: "Местные жители ищут мумий с величайшей энергией. Высушенные тела выкапывают ежедневно, а затем продают торговцам".

Некий англичанин в 1580 году упоминает: "Тела древних людей, не сгнившие, а целые, выкапывают ежедневно. Эти мертвые тела и есть те мумии, которых врачи и аптекари заставляют нас глотать против нашей воли".

Предложение не успевало за спросом. Развернулась подпольная индустрия — предприимчивые дельцы быстро нашли альтернативу. "Торговцы иногда выдают поджаренное верблюжье мясо за мумифицированное человеческое", – писал португальский аптекарь Томе Пирес.

А французский фармацевт Ги де Лафонтен вспоминал, как в 1564 году разговорился с одним купцом из Александрии. Тот признался, что собственноручно готовит "целебное средство из тел недавно казненных преступников".

Но не все в Средневековье верили в целительную силу лекарства из мумий. В 1582 году французский хирург, один из отцов современной медицины Амбруаз Паре говорил, что такое лекарство никак не облегчает страдания пациента, а иногда даже вызывает колики в животе, неприятный запах изо рта и рвоту.

Спрос на мумии оставался высоким до конца XVIII века, когда научное сообщество объявило, наконец, "лечение" мумиями шарлатанством и обманом.

Мумия как пигмент редкого оттенка

Европейцы не только употребляли в пищу и втирали в кожу порошок из измельченных фрагментов мумий – они еще использовали его для создания художественных полотен. В XVI веке коричневый пигмент под названием Mummy Brown ("мумия коричневый") появился на палитрах европейских художников. Его делали из смеси порошка из мумии, белой смолы и миро. Считалось, что полученная с помощью пигмента краска дает особый, "задумчивый" и "туманный" коричневый цвет.

Исторические записи подтверждают, что Mummy Brown применяли художники Возрождения, он оставался популярен и гораздо позже – у живописцев эпохи романтизма XIX века. Например, в 1854 году один из величайших художников французской романтической школы Эжен Делакруа использовал этот пигмент при росписи потолка Гостиной мира в парижской ратуше.

Пигмент можно было добавлять в масляные краски или использовать для лессировки и затенения. Единственное, было невозможно предугадать, какого качества получится краска, ведь все мумии разные. Иногда она моментально трескалась или долго сохла, в других случаях – быстро выгорала на солнце.

Большинство живописцев перестали использовать пигмент, когда узнали о его происхождении. Говорят, английский художник Эдвард Бёрн-Джонс был настолько потрясен этим известием, что закопал тюбики Mummy Brown в ​​своем саду, чтобы не участвовать в глумлении над покойными.

Тем не менее изготовление пигмента прекратилось лишь в середине 1960-х – и только потому, что у компании-производителя попросту закончились мумии.

Египетский поход Наполеона

В середине 1790-х годов молодая Французская республика решилась на схватку со своим главным врагом – Великобританией. Французы отказались от идеи военного вторжения через Ирландию и планировали подорвать английскую экономику за счет лишения империи колоний.

За организацию похода в Египет взялся молодой генерал Бонапарт. 21 июля 1798 года перед началом "Битвы у пирамид" он произнес фразу, ставшую легендарной: "Солдаты, сорок веков истории смотрят на вас!". Таким образом Наполеон хотел вдохновить свои войска на бой с армией, численность которой превышала французскую втрое.

Еще одна брошенная генералом фраза стала крылатой: "Армию – в каре, ослов и ученых – в середину!". Смысл ее заключался в желании Наполеона сохранить жизни взятых в экспедицию исследователей. Помимо войны с англичанами, задачей наполеоновской армии было добывание и изучение древностей. По сути, в этом походе сформировался будущий французский Институт Египта.

Как нашли Розеттский камень

В середине июля 1799 года Бонапарт отдал приказ выдвинуться к портовому городку Розетта (прежнее название города Рашид) неподалеку от Александрии и укрепить старый мамлюкский форт. Во время реконструкции фундамента солдаты извлекли из-под земли гранитную (точнее, гранодиоритовую) плиту длиной один метр, шириной 75 сантиметров и толщиной 30 сантиметров.

Прекрасно образованный лейтенант инженерных войск Пьер Франсуа Бушар увидел, что на ней выбито три текста, и сразу понял, что эта находка бесценна. Тексты эти заметить было непросто – сегодня работники Британского музея натирают плиту мелом, чтобы их было легче рассмотреть.

После того, как англичане совместно с турками в 1801 году взяли верх над французами, по условиям Александрийского мирного договора Розеттский камень попал в руки британцев и был доставлен в Лондон. Король Георг распорядился сделать четыре слепка и отослать их в важнейшие университеты Великобритании, а для иностранных ученых – напечатать литографии текстов. Потом передал камень в Британский музей, где тот осел под шифром ЕА-24, то есть как двадцать четвертая по номеру египетская древность.

Как расшифровывали древнеегипетские иероглифы

На Розеттском камне были хорошо различимы три текста. Нижний текст на древнегреческом был понятен, хотя и с трудом, всем ведущим лингвистам. С трудом, поскольку это не классический язык Древней Греции, а его диалект. Второй и третий тексты высечены на древнеегипетском языке. Верхний – иероглифами, средний – демотическим письмом.

Именно последнее письмо использовали простые грамотные люди для светских дел: заключения сделок, составления налоговых ведомостей или судебных записей. Европейские путешественники видели тысячи значков в египетских храмах, в гробницах, на деньгах и папирусах, но что они означают, никто не знал.

