Version: 1.0.2

"Белая роза": как немецкое движение пыталось помешать Гитлеру

Как немецкое движение "Белая роза" пыталось свергнуть Гитлера во время Второй мировой

На этой неделе стало известно о кончине последней участницы "Белой розы" — антифашистского движения в Германии во время Второй мировой войны. Трауте Лафренц было 23 года, когда летом 1942-го она присоединилась к группе молодых людей, сопротивлявшихся нацистскому режиму.

Трауте участвовала в распространении антифашистских листовок. В них участники "Белой розы" призывали присоединиться к борьбе против нацизма, чтобы противодействовать государственной пропаганде. В марте 1943 года Трауте арестовали и приговорили к году заключения. Она была освобождена лишь весной 1945 года. Большинство соратников Лафренц по "Белой розе" — основателей и участников организации — казнили. А умерла героиня в 103-летнем возрасте.

Об антифашистском движении, которое существовало всего полгода, но стало символом борьбы, смелости и стойкости — в материале РЕН ТВ.

"Мы – ваша нечистая совесть": как возникло движение "Белая роза"

"Мы не молчим, мы – ваша нечистая совесть" – листовки с таким текстом с лета 1942 года начали находить у себя в почтовых ящиках жители Мюнхена. Авторы листовок – 20-летние студенты Мюнхенского университета, участники антифашистского движения "Белая роза" – призывали жителей Германии оказывать "пассивное сопротивление" режиму Гитлера. 

Вскоре листовки стали рассылать по многим другим городам юга Германии и Австрии. Их авторы оставались анонимными и подписывались просто – "Белая роза". 

Костяк подпольной организации составляли пятеро студентов, которым было от 21 до 25 лет: студент-медик Ганс Шолль и его сестра Софи, уроженец Оренбурга Александр Шморель, Кристоф Пробст и Вилли Граф. Позднее к ним примкнул профессор философии и страстный сторонник либеральной демократии Курт Хубер – самый старший участник организации. 

Днем они жили обычной студенческой жизнью, а по ночам писали тексты листовок. Подпольщики хотели пробудить в людях сомнения, подорвать веру в Гитлера и ослабить нацистский режим. 

Листовки печатали на пишущей машинке, а затем размножали на гектографе. Их бросали ночью в почтовые ящики и рассылали почтой по адресам, взятым из телефонных книг и студенческих списков.

Вскоре у ребят появились единомышленники – кто-то хранил листовки у себя в подвале, кто-то помогал доставлять их в другие регионы. 

Свое имя движение "Белая роза" получило в честь одноименного романа Бруно Травена. Впервые он был издан в Германии в 1929 году. После 1933 года роман, как и другие произведения Травена, был в Германии запрещен.

Из знаменосцев гитлерюгенда в подпольщики

В семье Ганса и Софи Шолль всегда критически относились к национал-социализму. В 1942 году отец семейства даже побывал в тюрьме – за то, что в беседе с сослуживцем отрицательно отозвался о Гитлере. 

Однако дети поначалу были увлечены романтикой гитлерюгенда, духом коллективизма, царящим там, песнями у костра и мечтами о том, как они послужат славе и благополучию отечества.

Переворот в образе мыслей Ганса и Софи Шолль произошел в 1935 году. На съезде НСДАП в Нюрнберге Ганс был знаменосцем в колонне гитлерюгенда, а потом на самом съезде внимательно слушал, о чем говорят вожди партии.

Юноша увидел, насколько сильно реальность отличается от его романтических представлений. Вскоре был арестован его школьный учитель, начались гонения на евреев, усилилась ксенофобия, все больше ограничивались личные свободы...

Вслед за старшим братом и Софи Шолль, возглавлявшая отряд девичьей молодежной организации нацистов, сложила свои полномочия и углубилась в изучение философии, теологии и истории искусства. В мае 1942 года ей удалось поступить в Мюнхенский университет, где она стала изучать биологию и философию. 

В этом университете после службы в армии учился на медицинском факультете и Ганс Шолль. Он познакомил сестру со своими друзьями – они к тому времени уже укрепились в своем неприятии режима. 

Одним из однокашников и близких друзей Ганса был Александр Шморель. Он – из русских немцев, родился и первые годы жизни провел в Оренбурге. В 1921 году его семья уехала в Германию.

Первые листовки "Белой розы"

Ганс Шолль и Александр Шморель создали подпольную организацию "Белая роза" в июне 1942 года. Тогда же появились первые четыре листовки.

"Разве не стыдится сегодня своего правительства каждый честный немец?" – говорилось в первой листовке "Белой розы". 

И дальше: 

"Нет большего бесчестья для культурной нации, чем без сопротивления покориться власти безответственных и темных сил… Позор падет на нас и наших детей, когда пелена спадет с глаз людей и откроются ужаснейшие и многочисленнейшие преступления правящего режима". 

"Белая роза" также хотела привлечь внимание к геноциду евреев. Шморель и Шолль написали во второй своей листовке:

"Здесь мы видим самое страшное преступление против человеческого достоинства, преступление, которому нет прецедента во всей истории. Ведь евреи тоже люди".

Четвертая листовка содержала мощное послание немецкому народу и утверждала, что "каждое слово, которое произносит Гитлер, это ложь". 

Пересыпанные аллюзиями на Гете, Аристотеля, Шиллера, Экклезиаста, Лао Цзы, все листовки заканчивались просьбой поддержать "Белую розу" и распространять листовки дальше.

