Version: 1.0.2

Хроники Гатчины: 866 дней фашистского террора

81 год назад фашисты оккупировали Гатчину

13 сентября 1941 года — трагическая дата в истории Гатчины. В этот день немецко-фашистские захватчики вошли в город. 

Оккупация, продолжавшаяся почти 900 дней, принесла огромные потери. Цветущий исторический город-памятник был превращен в груду развалин. В Гатчине и окрестностях фашисты создали несколько концлагерей, в которых погибли десятки тысяч человек. Повсеместно был введен рабский принудительный труд. 

Но, несмотря на огромные разрушения и потери, город выстоял. О судьбе Гатчины во время фашистской оккупации — в материале РЕН ТВ.

Исторический город-памятник

Считается, что название Гатчина произошло от слияния двух слов: "гать" (дорога, проложенная через топкое место) и "чинный" (важный). Усадьбу в Гатчине в свое время Екатерина II подарила своему фавориту Григорию Орлову — он построил фантастической красоты дворец по проекту архитектора Антонио Ринальди.

После смерти Орлова Екатерина отдала Гатчину сыну Павлу, а тот, в свою очередь, построил для изгнанного из Франции приора Мальтийского ордена Приоратский дворец. Его уникальность в том, что он землебитный: из прессованной земли возведены стены, ограда и окружающие постройки. 

В Гатчине впервые в стране появилось электрическое наружное освещение, был построен первый военный аэродром. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году Гатчина была признана самым благоустроенным городом России.

Подвиг защитников Гатчины

Враг вступил на гатчинскую землю в августе 1941 года и встретил ожесточенное сопротивление бойцов Красногвардейского укрепрайона (с 1929 года Гатчина называлась Красногвардейском). В бою у поселка Войсковицы 20 августа рота тяжелых танков KB под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова уничтожила и повредила 43 танка противника, из них на счету самого Колобанова было 22 танка.

Лишь 12 сентября, когда гитлеровцы стали обходить Гатчину с тыла, советские войска получили приказ отойти на другой, заранее подготовленный рубеж. На следующий день, 13 сентября, части 42-й армии оставили Красногвардейск. 

Прикрывал отход отряд ополченцев под командованием политрука Андрея Григорина. Тридцать шесть часов отряд бился с врагом на улицах Гатчины. Большинство бойцов погибли, а оставшихся в живых, в том числе Григорина, фашисты захватили в плен и после пыток казнили на городской площади.

Нацистские лагеря смерти в Гатчине

Машина фашистских репрессий охватила весь город — в его границах действовало четыре концлагеря для военнопленных:

  • лагерь "Дулаг-154", расположенный на окраине Гатчины, где одновременно помещалось 4-5 тысяч человек;
  • лагерь на территории довоенного аэродрома, рассчитанный на 5 тысяч человек;
  • пересыльный лагерь "Дулаг-5" на территории воинской части "Красные казармы" — на 3-4 тысячи человек;
  • штрафной лагерь на территории довоенной граммофонной фабрики на проспекте 25 Октября — на 200 человек.

Во всех концлагерях существовало два отделения — "рабочее", из которого обычно отправляли на работу в Германию согласно генеральному плану "Ост", или на прифронтовые территории как рабочую силу, и "нерабочее" — в которое помещали смертников.

Лагеря предназначались для военнопленных, евреев, большевиков и подозрительных лиц, задержанных немецкой полицией. Также в них сгонялись жители из прифронтовой полосы — Красного Села, Павловска, Пушкина, Петергофа, Стрельны, Урицка и многих других населенных пунктов. 

Если в Гатчине у них не было родственников, они оказывались в гражданских концлагерях, которые были организованы в разных районах города. Особенно жестоким режимом отличался трудовой лагерь на Хохловом поле, в котором содержалось много матерей с детьми и подростков.

По данным документов Гатчинского краеведческого музея, коммунисты, комсомольцы, партийные работники, советские активисты, журналисты, писатели и ученые разных национальностей — все проходили как "евреи", а члены подпольных организаций, издатели подпольных листовок и партизаны — как "враги рейха".

Лагерь смерти "Дулаг-154"

С сентября 1941 года в Гатчине были расквартированы специальные зондеротряды и айнзацгруппа "А". Город стал центром карательных органов, действующих в его окрестностях. "Дулаг-154" был центральным лагерем в районе, в нем ежедневно от голода и холода погибали десятки человек, каждый день на глазах у жителей проводились расстрелы.

Положение военнопленных было очень тяжелым: с целью массового истребления раненых людей лагерная администрация практиковала отправку пленных, которые могли самостоятельно передвигаться, в тыл "для дальнейшего лечения".

Группы раненых в 100-200 человек под охраной конвоиров были вынуждены совершать пешие переходы от одного лагеря в другой и, возвращаясь через некоторое время обратно, уже окончательно истощенные, вскоре погибали.

