Восьмой пакет санкций обнажил беззубость Евросоюза
Европейский политический саммит в Праге был ознаменован жестом эмира Катара. Шейх Тамим бен Хамад Аль Тани, обидевшись, уехал из Чехии – он хотел остаться на встрече 44 лидеров государств, но, как утверждается, чешская сторона не смогла согласовать этот визит. И это при том, что Катар является одним из крупнейших в мире поставщиков газа, в котором сейчас так нуждается Евросоюз. Эту логику понять трудно, как и логику восьмого пакета антироссийских санкций – похоже, там больше исключений, чем новых правил. Подробности – в сюжете РЕН ТВ.
"Дружба" против России
В пражском Граде встречаются не только главы ЕС, но и те, кто уже или еще к Евросоюзу не имеют никакого отношения. Стремительная Майя Санду, хмурый Реджеп Тайип Эрдоган, улыбчивая Лиз Трасс – ей даже "Брекзит" не помеха. Все это теперь называется ЕПС (Европейский политический союз) – новая организация, куда включают еще 17 стран, чтобы дружить против понятно кого.
"Здесь собрался весь Европейский континент, кроме двух стран – Белоруссии и России. Это показывает, как эти страны изолированы. Сегодня мы обсудим, как быть с энергокризисом и что делать, если продолжится эскалация конфликта на Украине", – говорит премьер-министр Бельгии Александр де Кро.
"Нужно делать шаги вперед, чтобы гарантировать две вещи – безопасность в Европе, особенно учитывая российскую агрессию против Украины, и думать, как дальше решать энергетические проблемы", – добавляет премьер Нидерландов Марк Рютте.
Точечные санкции
Главный пункт повестки – санкции против России. Европарламентарии принимают очередной уже восьмой пакет. И он отчасти дублирует все предыдущие.
В него входит ограничение на экспорт обширного списка товаров – от автомобилей до сигарет, от оружия до электроники, а также запрет на оказание юридических и IT-услуг российским компаниям, на предоставление криптовалютных кошельков. А вот дальше – самый главный пункт: ограничение цен на российскую нефть. Но есть нюансы.
"Сейчас столько вызовов нашему благополучию, которые требуют совместной работы: инфляция, высокие цены на энергетику, это и наша зависимость от импорта ресурсов, которая угрожает нашей безопасности", – убежден премьер Чехии Петр Фиала.
Ограничения не касаются нефти, которая идет в ЕС по трубопроводам, и не касаются, например, Греции и Кипра, потому что у них большой грузовой флот. Зато касаются третьих стран, которые завозят российскую нефть танкерами. То есть Евросоюз максимально сохранил доступ к нашим энергоресурсам. Видимо, решение ОПЕК+, который накануне решил значительно сократить добычу, повлияло. Цены уже пошли в рост, а дешевле, чем в России, нефти нет. Евросоюз умудрился еще и эмира Катара обидеть – не пустили монарха на свое заседание, хотя он об этом просил. И представителям Саудовской Аравии неудобные вопросы задают, хотя ссориться с Эр-Риядом сейчас не время.
"Вы снова нафантазировали, будто Саудовская Аравия и Россия пытаются договориться о цене в 100 долларов. Но это ложь. Мы объясняли вашей коллеге целых 25 минут, почему Саудовская Аравия против манипулирования ценами. И эти 25 минут прошли впустую. Мне это все не нравится, какое неуважение", – говорит министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Сальман.
Раскол по-европейски
Еще зима не настала, а по всей Европе уже сотнями закрываются предприятия. И мелкий бизнес не справляется с оплатой счетов.
"Образуются очереди, чтобы заправить свой бак, и это становится все хуже и хуже. Где-то уже нет бензина", – говорят жители Франции.
"Сейчас инфляция очень высокая, у людей просто нет денег покупать детскую одежду. Поэтому мои доходы очень упали, мне уже нечем платить за электроэнергию", – добавляет Вилма Марфе, хозяйка магазина в Нидерландах.
Раскол в европейских элитах все очевиднее. На днях Марин Ле Пен уже заявила: санкции ударили не по России, а по Франции. Ангела Меркель напомнила: безопасность ЕС без России не построишь. Сегодняшняя Прага выглядит едва ли не последним европейским ударом по Москве.
"У Европейского союза остается все меньше инструментов для введения санкций в отношении России, но нужно продолжать оказывать политическое давление", – говорит премьер-министр Эстонии Кая Каллас.
О каком именно потолке цен на нефть идет речь, в заявлении ЕС пока не прописано. Звучат предложения вообще не привязываться к жестким цифрам, а сделать некий плавающий курс.
"Потолок цен постоянно откладывали, потому что понимали: он не сработает. Многие страны ЕС понимают, что такие меры – это уже самоубийство. И не хотят в этом участвовать. Если ты ставишь потолок цен, то это значит, что можно нефть больше просто не получить. Но все зависят от нефти. Только что мы потеряли российский газ, нельзя сразу потерять еще и российскую нефть", – считает немецкий политолог Айке Хамер.
В Москве уже заявили, что для начала новый европейский пакет внимательно изучат. Подождут конкретики и тогда определятся с ответными мерами.