Version: 0.1.0

"Плохие русские" расстреляли американцев и стали звездами Call of Duty

Геймеры подозревают, что разработчики списали ЧВК с "вагнеровцев"

"Плохие русские" в западной массовой культуре получили новое воплощение. На этот раз в роли хрестоматийных злодеев выступили бойцы ЧВК "Вагнер". Они появились в очередной серии популярной видеоигры Call of Duty. На территории некой арабской страны наш отряд на КамАЗах внезапно окружает группу американских наемников. Что произошло дальше? Подробности – в сюжете Семена Еремина.

Сюрприз имени "Вагнера"

Шикарная графика, культовый геймплей – от новой итерации мирового хита Call of Duty другого и не ждали. Но российским фанатам – отдельный сюрприз в сюжете.

"All stations! We got Russian PMC", – доносятся крики американского бойца.

Вражеские бойцы – русские. А PMC – это Private Military Contractors, частная военная компания. Какая конкретно, не звучит. Впрочем, судя по комментариям к роликам, все геймеры прекрасно ощущают контекст. Пишут, что речь идет о ЧВК "Вагнер".

Похоже, что американская компания Activision Blizzard, выпускающая игру, получила новый заказ по формированию образа врага. С учетом момента, когда выходит релиз – в разгаре СВО на Украине, – это вряд ли это просто ирония.  

Влияние Call of Duty

"Любая серия представляет взгляд с позиции культуры не нашей, это совершенно точно", – говорит доктор психологических наук, профессор Борис Рыжов.

В период становления личности, до 24 лет, игра, как форма деятельности, формирует картину мира во многом. А если это хит мейнстрима, заложенные в него нарративы – как семена, которые способны прорасти в мыслях и повлиять на поведение.

"И вот здесь для человека, которому кажется, что наступила пора вырваться из этого иллюзорного мира и войти в мир реальности, то очень часто он сможет совершить такой выбор, причем понятно, на какой стороне он окажется, по какую сторону баррикад", – поясняет Рыжов.

Пример – обернувшаяся скандалом история девятнадцатилетнего британца Джейми. Большой фанат Call of Duty вдруг уехал на Украину, чтобы наемником воевать против русских. Его мама пришла в ужас.

"Он никогда в жизни не держал в руках оружия. Я бы никогда не подумала, что он решится на такое. У него все еще паспорт ребенка", – признавалась мама геймера.

Никита уже давно в "Колде", так игру часто называют фанаты. И сюжетом впечатлен не особо. Нет в нем достаточной глубины конфликта – как будто наскоро пришит к уже готовому игровому сценарию.

"Он в деталях проработанный, но сам сюжет – просто чтобы был", – поясняет Никита.

Демонизация русских

Воздействуют ли Госдеп или, к примеру, Пентагон на IT-компании, производящие компьютерные игры, или это самостоятельное их творчество, вопрос открытый. Но фабула новой "Колды" укладывается в западные нарративы не впервые.

В 2009 году разгорелся скандал, когда вышла Call of Duty: Modern Warfare II. В шутере была миссия "Ни слова по-русски". По сюжету группа русских военных расстреливает людей в российском аэропорту, чтобы выставить террористами американцев и развязать мировую войну.   

"Люди подписывали даже петицию о запрете и распространении игры. Демонизация русских в видеоиграх, как и любая демонизация, – в первую очередь дискредитация культуры и навязывание негативного образа людей по национальному признаку", – считает киберспортсмен Михаил Пименов.

Это вызывает сопротивление игроков. Взять хотя бы те же комментарии к отрывку новой Modern Warfare по поводу бойцов ЧВК "Вагнер".

"Посмотрел, как "музыканты" размотали колонну американцев. Ради этого стоит купить игру". Но тут же ответ: "Это понятно, но потом тебе придется играть за американцев и убивать "музыкантов".

"Плохие русские" разнесли американцев и стали звездами Call of Duty