Зимой 1941-1942 года в концлагере "Дулаг-154" была введена так называемая "карусель", состоявшая в том, что слабых и больных пленных, не имеющих силы работать, выводили полураздетых на мороз и заставляли непрерывно ходить по кругу в течение шести-восьми часов. При этом происходил отсев больных, которые падали на землю. К концу дня по кругу двигалась небольшая кучка наиболее выносливых людей, которых признавали здоровыми и направляли на работу. Больные пленники были обречены на смерть.

Невыносимые условия содержания в концлагерях

Условия содержания заключенных были невыносимыми. Лагеря были обнесены колючей проволокой в несколько рядов, с узкими дорожками между рядами. Бараки были без стекол, не отапливались, на нарах не было никаких подстилок, зимой заключенные замерзали.

Конвоиры избивали обессиленных голодом людей за малейшее промедление в работе. Кроме этого, пороли розгами и резиновыми плетками за самые незначительные нарушения установленных правил: за курение, хранение ножа или табака, за поиски продуктов на помойке, за попытку взять передачу, дерзкие ответы.

"Лагерем смерти" называли жители города концлагерь на аэродроме. При отступлении фашистов из Гатчины в январе 1944 года советские солдаты обнаружили на этом месте, в полузасыпанных землей рвах, 2500 тел военнопленных, замороженных и сложенных в штабеля.

По воспоминаниям бывшего узника концлагеря "Красные казармы", чудом спасшегося Александра Соломоновича Клейна, в нем "держали тысячи пленных и, конечно, жизнь их была не сладкой". Одних только полицейских в лагере насчитывалось несколько десятков. Большой пересылочный лагерь "Красные казармы" был известен также "свирепствующими полицаями". Оттуда часть военнопленных отправляли в фашистское рабство в Германию.

Вот что сообщает выписка из "Акта о злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в городе Гатчине Ленинградской области в период временной оккупации":

"По показаниям очевидцев устанавливается, что во всех этих лагерях, где содержались пленные бойцы Красной Армии, был установлен такой режим, который неминуемо приводил военнопленных к смерти. Так, врач Чижас свидетельствует, что ему неоднократно приходилось видеть избиения военнопленных прикладами, палками, плетьми. Далее он сообщает, что к нему, как к врачу, обслуживающему лазарет военнопленных, попадали пленные, исколотые штыками только за то, что они не в состоянии были выполнять каторжные работы по заданию немцев ввиду чрезмерного истощения. Смертность в лагерях была очень высокой. Люди погибали от холода и от эпидемий сыпняка, разразившегося в результате скученности, отсутствия мыла и антисанитарных условий в бараках, вызвавших сильнейшую вшивость заключенных".

Чудовищная жестокость гитлеровцев

В ноябре 1941 года в трудовом лагере на Хохловом поле был сожжен барак со 170 узниками, заболевшими тифом. Очевидцы этой страшной картины вспоминали, что немцы стреляли в людей, пытавшихся прыгать из окон пылающего здания. 

Так же, заживо, фашисты сожгли семьдесят пленных красноармейцев, больных тифом — их закрыли в здании бывшей столовой граммофонной фабрики, предварительно облив здание бензином.

Бывшая узница лагеря, Вера Андреевна Бордюкова, сохранила страшные воспоминания:

"Мне никогда не забыть гатчинского концлагеря смерти, когда с четырьмя детьми была брошена туда в ноябре 1941 года. Там было уже около 1000 таких же мирных жителей, как и я. В ноябрьский день сидели мы под дождем и своим дыханием согревали детей. Люди на глазах умирали от голода, холода и нечеловеческих условий. Но ужаснее всего мы переживали одну ночь, когда напротив нашего лагеря фашисты подожгли барак с больными пленными красноармейцами. Пламя угрожало нашему лагерю. Советские люди кричали, метались, били в двери. Но все напрасно: двери были на крепком замке, а за проволокой ходили часовые. В ту ночь несколько женщин сошли с ума".

Насколько жестким и даже жестоким был режим в лагерях, можно судить по отчетной справке лагерного начальства: "Пересылочный лагерь № 154 (на 10.07.1942 года): содержится — 11 500 человек, умерло — 7 196, отправлено в Германию — 800 человек, завербовано в русскую роту — 180 человек".

За период немецкой оккупации в гатчинских концлагерях были расстреляны, погибли от голода, болезней, пыток и жестокого обращения почти 80 000 человек.

Освобождение Гатчины

26 января 1944 года, после нескольких дней ожесточенных боев, советские войска вошли в город. За три дня до этого Красногвардейск был переименован в Гатчину. Красивейший когда-то город-памятник, окаймленный парками, было не узнать. Был полностью сожжен Большой Гатчинский дворец, снесены с лица земли Балтийский и Варшавский вокзалы, взорваны и сожжены уникальные здания, вырублены деревья в парках.

Солдаты вступали в практически безлюдный город: в Гатчине, насчитывавшей до войны более 50 тысяч жителей, осталось только 3800 человек. Но, несмотря на все ужасы гитлеровского террора и 866 дней оккупации, город выстоял. 

Освобождение Гатчины поставило крест на планах вермахта создать новую устойчивую линию обороны южнее Ленинграда. Вал наступления двух советских фронтов, Ленинградского и Волховского, неумолимо катился дальше.