Version: 0.1.0

"Мне было лень": как футболист с плохой игрой сумел стать легендой

Как футболист с плохой игрой сделал блестящую спортивную карьеру

Хочешь быть богатым – иди в футболисты. Даже на закате карьеры португалец Криштиану Роналду ежегодно зарабатывал сумасшедшие 35 миллионов евро в "Манчестер юнайтед", а Лионель Месси – на шесть миллионов больше во французском ПСЖ. Если сложить их заработки за всю карьеру, то можно было бы спасти всех африканцев от голода.

Любой бразильский мальчишка с детства мечтает стать футболистом. Порой это чуть ли не единственный способ вырваться из нищеты. Карлос Кайзер свой шанс не упустил. Как футболист с плохой игрой сделал блестящую спортивную карьеру? Как он на протяжении тринадцати лет дурачил мастодонтов большого спорта? Об этом рассказывает программа "Невероятно интересные истории" на РЕН ТВ.

Билет в богатую жизнь

Футбол называют одним из самых быстрых социальных лифтов на планете.  Стать звездой футбола можно на Крайнем Севере, посреди африканской пустыни и даже на отдаленных островах Океании. Это самый доступный вид спорта: нужны всего лишь соответствующая обувь, мяч и ворота. Неудивительно, что даже по самым скромным подсчетам в футбол играют более 300 миллионов человек в мире.

В Бразилии любой мальчишка с детства мечтает стать футболистом – просто это чуть ли не единственный способ вырваться из нищеты. Карлос Энрике Рапозо по прозвищу Кайзер свой шанс не упустил. Он родился в бедной семье, но стал одним из самых знаменитых футболистов Бразилии. За тринадцать лет профессиональной карьеры с ним подписали контракты клубы Мексики и Бразилии, Аргентины, США и даже Франции. Из одних он уходил, в другие возвращался. Его везде встречали как звезду. И это притом что в футбол он играл откровенно плохо – точнее, вовсе не играл.

"Я не был обделен футбольным талантом. Мне просто всегда было лень тратить свои силы на игру, когда я могу и так ничего не делать и получать за это деньги", – признался бывший футболист Рапозо.

Трюк с мышечной травмой и фальшивая статья в газете

Пожалуй, единственное, о чем Кайзер никогда и никому не врал, – это его детство. Своих родителей будущая звезда потеряла еще до совершеннолетия. Но мама успела сделать для сына главное – привела его в академию "Ботафого". Сам Карлос от футбола был не в восторге: с трудом заставлял себя бегать по полю и не понимал, зачем тратить свое здоровье на изнуряющий спорт.

"После смерти родителей я был готов бросить футбол раз и навсегда. К тому моменту он мне уже изрядно надоел. Но тут неожиданно приехали мексиканские скауты и позвали в "Пуэблу". Я решил воспользоваться шансом отправиться в Мексику", – говорит Кайзер.

В новой для себя стране Карлос Энрике Рапозо сыграл в нескольких товарищеских матчах. Невероятно, но именно эти первые игры стали последними в карьере начинающего футболиста.

"Мне быстро надоело, и я сказал, что получил мышечную травму. Клубные врачи сомневались, но как они могли доказать обратное?" – вспоминает экс-спортсмен.

С тех пор нехитрый трюк с мышечной травмой стал фирменным для именитого нападающего. Вскоре он вернулся в родные пенаты. Тренеры "Ботафого" помнили Карлоса как игрока, подающего надежды, и без просмотра взяли его в основной состав команды.

"Другой причиной, почему я снова оказался в "Ботафого", стала статья в одной из местных газет. В ней говорилось о том, что я настолько хорошо играл в Мексике, что мне предложили получить мексиканское гражданство и играть за национальную сборную. Естественно, руководство клуба, агенты и фанаты в это поверили", – рассказал Рапозо.

Как Карлос дурачил тренеров и коллег

Сорок лет назад газеты были одним из главных источников информации. Даже у влиятельных боссов "Ботафого" не было возможности проверить правдивость этих сведений. Да они и не пытались. Принимали все написанное журналистами за чистую монету. А зря – уже через несколько лет стало ясно: та статья была фейковой. За ее публикацию Карлос заплатил акуле пера кругленькую сумму, и не только ему.

"В итоге спустя несколько дней после подписания контракта Карлос проинформировал клуб о боли в лодыжке. А когда руководство готовилось к его первому появлению на поле, он договорился со знакомым дантистом, чтобы тот написал справку, что у него инфекция и ему нельзя играть целый месяц", – сказал футбольный комментатор Хосе Карлос Араужо.

Такие справки Карлос приносил своим тренерам чуть ли не каждый месяц. Недуги у ленивого футболиста были самые разные. Но результат один и тот же – его освобождали от тренировок и игр.

"Бывали случаи, когда он сам просил футболистов нанести ему травму на тренировке, чтобы он еще мог там пару месяцев поваляться в лазарете и не выходить на поле", – рассказал спортивный маркетолог Даниил Бизюкин.

