День Веры, Надежды, Любови и их матери Софии: почему принято плакать
День памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечают 30 сентября
В сентябре есть особо важный праздник для православных христиан. В этот день церковь почитает святую Софию и трех ее дочерей: Веру, Надежду и Любовь.
А на Руси в день памяти мучениц отмечали Вселенские, или Всесветные, бабьи именины – в народном сознании образы христианских мучениц стали символами женщин любого возраста, всех матерей и дочерей.
Об истории благочестивой вдовы и ее детей, а также о традициях праздника – в материале РЕН ТВ.
Когда отмечается День Веры, Надежды, Любови и их матери Софии в 2024 году
Православная церковь отмечает память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 30 сентября (17 сентября по старому стилю). Праздник отмечается в одну и ту же дату и является непереходящим. В 2024 году этот день выпадает на понедельник.
30 сентября день ангела отмечают все девочки, девушки и женщины, которых зовут София, Вера, Надежда и Любовь.
Значение Дня Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
День Веры, Надежды, Любови и матери их Софии считается днем семейного благополучия и крепких родственных уз. Во время службы в церкви 30 сентября верующие молятся о счастье и здоровье своих детей, просят защитить их от зла, болезней и других бед.
Кстати, на Руси в этот день праздновали свои именины многие, ведь эти четыре имени были очень популярны в народе. Поэтому со временем начали отмечать большой праздник – Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин.
Именины обычно праздновали три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели: веру, надежду и любовь. Именинницам дарили небольшие подарки: ладанки, иконки, сладости. Они же в свою очередь угощали родных и близких пирогами собственного приготовления.
История мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии
Благочестивая вдова-христианка София и трое ее дочерей Вера, Надежда и Любовь, которых по-гречески звали Пистис, Элпис и Агапэ, что олицетворяло главные христианские добродетели, жили во II веке в Риме. Туда вдова переехала с детьми из Милана. Девочкам к тому времени было 12, 10 и 9 лет. Будучи сама примерной христианкой, София воспитывала детей в истинной вере, в уважении к Священному Писанию и соблюдении чистоты духовной и физической.
Римом правил император-язычник Адриан, которого называли самым жестоким гонителем христиан. Он узнал о том, как сильна вера Софии, и потребовал доставить ее во дворец, где приказал женщине и ее детям отречься от Христа. Однако и София и девочки отказались предать свою веру.
Удивленный смелостью христианок император отослал их к язычнице, которой надлежало убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными: сестры-христианки и их мать не изменили своих убеждений. Отказались они и приносить жертву языческим богам.
Разозленный мужеством девочек император приказал пытать их. Первой на глазах у матери жестоко истязали Веру: ее раздели, избили, кинули на раскаленную решетку. Но она молилась Господу, и никакие мучения не причинили ей вреда. Тогда император приказал усечь ее мечом. Попрощавшись с матерью и сестрами, Вера шагнула вперед.
Не менее жестоко Адриан поступил с Надеждой и Любовью. Но ни девочки, ни их мать София не выказали ни страха, ни боли, ни сомнения. Когда он пытал огнем Любовь, пламя из печи вырвалось с такой силой, что опалило самого императора. Любовь же вышла из огня целой и невредимой. И ее Адриан приказал казнить.
София погребла останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена церковью к лику святых.
Изображение мучениц на иконах и в искусстве
В иконографии принято изображать Веру, Надежду и Любовь как маленьких девочек-мучениц, а их мать Софию – в образе Девы Марии – то в платке, то облаченной в мафорий.
Мафорий – верхняя одежда, длинное женское покрывало.
В искусстве же Вера, Надежда и Любовь предстают как взрослые женщины. Вера держит в руке крест, Надежда – якорь, а Любовь изображена в окружении детей и находится в центре между сестрами. Так, например, они представлены на витраже в храме Святого Иоанна (Великобритания) и на витраже Эдварда Берн-Джонса в храме Святого Мартина (Великобритания).
К теме святых мучениц обращались и русские художники. Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова "Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)" 1896 года. На знаменитой картине мучениц в белых одеждах вместе с другими праведниками сопровождают ангелы, которые указывают им путь в Рай. Но Вера, Надежда и Любовь испуганно льнут к своей матери.
На картине Василия Тропинина "Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья" 1818 года святые собраны в плотно скомпонованную группу – девочки и их мать связаны жестами, которые показывают силу материнской, дочерней и сестринской любви.
