В чем состоит тактика НАТО на Украине и чего не учли стратеги Запада
"Бахмутская мясорубка" – именно так из-за больших потерь украинские военные уже окрестили битву за город Артемовск, он же Бахмут. Удары по позициям ВСУ не прекращаются ни днем, ни ночью.
Потери в украинской армии, по примерным данным, до 500 человек в сутки убитыми и ранеными. Город в Донецкой народной республике наши бойцы пытаются освободить уже несколько месяцев. ВСУ держат оборону и периодически контратакуют, но получается у них это все хуже. Укрепрайоны внутри города наши бойцы накрывают плотным артиллерийским огнем, который загоняет боевиков в подвалы.
Первую линию обороны ВСУ под Бахмутом российские военные прорвали в конце ноября. А вот так выглядит второй эшелон: эти кадры снял украинский военный прямо из окопов.
Украинские военные деморализованы. Но Киев отправляет в Бахмут всё новые подразделения. Выглядит это вот так – десятки боевиков перевозят на одном грузовике. Похожая картина сейчас под Соледаром и на Краснолиманском направлении.
Эксперты уверены, что такая ситуация сложилась из-за просчетов западных советников в тактике ведения боевых действий в Донбассе. Ошибочным они называют выбор так называемой программы COIN, по которой тренировали украинских националистов. Что представляет из себя курс молодого бойца от инструкторов НАТО? Почему тактика альянса провалилась и обернулась множеством жертв в рядах ВСУ? В чем ошиблись западные стратеги? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.
Тренировки иностранных инструкторов как причина провалов
Это Эндрю Милберн – полковник морской пехоты армии США в отставке. Принимал участие во всех военных конфликтах последних десятилетий – от Ирака до Сирии. Ушел из армии три года назад. В ноябре американский морпех был замечен под Бахмутом.
"У нас здесь две основные миссии: тренировка бойцов у линии фронта – это очень неудобно иногда – и эвакуация мирных жителей", – заявил он.
Эндрю Милберн лукавит. Он – основатель американской частной военной компании "Моцарт", которая состоит из ветеранов специальных операций США. Их перекинули с Херсонского направления под Бахмут в ноябре, чтобы усилить подразделения ВСУ, которые начали – в прямом и переносном смысле – сдавать позиции. Именно бойцы американской ЧВК последние недели планировали наступление. Но любые попытки атаковать разбиваются огнем российской артиллерии.
"Оборона Бахмута трещит по всем швам. Наши воинские подразделения производят окружения Бахмута – с севера и с юга. Теснят противника по всем, как говорится, направлениям", – рассказал военный эксперт Александр Синюгин.
Украинские националисты оказались не готовы к интенсивным боям. Даже несмотря на то, что все последние месяцы их тренировали западные военные инструкторы. Причем прямо на передовой. Бывшие британские пехотинцы Томми Мур и Бретт Маккензи прибыли на Украину, чтобы обучить ВСУ приемам рукопашного боя.
Правда, сильно сказывается языковой барьер. На этих кадрах иностранному инструктору приходится объяснять все буквально на пальцах.
Тысячи украинских солдат прошли обучение на полигонах Германии, Польши и Великобритании. Именно тренировки от иностранных инструкторов, считают эксперты, и стали одной из причин последних провалов ВСУ – в том числе под Бахмутом и Соледаром. Западные советники и натовские генералы выбрали не ту тактику ведения боевых действий.
Программа COIN: какой курс подготовки выбрали западные стратеги
Курс подготовки, который выбрали западные стратеги для украинских военных, называется COIN ("Коин"). Аббревиатура расшифровывается как "контрпартизанская война". Тактики этой программы американцы оттачивали годами.
"Программа настроена для боевых действий, которые они вели в Афганистане, в Ираке, в Сирии – то есть против партизанских, против каких-то, говоря, боевиков, разрозненных отрядов", – сказал военный эксперт Синюгин.
Наличие у противника ствольной и реактивной артиллерии, тяжелого вооружения в программе даже не рассматривается. Рассчитана она на полгода. Но украинские националисты прошли ускоренный курс. Для штурмовых подразделений выделили 20 дней, для пехоты – две недели.
"Все, кто прошли короткое обучение по этой программе, присылаются в район боевых действий. Военнослужащие, кто прошли обучение, несут большие потери, потому что их готовили совсем для другого. Здесь – сталкиваясь с тяжелым вооружением, с авиацией, с квадрокоптерами, с беспилотниками", – прокомментировал генерал-майор Герой России Сергей Липовой.
О том, как проходит курс по программе COIN, рассказали попавшие в плен националисты. Основным направлением в подготовке ВСУ были маневры на легкой технике. Такую тактику еще называют "войной пикапов".
Обычная машина становится настоящей боевой единицей. На нее устанавливается легкое вооружение, минометы и противотанковые комплексы. Небольшая мобильная группа достаточно быстро продвигается, обходя очаги сопротивления.
