Получи, Ван Гог: за что экоактивисты мстят шедеврам искусства в Европе
Почему активисты стали нападать на шедевры искусства и может ли это начаться в России
В Европе в последнее время новый тренд – экоактивисты портят известные картины, чтобы якобы привлечь таким образом внимание к проблемам экологии. Так, в октябре экоактивисты напали на шедевр Яна Вермеера "Девушка с жемчужной сережкой" в Нидерландах. В том же месяце в Англии была облита томатным супом знаменитая картина Винсента Ван Гога "Подсолнухи". В Италии пострадала другая картина легендарного художника – полотно "Сеятель".
Но в чем связь между экологией и искусством? Опрошенные РЕН ТВ искусствоведы поделились своим мнением по поводу того, за что активисты "мстят" шедеврам, и может ли такое явление попасть в Россию. Также эксперты рассказали о защите бесценных полотен.
"Глупый вандализм": почему выбирают те полотна, которые тяжелее повредить
Искусствовед, коллекционер, эксперт в области живописи Сергей Подстаницкий назвал акцию "глупым псевдоэкологическим вандализмом". Он считает, что в ее корне лежит пиар.
"Это скорее связано с некими пиарщиками, которым показалось, что эта тема будет максимально востребована. И, видите, они угадали действительно. Любые другие действия, любые другие акции протеста не привели бы к такому эффекту", – прокомментировал Подстаницкий.
Искусствовед считает, что виновников нужно строго наказать, "чтобы неповадно было".
"Потому что все-таки произведения искусства и экология – они довольно слабо между собой пересекаются. И попытки такого привлечения внимания к себе, которые могут привести к повреждению или уничтожению произведения искусства, я считаю, это настоящее преступление, с которым надо максимально строго бороться", – подчеркнул эксперт.
Подстаницкий поделился своим мнением по поводу того, могут ли такие акции начаться в России. По его словам, в нашей стране с охраной в центральных музеях сейчас нормально, поэтому мы в некоторой степени застрахованы от таких акций.
"Никто не разрешит пройти в музейный зал с банкой супа или с миской вареной картошки", – отметил он.
Вместе с тем эксперт также указал на то, что все картины защитить от вандалов невозможно. Особое внимание уделяется защите тех картин, которые наиболее ценны или могут наиболее легко спровоцировать психически неуравновешенного человека (в качестве примера ко второму варианту он назвал картину "Иван Грозный убивает своего сына"), – такие полотна максимально убирают под стекла и стараются, чтобы посетители находились на некотором расстоянии от этих произведений.
Подстаницкий также отметил, что риск вандализма, к сожалению, всегда присутствовал и будет присутствовать в общедоступных музеях.
"Из того, что я видел, из того, что происходило в Европе, – там, к счастью, все картины были под стеклами. И, в принципе, я думаю, что урон был нанесен не сильный. Может быть, кстати говоря, люди и выбирают умышленно те вещи, которые тяжелее повредить, чтобы как раз остаться максимально в "безответственности", – считает он.
Но, как сказал искусствовед, все равно любое действие подобного рода может привести к возникновению цепочки подобных поступков, уже даже не связанных с активизмом.
Могут ли псевдоакции распространиться в России
А вот художник, искусствовед, член Союза художников Александр Таиров считает, что это явление с порчей шедевров искусства уже приобретает распространенный характер.
"Не в первый раз происходит. И неудивительно, что это происходит. Вспомните Герострата, в конце концов, который сжег храм Артемиды. Он же это сделал для того, чтобы прославиться в веках. Несмотря на то, что власти, которые его судили, стремились затушевать... Тем не менее его имя осталось в веках, он достиг этой цели. И те, кто сейчас это делает, они добиваются резонансных моментов, связанных с так называемым хайпом, которые обретают такую сверхизвестность. И таким образом происходит тиражирование этой информации, известность и привлечение к себе внимания, к тем проблемам, которые они как бы продвигают", – прокомментировал Таиров.
Художник не исключил, что это явление может приобрести массовый характер и в России.
"Мы повторяем как лучшее, так и худшее из того, что приходит к нам извне. И примеры могут найти подражателей у нас. Это абсолютно нельзя исключать", – предупредил искусствовед.
Говоря о защите произведений искусства, он отметил, что все картины не спрячешь под стеклом: какие-то шедевры экспонируются без стекла.
Также Таиров уточнил, что томатный суп и прочее, что используется во время акций вандалами в Европе, отмыть можно. Но более агрессивное вещество повредит поверхностный слой полотна.