В Санкт-Петербурге установлен памятник, посвященный мученицам. Он находится около храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (адрес: проспект Стачек, д. 186-А). Храм расположен на холме, а скульптура – перед его южным фасадом. Скульптура представляет собой трех девочек – Веру, Надежду и Любовь, которых сверху обнимает их мать София.
Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
10 мая 777 года епископ Страсбургский Ремигий привез из Рима в эльзасскую деревушку Эшо мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Их поместили в католическом соборе Святого Трофима, который стал центром аббатства Святой Софии.
Вплоть до Французской революции мощи святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и Софии хранились в аббатстве. Однако в 1792 году монастырские здания были проданы с аукциона, а мощи уничтожены революционерами. В монастыре устроили трактир с винным погребом, который в 1822 году разрушили вместе с другими монастырскими помещениями. После того как в конце XIX века разрушенную церковь Святого Трофима объявили во Франции национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новые частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а вторую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.
Поток паломников к мощам в храм Святого Трофима в Эшо не оскудевает до сих пор. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.
Традиции Дня Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Поскольку предыстория праздника очень трагична, раньше женщины начинали утро этого дня плачем, жалея себя и оплакивая все беды и невзгоды. Ритуальный плач был своеобразным оберегом: считалось, что, о ком поплачут 30 сентября, того печали и горести обойдут стороной.
В церкви замужние женщины покупали три свечи, две из которых ставили перед иконой Иисуса Христа, а третью несли домой, где вставляли ее в испеченный к празднику каравай или пирог и читали над ним молитву о душевном покое 40 раз. Затем выпечку разламывали и раздавали родным и близким. Считалось, что это принесет в дом мир, покой и взаимопонимание.
Незамужние девушки на Веру, Надежду и Любовь нередко гадали, хотя это и порицалось церковью. А молодежь устраивала посиделки, где одинокие парни и девушки присматривались друг к другу. На Вселенские бабьи именины нередко сватались, а вот играть свадьбу в этот день считалось плохой приметой.
Утром в праздник можно отправиться в храм на праздничную службу и помолиться обо всех своих родных и близких.
Можно умыть лицо святой водой (считалось, что это очищает душу человека и защищает его от нечистой силы).
В народе принято, что каждой женщине в этот день надо поплакать о себе, о своих родных и близких, как это делали предки. Соблюдая традиции, женщинам с чистым сердцем и светлыми мыслями нужно замесить тесто, испечь именинные пироги, а затем угостить ими всех домочадцев и гостей (в народе говорили, что этот ритуал должен укрепить здоровье).
Также в этот праздник следует помириться со всеми, с кем поругался.
Что нельзя делать в День Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
В народе существуют несколько запретов:
- нельзя работать в огороде и заниматься садоводством;
- нельзя шить, вязать, вышивать, стирать и готовить. Все домашние дела должны взять на себя мужчины;
- в праздник нельзя устраивать пышные застолья;
- запрещено ссориться, ругаться, злословить и желать другим зла.
Приметы на День Веры, Надежды, Любови и их матери Софии
В народе распространены следующие приметы:
- если на улице сухая погода, то зима придет не скоро;
- журавли, летящие на юг, сулят много снега на Покров Божией Матери 14 октября;
- если утром 30 сентября пасмурная погода, значит в ближайшие дни будет тепло;
- дождливый день в этот праздник предвещает снежную зиму;
- раскаты грома в День Веры, Надежды, Любови и матери их Софии означают, что осень будет долгой и теплой;
- утром 30 сентября девушкам можно поплакать, чтобы в дальнейшем им сопутствовало счастье;
- а вот свататься, венчаться и заключать брак в этот день не рекомендуется. Считается, что тогда семейная жизнь будет несчастливой.
Интересные факты
- Первые жития мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии появились довольно поздно, в VII–VIII веках. Их писали на грузинском, армянском, латинском и греческом языках. При переводе на славянский греческие имена девочек обрели привычную нам форму – "Вера, Надежда и Любовь".
- В некоторых житиях имя их матери Софии тоже было переведено как "Премудрость". Но этот вариант не прижился. Имя София сохранило свою греческую форму.
- Пост в этот день не соблюдается.
- В храмах в этот день читают тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; кондак мучениц, молитву и акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, а также величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.