27 сентября 1822 года Жан-Франсуа Шампольон представил расшифровку Розеттского камня. Выступление Шампольона в парижской Академии надписей и изящной словесности произвело настоящий фурор: наконец была найдена система соответствий между иероглифами и греческими буквами, которыми были записаны тексты. Эта система стала ключом к прочтению прочих письменных иероглифических памятников древнеегипетской культуры, а ее первооткрыватель получил титул основоположника египтологии как науки.

С 2002 года Египет пытается вернуть бесценный артефакт на родину, заявляя, что камень – важная часть "египетской идентичности и должен находиться в Египте постоянно". Британский музей категорически отказывает своим египетским коллегам в просьбе предоставить камень хотя бы на несколько месяцев для показа в Каире – из-за опасений, что получить его обратно будет довольно сложно, если вообще возможно.

Дендерский зодиак

За год до феерического выступления Шампольона во Францию отправили еще одну находку: Дендерский зодиак – древнеегипетский астрономический барельеф в храмовом комплексе Хатхор в Дендере. Он находился на потолке портика часовни, посвященной Осирису, и содержал изображения 12 знаков зодиака.

Этот рельеф ученые характеризовали как "единственную полную карту древнего мира, которую мы имеем". Предположительно, он служил основой, на которой были построены более поздние астрономические системы. В 1822 году зодиак был помещен Людовиком XVIII в Королевскую библиотеку, а спустя сто лет его перенесли в Лувр.

Варварские методы работы археологов

Благодаря египтомании эпохи романтизма в Европе возник целый рынок древнеегипетских артефактов, на который потоком хлынули редчайшие экземпляры.

Работы у археологов прибавилось, но их методы иначе как варварскими не назовешь. Началось все с наполеоновского консула в Александрии Бернардино Дроветти, который оказался не только искусным дипломатом, но и страстным коллекционером. Если обелиск или статую было трудно транспортировать, он приказывал отпилить самый красивый фрагмент, а если ему попадался древний сосуд, он, не задумываясь, разбивал его, чтобы посмотреть, что внутри.

Похожим образом действовал и соперник Дроветти – еще один итальянец, Джованни Бельцони, работавший на генерального консула Англии Генри Солта. Его успехи на поприще археологии были впечатляющими: он нашел гробницу фараона Сети I, и он же первым проник в пирамиду Хефрена. Бельцони описывал, как ему приходилось пробираться через коридоры, заваленные мумиями. Чтобы добраться до залов с предполагаемыми сокровищами, археолог в буквальном смысле шел по трупам, которые под его ногами превращались в пыль.

Другие охотники за древностями были не лучше. Так, в 1836 году английский полковник Ричард Вис принялся изучать пирамиды по всем законам военного искусства. Не сумев найти вход в пирамиду, он заложил пороховой заряд и попытался проделать в стене брешь. Пирамида, по счастью, почти не пострадала.

В первой половине XIX века египетское  правительство смотрело на разграбление наследия фараонов сквозь пальцы. Тогдашний правитель Египта Мухаммед Али вел постоянные войны с Оттоманской империей и старался превратить страну в современное государство с регулярной армией и промышленностью. Древности становились разменной монетой в его политике: чтобы заручиться поддержкой западных держав, он позволял европейцам забирать из Египта все, что им нравилось.

Как французы стали монополистами

Положение начало меняться после приезда в страну французского археолога Огюста Мариета, который сумел подмять под себя весь бизнес на египетских древностях. В 1858 году правивший страной Исмаил-паша создал специально для Мариета должность хранителя древностей. Он получил административный контроль над всеми памятниками Египта, включая те, которые еще не были найдены.

Пользуясь своей властью, Мариет фактически монополизировал всю археологическую работу в стране. Рынок антиквариата он тоже монополизировал, и отныне только он решал, может ли тот или иной предмет быть вывезен из Египта.

Контрабанда и "черное копательство" существовали по-прежнему, но профессиональных археологов в страну больше не пускали. Мариет теперь один копал по всей долине Нила. В одном только 1860 году он заложил 35 раскопов в разных точках Египта. Контролировать такие масштабные работы было невозможно, поэтому их качество заметно страдало.

Но это не помешало Мариету разбогатеть и стать на родине национальным героем, ведь, выгнав с раскопок англичан и немцев, он обеспечил французам безусловное преимущество. Если египетские древности все-таки вывозились за рубеж, то попадали они преимущественно во Францию.

Самая известная красавица древнего мира

Одно из самых известных произведений древнеегипетского искусства — бюст Нефертити, супруги фараона-реформатора Эхнатона — обнаружил не француз, а немец, археолог Людвиг Борхардт. Это произошло 6 декабря 1912 года в Тель-эль-Амарне.

Скульптура изготовлена из известняка и покрыта гипсо-ангидритовой смесью, окрашенной в шесть цветов. Нефертити изображена прекрасной женщиной с длинной шеей, четко очерченными черной краской бровями и веками, высокими скулами, аккуратным носом и завораживающей улыбкой. Кроме этого, ее лицо обладает идеальными пропорциями. Бюст практически не имеет повреждений, за исключением одной детали: в левой глазнице отсутствует кристалл, символизировавший глазное яблоко.

Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, что не мешает Египту продолжать настаивать на незаконности его вывоза в Германию и требовать возврата.

Возвращение культурных ценностей

Египет в последние годы активно добивается репатриации незаконно вывезенных из страны в разное время памятников древности. В 1983 году было значительно ужесточено законодательство в области охраны артефактов – вывоз объектов культурного и исторического наследия запрещен и карается по закону.

По данным властей, 95 процентов контрабандных древностей является результатом археологических изысканий "черных копателей". За последние 10 лет Египет сумел добиться возвращения на родину около 30 тысяч древних артефактов.