Version: 1.0.2

Чехов на Сахалине: как писатель познакомился с Сонькой Золотой Ручкой

Как Чехов встретился с Сонькой Золотой Ручкой и что писал о ней

Как Вам идея посетить 135 стран за три года? Одна из турецких круизных компаний предлагает бросить все и отправиться путешествовать. Если, конечно, позволяет кошелек. За самую скромную каюту просят от 200 тысяч рублей в месяц. От такого вояжа не отказался бы наверное и сам Жюль Верн. 

Кстати, вы обращали внимание на путь, который проделал персонаж его книги "Вокруг света за 80 дней"? Чтобы справиться с поставленной задачей, в Россию решили не заезжать. И этому есть объяснение. Через 20 лет после выхода книги Жюля Верна известный писатель Антон Павлович Чехов потратил на путешествие из Москвы на Сахалин 82 дня. Зачем ему это понадобилось? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Куда ссылали самых опасных преступников Российской империи

Дальневосточный федеральный округ, Сахалин, крупнейший остров России. На протяжении многих тысячелетий этот суровый край был практически не заселен, если не считать немногочисленные племена аборигенов – охотников и рыболовов. Цивилизация пришла сюда лишь в XIX веке, когда Сахалин начали осваивать японские и русские колонисты. 

"Действительно, российская история Сахалина она не столь давняя, только в 1855 году остров был, начал быть в совместном владении Японии и России, с 75 года остров стал российским", – рассказал заведующий отделом Государственного литературного музея "Дом-музей А.П. Чехова" Эрнест Орлов.

Переселяться на Сахалин с его снежными зимами и разрушительными тайфунами желающих было мало. Поэтому осваивать новые территории отправили каторжан. Многим из них каторгой заменили смертную казнь. 

Разными были не только сроки, но и сами каторги. Как предписывало "Уложение о наказаниях", в зависимости от тяжести деяний преступников могли сослать либо в отдаленнейшие места Сибири, либо в места не столь отдаленные. 

Сахалинская каторга относилась к местам отдаленным. Сюда отправляли самых опасных уголовников и политических заключенных. 

К концу XIX века Сахалин стал крупнейшей каторгой империи. Здесь жили около 6 тысяч ссыльных – больше, чем на всех остальных каторгах России вместе взятых. Одним из невольных поселенцев острова был лейб-гвардеец Карл Ландсберг, осужденный за убийство ростовщика. 

"Дело Ландсберга было очень нашумевшим в Петербурге. Так случилось, что, в общем-то, стал реальным воплощением литературных героев и не только российских, но и западноевропейской литературы", – рассказал Эрнест Орлов.

Как Чехов прибыл на Сахалин

Именно Ландсберг стал первым человеком на Сахалине, с которым завязал знакомство Антон Павлович Чехов. Писатель прибыл на остров в июле 1890 года, чтобы изучить быт каторжан, а также уделить больше времени своей основной профессии врача. 

"Это место называлось тогда Александровская слободка или в шутку "сахалинский Париж". Выйдя на край слободки, Чехов видит симпатичный домик с медной дощечкой на дверях и в одном дворе с ним – лавочку. Зайдя в лавку купить себе что-нибудь поесть, Чехов знакомится с хозяином дома – Карлом Христофоровичем Ландсбергом, который приглашает его к себе на обед", – поделился информацией заместитель директора Историко-литературного музея "А.П. Чехов и Сахалин" Темур Мироманов.

Это приглашение Чехов принял с большой охотой. Дело в том, что Антон Павлович был изнурен долгим и опасным путешествием – из Москвы до Сахалина он добирался почти три месяца. Замерзал, голодал, получил обострение туберкулеза. Вот как Чехов описывал сибирские дороги в своих путевых очерках: 

"От Томска до Красноярска 500 верст, невылазная грязь. От Красноярска до Иркутска – 1566 верст, жара, дым лесных пожаров и пыль; пыль во рту, в носу, в карманах. Сколько верст прошел пешком, сколько клякс было на моей физиономии и на платье!"

"Чехов сетует даже на отсутствие элементарной пищи вроде гречневой каши. Страдая каждый раз от недостатка нормальной пищи, горячей пищи", – рассказал Эрнест Орлов.

На следующий день после приезда на Сахалин Чехова представили генералу Владимиру Кононовичу. Он занимал пост начальника острова. Писатель попросил у генерала дозволения посещать каторги. 

"Кононович, в принципе, не возражает, тем более выяснив, что Чехов не является представителем какого-либо официального издания, какой-либо официальной организации. Ему выдали удостоверение, позволяющее ему работать. Но тут же, в тот же день начальникам тюремного округа Александровского и Тымовского тюремного округа было отправлено вот это секретное предписание", – сообщил Темур Мироманов.

В предписании говорилось установить над Чеховым "неослабный" надзор. И ограничить его общение с политзаключенными. Впрочем, писателя они интересовали меньше других каторжан. 

"А вот убийцы, вот какие-то выдающиеся преступники, безусловно, интересны и интересны ему с психологической точки зрения. Чехов как писатель и как врач, конечно, значительное внимание уделяет психологии человека, психиатрии", – рассказал Эрнест Орлов.

Знакомство Чехова с Сонькой Золотой Ручкой

В одном из острогов Чехов повстречался с каторжанкой Софьей Блювштейн, более известной как Сонька Золотая Ручка. За свою бурную жизнь королева преступного мира побывала в разных тюрьмах. Пользуясь своей красотой, она обольщала надзирателей и совершала с их помощью побеги. Но сахалинская каторга сломила дух знаменитой авантюристки. 

"Чехов видит ее уже совершенно поникшей, похожей на мышь. "Она как мышь", – пишет он, – "нюхает воздух, принюхивается все время", – рассказал Эрнест Орлов.

Что особенно поразило Чехова на Сахалине

Чтобы лучше изучить быт каторжан, Чехов решил провести на острове перепись. Он обошел все тюрьмы и поселения и собственноручно заполнил несколько тысяч карточек на всех ссыльных. 

"Как он сам вспоминал: "Я вставал в пять утра, ложился за полночь и все ходил, писал, писал и писал". Он сразу же увидел состояние сахалинского образования, так и написал, что сахалинские школы бедны, существование их случайно. Кроме этого, Чехов, будучи врачом, однажды посетив Александровскую каторжную тюрьму разряда испытуемых и исправляющихся, увидел, как там ведется прием. Это его настолько поразило, что он сам потом несколько раз приходил, уже в роли врача проводил прием каторжных", – рассказал Темур Мироманов.

Антон Павлович пробыл на каторге три месяца. За это время он собрал богатый материал, который лег в основу его книги "Остров Сахалин". 

"Люди читают, аплодируют, и один из коллег Чехова прямо говорит: "Даже если бы Чехов не написал ничего, кроме книги “Остров Сахалин”, он и то был бы достоин остаться в памяти потомков", – поделился Темур Мироманов.

Книгой Чехова заинтересовались на самом высшем уровне. По одной из версий, именно после этой публикации на сахалинские каторги зачастили ревизоры, и содержание ссыльных хоть и немного, но улучшилось. В частности, администрация острова отменила телесные наказания для женщин. А вот на самого Антона Павловича поездка на Сахалин повлияла пагубно. Его друзья считали, что это путешествие подорвало и без того слабое здоровье писателя. Чехов прожил всего 44 года. 

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.