"Свистки смерти": что за странные артефакты находят в Мексике
Историк Сопелев рассказал о "свистках смерти", найденных в Мексике
24 года назад во время раскопок в Мехико археологи обнаружили обезглавленный скелет индейца, которого принесли в жертву около 650 лет назад. У ног юноши лежали два крошечных керамических черепа с отверстиями. Судя по всему, ему положили их в руки при погребении.
Выяснилось, что это свистки, которые издают душераздирающие звуки, за что их прозвали "свистками смерти". Для чего использовался этот инструмент? Об этом рассказывает программа "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным и Сергеем Долей на РЕН ТВ.
"Крики грешников в аду"
Исследователь старинных музыкальных инструментов Арнд Бот нашел коробку с пометкой "ритуальные украшения" в хранилище института в Мехико. К тому моменту всеми забытые черепа уже 15 лет пылились на полке. Ученый решил подуть в один из черепов – звук получился душераздирающий.
"Ему первому пришло в голову туда дунуть. Звук действительно ужасающий. Я когда слушал, у меня такое представление было, что-либо человек, поняв полностью свою безысходность, кричит совершенно запредельным каким-то голосом, криком, совершенно не жалея связок. Именно такой звук и выдает этот инструмент", – говорит историк Сергей Сопелев.
Сам Бот сравнивал эти звуки с криками грешников в аду. Находку тут же окрестили "свистком смерти". Теперь ее с интересом изучали не только археологи, подключились даже медики: их волновало, способны ли эти звуковые артефакты ввести человека в состояние транса. Результат, правда, оказался разочаровывающим – эти звуки могли разве что напугать человека, правда до смерти.
Теперь "свистки смерти" находят по всей Мексике. Чаще всего археологам, конечно, попадаются маленькие черепа, но встречаются и музыкальные инструменты в форме древних богов, ягуаров и даже лягушек. Некоторым находкам более двух тысяч лет.
Для чего использовались "свистки смерти"
Некоторые исследователи не сомневаются: ацтеки использовали "свистки смерти" для устрашения врагов перед боем.
"Если вооружить даже небольшую армию такими свистками, и если, например, 400 человек одновременно со всей груди дунут в этот так называемый музыкальный инструмент, то я уверен, что на той стороне враг обязательно дрогнет", – полагает Сопелев.
По другой версии, это был ритуальный инструмент. В мифологии ацтеков боги ветра и подземного мира связаны. А обезглавленного юношу со "свистками смерти" в руках нашли как раз в храме бога ветра Эекатля.
"Ацтеки верили, что после смерти человек отправляется в подземный мир и там его ждут опасные испытания. Чтобы помочь умершему добраться до мира мертвых, живые проводили специальные ритуалы", – объяснила исследовательница древних цивилизаций Эмма Паркер.
Чтобы добраться до загробного мира, умершие должны перейти через поле смерти – это огромное поле с обсидиановыми лезвиями, заточенными черными камнями, которые с бешеной скоростью несутся в вихре. Так описали одно из испытаний авторы ритуального манускрипта мезоамериканских индейцев, так называемого Кодекса Борджиа.
"На месте погребения в Мехико рядом с телом юноши была керамическая чаша с обсидиановыми лезвиями. Как и на картинках из Кодекса Борджиа, мальчика принесли в жертву богу ветра. Поэтому ему в руки вложили свистульки с изображением Миктлантекухтли – бога подземного мира", – рассказала Паркер.
Мелодия оборвалась с последним вздохом
Более 100 лет назад шотландский журналист, поэт и фольклорист Льюис Спенс в своей книге "Мифы Мексики и Перу" описал ацтекский фестиваль, посвященный богу провидения, ночного неба и ночных ветров Тескатлипоку. Исследователь не сомневался, что именно в этот праздник индейцы приносили юношу в жертву.
"В день этого праздника убивали юношу, которого целый год до этого тщательно готовили к роли жертвы. Он принял имя, одежду и атрибуты самого Тескатлипоки... как земной представитель божества... Он также носил свисток, символизирующий божество, как Повелитель Ночного Ветра, и издавал им шум, подобный тому, который издает странный ночной ветер, когда спешит по улицам", – говорится в "Мифах Мексики и Перу".
Как и многие современные исследователи, Льюис Спенс не сомневался: для ацтеков свисток из черепа символизировал смерть и был ее предвестником. Скорее всего, юноша играл на инструменте в сам момент ритуального убийства, и жуткая мелодия оборвалась с его последним вздохом.
Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе НИИ на РЕН ТВ.