"Мы не будем молчать. "Белая роза" не оставит вас в покое!" – так заканчивалась четвертая листовка.

Последние листовки "Белой розы"

Постепенно тон листовок становился все жестче, а призывы – все радикальнее. 

В последних листовках бесстрашные борцы сопротивления нацистскому режиму предсказывали неминуемый крах нацизма после поражения под Сталинградом. Они также утверждали ценность прав человека и вопрошали: "Неужели мы всегда будем тем народом, который ненавидит и отвергает все человечество?" 

В роковой шестой листовке студенты призывали немцев навсегда распрощаться с прусским милитаризмом и освободиться от национал-социализма, иначе в противном случае им "придется самим испытать то, чему подвергается еврейское население страны". 

Как образец будущего студенты видели федеративную Германию в составе объединенной Европы.

"Немецкое имя будет опозорено навечно, если немецкая молодежь наконец не восстанет, не отомстит и не встанет на путь искупления, не уничтожит своих палачей и не построит новую высокоморальную Европу", – писали они.

Провал и арест 

Побывавшие на Восточном фронте Шолль, Шморель и Граф (как студенты-медики они работали санитарами) считали, что Гитлер не может выиграть войну – он может ее только продлить. Официальное сообщение о поражении немецких войск под Сталинградом в начале февраля 1943 года очень подорвало моральный дух жителей Германии, но дало участникам антифашистского движения повод провести новую акцию. 

После разгрома армии Паулюса ребята написали ночью черной краской на стенах нескольких зданий в центре Мюнхена "Долой Гитлера!" и "Свобода!". Это было, конечно, безумие: они легко могли попасться, но все прошло благополучно.

Провал ждал их 18 февраля 1943 года. В тот день Ганс и Софи Шолль пришли в университет с чемоданом, набитым листовками, и раскладывали их в пустых аудиториях и коридорах. Оставшиеся несколько экземпляров Софи бросила с балкона студентам, находившимся внизу. Случайным свидетелем этого стал завхоз университета. Он и сдал их гестапо.

Суд на участниками антифашистского движения "Белая роза"

Первый процесс по делу "Белой розы" прошел уже 22 февраля, то есть спустя всего пять дней после ареста Ганса и Софи. Суд начался в 10 утра, а к половине второго уже были вынесены смертные приговоры. В своем последнем слове Софи, которой не было тогда и 22 лет, сказала:

"Я по-прежнему считаю, что сделала лучшее, что могла сделать для своего народа. Поэтому мне не приходится сожалеть о содеянном, и я отвечаю за все последствия своих действий".

Ганса и Софи признали виновными и казнили на гильотине вместе с их другом и соратником Кристофом Пробстом 22 февраля 1943 года. Последнее, что сказал Ганс Шолль перед казнью, было: "Да здравствует свобода!".

Суд над остальными участниками антифашистского движения состоялся 19 апреля 1943 года. В приговоре было перечислено 14 человек. Александра Шмореля и двоих его соратников приговорили к смерти. 

Родители обращались с просьбой о помиловании сына к самому Гитлеру; брат мачехи Александра, обладатель золотого партийного значка НСДАП Рудольф Гофман, писал Гиммлеру. Чуда не произошло.

В последнем письме родителям 25-летний Александр писал:

"Мои любимые отец и мать! Итак, все же не суждено иного, и по воле Божией мне следует сегодня завершить свою земную жизнь, чтобы войти в другую, которая никогда не кончится и в которой мы все опять встретимся. Эта встреча да будет Вашим утешением и Вашей надеждой. Для Вас этот удар, к сожалению, тяжелее, чем для меня, потому что я перехожу туда в сознании, что послужил глубокому своему убеждению и истине. По всему тому я встречаю близящийся час смерти со спокойной совестью. Вспомните миллионы молодых людей, оставляющих свою жизнь далеко на поле брани — их участь разделяю и я… Ваш Шурик... 13 июля 1943 года".

В феврале 2012 года Германская епархия Русской православной церкви за границей причислила Александра Шмореля к лику местночтимых святых. На иконе мученик Александр Мюнхенский написан в белом облачении врача, с крестом и белой розой в руках.

"Белая роза" – символ движения сопротивления

Несмотря на то что участники антифашистского движения были казнены, их листовки продолжали распространяться и передаваться из рук в руки. Уже после окончания войны освобожденные узники концлагеря в Дахау рассказывали про дошедшие до них листовки, внушающие надежду.

Кроме этого, листовки "Белой розы" были размножены союзниками миллионными тиражами и сбрасывались на немецкие города во время авианалетов. Сами участники движения стали символом борьбы, смелости и стойкости для многих.

Имя "Белой розы" стало доказательством того, что не все немцы покорно и молчаливо следовали за "Гамельнским крысоловом" (именно в облике Крысолова в свое время изображали Адольфа Гитлера).

В память о казненных участниках движения сопротивления обе площади перед зданием Мюнхенского университета, а также все улицы в студенческом городке были названы их именами. В 1980 году в честь Ганса и Софи Шолль была учреждена премия по литературе. Она присуждается за "…моральную, интеллектуальную и эстетическую смелость".    

"Они не стремились к мученичеству во имя какой‑то необыкновенной идеи, – вспоминает Инге Шолль в своих мемуарах о брате, сестре и других членах "Белой розы". – Они хотели дать возможность таким людям, как я и вы, жить в гуманном обществе".