Кайзер – король вечеринок

Порой Карлосу надоедало в лазарете, и он придумывал более экстравагантные способы не появляться на тренировках. Он регулярно отпрашивался на похороны бабушек, дедушек и всевозможных дальних родственников. А вместо поминальных процессий посещал шумные пирушки.

"Он был королем вечеринок. Он обожал тусоваться в ночных клубах, соблазнять девушек и заводить знакомства со звездами. Эти люди становились его лучшими друзьями. Они спокойно могли замолвить за него словечко перед клубными боссами команд, за которые играли", – вспоминает Араужо.

На одной из таких вечеринок Карлос придумал себе прозвище Кайзер. Когда разговор зашел о немецком защитнике Франце Беккенбауэре, который носил этот титул, бразилец подумал: а чем он хуже? Он ведь тоже ставил перед собой высокие задачи в футболе. И тоже с блеском их достигал.

Чтобы доказать свое право носить прозвище титулованного защитника, Карлос показывал всем кассету с нарезкой голов. В титрах даже было указано имя – Карлос Энрике.

"Но это был другой футболист! Да, Карлос Энрике – тезка. Это известный аргентинский футболист. И я его голы выдавал за свои. У видео было такое качество, что с трудом можно было разглядеть, что на нем происходит. А уж понять, что за человек там бегает, было и вовсе невозможно", – сказал Кайзер.

Первый прокол спортсмена-фантазера

Еще одним постоянным атрибутом звездного футболиста был мобильный телефон. Аппарат всегда разрывался – Кайзеру непрестанно звонили агенты из Европы: то звали в мадридский "Реал", то приглашали в английский "Ливерпуль". На очередном звонке из Туманного Альбиона он и прокололся.

"Однажды он имитировал разговор на воображаемом английском языке, по-английски он не разговаривал. В этом он и прокололся. Среди персонала клуба нашелся врач, который говорил по-английски. Он сразу понял, что Карлос лукавит, и уличил его в том, что он не знает английского, а мобильный телефон у него – игрушечный", – рассказал спортивный маркетолог.

В это сложно поверить, но, несмотря на подобные казусы, Кайзер продолжал получать предложения от клубов. Владельцы даже не устраивали футболисту просмотры. Им хватало бумажного резюме, газетных вырезок с фейковыми статьями и той самой кассеты с голами совершенно другого спортсмена.

Как Кайзеру удалось перехитрить опасного мафиози

В 1988 году именитый нападающий уже во второй раз подписал контракт с бразильским "Бангу". Его владельцем был Кастор де Андраде, известный мафиози игорного бизнеса и при этом большой друг тогдашнего президента ФИФА Жоао Авеланжа. Но заигравшийся в звезду Кайзер уже никого не боялся. Все так же продолжал вместо тренировок развлекаться в заведениях. Из-за пристрастия к алкоголю и вредной еде Рапозо сильно располнел. Но это его нисколько не беспокоило, ведь выходить на поле он и не собирался. А вот у хозяина клуба на него были другие планы.

"На одном из важных матчей хозяин команды Кастор де Андраде, которому надоело, что Кайзер все время лечится, поставил перед ним ультиматум: или он выходит на поле, или с ним расторгают контракт. У Кайзера было два варианта. Или идти играть и положить конец своей карьере. Или отказаться играть и тоже положить конец своей карьере", – вспоминает Араужо.

Но Карлос-фантазер придумал вариант получше. Во время разминки он обратил внимание на сектор с фанатами соперника. Они в этот момент кричали оскорбления в адрес его партнеров по команде. Недолго раздумывая Рапозо бросился к трибунам и затеял потасовку с торсидой. Теперь появление на поле Карлосу не грозило, зато грозил разговор с боссом.

"Я ему сказал: "Бог забрал обоих моих родителей, но здесь у меня появился второй отец – вы. Поэтому, когда эти сволочи начали оскорблять вас и кричать в ваш адрес всякие гадости, я не сдержался. Извините, если подвел. Впрочем, больше я не доставлю вам проблем – мой контракт истекает", – рассказал Рапозо.

Растроганный сеньор Кастор чуть не пустил слезу, обнял "сыночка" и пообещал продлить контракт еще на полгода. Приключения бразильского Остапа Бендера продолжились. Правда, вывести Кайзера на поле больше никто не пытался.

В лучах скандальной славы

Следующие несколько лет он спокойно отсиживался на скамейке запасных. Поиграл в свойственной ему ленивой манере в Америке, а потом вернулся в Бразилию, чтобы уйти на заслуженный отдых. Великий комбинатор Карлос Кайзер повесил бутсы на гвоздь в 1992-м.

О том, как Карлос Кайзер одурачил все футбольное сообщество, мир узнал только в 2018 году, когда о фейковом нападающем сняли документальный фильм. Сам скандальный спортсмен с радостью поучаствовал в съемках. Рассказал о своей славной карьере из первых уст. И признался, что ни о чем не жалеет – ведь вписать свое имя в историю футбола он все-таки смог. А уж каким способом – это вопрос второй.

Самые загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов, невероятные истории и многое другое – в программе НИИ на РЕН ТВ.