"Это работало на каком-то этапе, скажем, в их боевых действиях под Харьковом, когда они проводили летние наступления достаточно быстро и оперативно. Против таких, как говорится, локальных боевых частей, блокпостов эти мобильные части (...) они достаточно оперативно продвигались, двигались, обходя основные пункты обороны", – рассказал военный эксперт Синюгин.
К сегодняшнему дню российские войска выстроили эшелонированную оборону по всей линии соприкосновения и тактика "войны пикапов" больше не работает. Но американские советники и бойцы американских ЧВК продолжали применять ее до последнего времени. И ошиблись.
"Как результат – эти мобильные группы, автомобильные. Они выезжают, упираются в линию обороны и уже не могут так оперативно обойти какие-то опорные точки и выйти в тыл, то есть они легко уничтожаются", – сообщил военный эксперт Синюгин.
Украинская мобильная группа на американском "Хаммере" торопится уехать подальше от приближающихся российских танкистов. Но не успевает.
А здесь минометчики ВСУ стараются быстро сменить позицию после удара, затаскивают орудие в пикап – но их тут же накрывает ответным огнем.
Тактика малых мобильных групп плохо работает в Донбассе еще по одной причине.
"Так называемые арабские тачанки, которые получили широкое распространение в Сирии, где огромные территории пустыни, где можно быстро перемещаться на больших скоростях на большие расстояния, в Донбассе не работают. В Донбассе густо пересеченная местность, там много лесов, много полей, много населенных пунктов и почва совсем не та", – сказал генерал-майор Липовой.
Кроме того, ВСУ испытывают дефицит техники. Возможности ее чинить нет. Союзники расщедрились на автомобили, но не доставили достаточного количества резины и запчастей. Ремонт при помощи деталей от других производителей – не выход. Это приводит к перегреву трансмиссии и поломкам двигателей. Не выдерживают западные автомобили и перепада температур.
Грязь сменяется на замерзшие дороги – и наоборот. Машины тонут и вязнут в грязи. Ни о какой мобильности не идет и речи.
Что не учли западные стратеги: комментарий эксперта
"Натовские стратеги не учли именно того, что они будут воевать с серьезной, мощной, прекрасно оснащенной армией. Они думали, что они будут воевать так же, как они воевали в Ираке, в Афганистане, в Сирии. В этом их ошибка. Они не ожидали, что мы сможем так долго и успешно производить обстрелы тыловых и передовых частей, их складов и объектов инфраструктуры", – считает военный эксперт Синюгин.
Еще одна методика, которой обучали ВСУ иностранные советники по программе COIN, – это штурм зданий. На этих кадрах британские инструкторы показывают, как проводить зачистку помещений при помощи гранат. Все команды дублирует переводчик – на русском языке.
Штурм – одна из самых опасных тактических задач. Требуются очень серьезные навыки. Научить слаженно работать штурмовое подразделение за 20 дней невозможно. Такие операции профессиональные бойцы отрабатывают до уровня инстинктов.
Еще одна тактика, которая входит в американскую программу COIN для ВСУ, – фильтрация мирного населения. Националисты учились находить так называемых коллаборантов. Военные обходят территорию города, занимаются зачисткой зданий и допросами.
"С западной точки зрения фильтрация – это красивый термин, за которым стоит неприкрытое безнаказанное убийство всех мирных людей, которые в той или иной степени проявили симпатии к России", – сказал генерал-майор Липовой.
Обучение ВСУ по программе COIN до начала спецоперации проводили на Яворовском полигоне подо Львовом. Военную базу российские войска уничтожили еще в марте.
Курс подготовки Orbital
Это не единственная программа обучения для украинских националистов. В 2015 году для ВСУ стартовал курс подготовки Orbital ("Орбиталь"). Великобритания и США выпустили 45 тысяч украинских военных. Другие страны в рамках операции Unifier ("Объединитель") – еще 33 тысячи.
Инструкторы обучали оказанию медицинской помощи раненым и их эвакуации, стрельбе, саперному делу и ведению боя против бронетехники.
"Те, кого они обучали восемь лет, они, как говорится, есть такое сленговое выражение, отправились к Бандере. Большая часть их. А те, которые пришли новые, их быстро научить невозможно", – сказал военный эксперт Синюгин.
Программа EUMAM Ukraine, на которую выделена сотня миллионов евро
15 ноября на военных базах в Польше и Германии началась очередная тренировочная программа для ВСУ – EUMAM Ukraine. США планируют обучать 2,5 тысячи украинских военных в месяц. Но вряд ли курс подготовки военному делу будут проходить опытные бойцы.
"Это будет сборная петрушка, снимать с передовой уже нечего, наберут молодежь, наберут пенсионеров, наберут всех желающих воевать за Украину, это наемники со всего мира", –считает генерал-майор Липовой.
На финансирование этой миссии американцы уже выделили 107 миллионов евро. Сама программа рассчитана на два года. Но столько времени у Украины нет.
О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и о многом другом смотрите в программе "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.