Еврейская Пасха (Песах): история, значение и традиции праздника
История и традиции еврейского праздника Песах, который начинается 22 апреля
Самый древний из еврейских праздников, Песах, связан с одним из важнейших событий в истории этого народа. Он знаменует исторический Исход евреев из Египта и свободу от рабства.
Название этому важному празднику дало слово "пасах", которое на иврите означает "миновал", "обошел стороной". Имеются в виду события десятой казни в Египте, когда Бог обошел жилища евреев, наказав только египтян.
О празднике обретения иудеями свободы и о его традициях – в материале РЕН ТВ.
Когда отмечают Песах в 2024 году
Песах, или иудейская Пасха, начинается на 14-й день весеннего месяца нисан по еврейскому лунному календарю – это первый месяц библейского года в еврейском календаре, он соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднуется Песах в течение семи дней в Израиле и восьми дней – за пределами страны.
В 2024 году праздничные дни выпадают на период с вечера 22 апреля (понедельник) до ночи 30 апреля (вторник).
История праздника
Песах знаменует главное для иудеев событие истории – покидание Египта. Три тысячи лет назад египтяне считали евреев своими рабами. Они наложили на них тяжелую трудовую повинность, досматривали дома, убивали младенцев. Это продолжалось почти четыре сотни лет.
Евреи мечтали покинуть эти земли и найти настоящий дом, но фараон не отпускал их. Тогда Всевышний послал египтянам десять бедствий, названных в Пятикнижии "Десятью казнями Египетскими".
Несмотря на падеж скота и гибель урожая от града, сплошной трехдневный мрак и болезни народа, фараон все равно не соглашался освободить рабов.
Последняя, десятая казнь должна была истребить всех первенцев Египта. Чтобы смерть не коснулась еврейских детей, Бог через Моисея наказал евреям окропить входы в свои дома кровью жертвенных ягнят – священных животных для египтян.
Ангел смерти погубил первенцев во всех семьях Египта и обошел стороной еврейские дома. Эти события произошли весной 14-го нисана в полнолуние. После этого евреи смогли благополучно покинуть страну, несмотря на преследование фараона и его армии.
С тех пор иудеи во всем мире отмечают Песах – праздник Исхода из Египта. Его также называют временем рождения еврейского народа.
Подготовка к празднику
Готовиться к Песаху начинают задолго до его наступления, сразу после окончания Пурима. Празднику по традиции предшествует генеральная уборка в доме. При этом жилища убирают не только от грязи, но также избавляются от еды, которую запрещено употреблять в Песах, называемой хамец.
Хамец – это все квасные (прошедшие процесс брожения) продукты, от напитков вроде пива и виски до хлебобулочных изделий, в том числе дрожжевого хлеба. Их нельзя не только употреблять, но и хранить в доме. Поэтому весь найденный хамец уничтожают – выливают или сжигают. Даже посуда, в которой хранили или готовили хамец, считается в Песах некошерной. Многие семьи покупают новую посуду специально для праздника.
Кроме этого, существует традиция собирать в канун праздника "меот хиттим", что когда-то означало деньги на муку для мацы, а позднее – деньги на праздничный стол для бедняков.
Что запрещено делать в Песах
- В первый и последний день Песаха запрещена любая работа.
- Нельзя держать в доме и есть хамец. Под запретом макароны, хлеб, печенье, пиво. Единственное мучное блюдо, которое можно есть, – маца.
Рецепт мацы
Маца – бездрожжевые пресные лепешки – это единственный хлеб, разрешенный в Песах. Согласно священной книге иудеев Торе, муку можно использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, поскольку считается, что после этого времени в тесте начинается процесс брожения.
А вот форма не так важна – маца может быть и круглой, и квадратной. Отличие лишь в том, что первая больше характерна для домашних лепешек, а прямые углы – при производстве в фабричных условиях.
Маца является напоминанием о том, что евреи, получив наконец разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что им пришлось испечь хлеб из еще не успевшего подойти теста.
Сейчас только в России каждый год продается больше 200 тысяч коробок мацы.
Традиции праздника Песах
Утром накануне праздника все мужчины-первенцы соблюдают пост. Первые сутки (вне Израиля два дня) праздника называются Йом-Тов. В это время в синагогах поют псалмы о благодарности Богу, произносят специальные молитвы, проводят праздничные богослужения.
Первый и последний дни Песаха являются нерабочими. Оставшиеся пять дней называются "праздничными буднями". В это время часть учреждений в Израиле работают полдня, а часть – не работают вовсе.
В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.
Седьмой день Песаха завершает торжества праздника. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод".
Какому событию посвящен седьмой день Песаха
Тора рассказывает: в этот день, 21-го нисана, евреи вышли к Красному морю и увидели, что за ними гонится египетская армия с фараоном во главе. Не привыкшие воевать евреи представляли собой легкую добычу: справа и слева – горы, сзади – колесницы египтян. А впереди – море. И евреи… пошли в море! И море расступилось перед ними.
Египтяне преследовали их, приближаясь с каждой минутой. Но как только евреи прошли по дну моря, воды вновь сомкнулись и волны поглотили египетское войско.
Во всех синагогах мира в этот день читают в свитке Торы главы из книги Шмот, повествующие об этом чуде, а также Шират а-Ям – "Песнь Моря" (Шмот, 15:1 – 19) – благодарственный гимн, исполненный евреями при виде чудесной гибели вражеской армии. В соответствии с традицией, принятой в ашкеназских общинах, этот отрывок слушают стоя.
Седер – главная традиция праздника Песах
Праздничный ужин – седер – наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме. Это особый установленный порядок действий, чтения молитв, еды и питья за праздничным столом.
Седер устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры – в первые два вечера. На него собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, вернувшись из синагоги. На ужин приглашают родственников и тех, кто на время праздника остался один.
Ритуал праздничной трапезы основан на чтении Агады – рассказе об Исходе из Египта и не менее символическом порядке подаваемой пищи. Прежде всего на столе появляется главное блюдо, причем это именно тарелка (на иврите "кеара") для седера. На ней – шесть продуктов и маца. У каждой части кеары свой символизм и значение.
Главные продукты на праздничном столе
- Зроа. Голень ягненка на тарелке символизирует пасхального агнца, чьей жертвенной кровью были помечены двери израильтян, чтобы Бог прошел мимо их дома и не поразил "язвой губительной". В некоторых общинах вместо ягненка на кеару выкладывают запеченные кусочки курицы, чаще всего крылышко или горлышко. Слово "зроа" означает "рука", и считается, что эта часть тарелки символизируют руку Бога. Зроа есть нельзя, слишком велика смысловая нагрузка этого кушанья.
- Бейца. Яйцо, сваренное вкрутую – символ праздничной жертвы "хагига", которую приносили в Храме, а также знак траура по разрушенному Иерусалимскому Храму. По другой версии яйцо – символ круговорота жизни (рождение – жизнь – смерть) или просто надежда на новую счастливую жизнь. Яйца отваривают, охлаждают и иногда, не очищая, кладут на газовую конфорку, чтобы на скорлупе появились небольшие пятнышки. По традиции каждый съедает яйцо, предварительно окунув его в подсоленную воду. Соленая вода олицетворяет слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.
- Карпас. Свежая зелень или ботва корнеплодов, иногда и они сами (сельдерей, вареный картофель, репчатый лук, свекла) – символ надежды и обновления. Зелень также окунают в соленую воду перед тем как съесть.
- Марор. От слова "мар", в переводе с иврита – "горький". Это горькие травы, символизирующие жестокость, с которой обращались с евреями, когда они были рабами в Египте. Часто используется кресс-салат, свежие листья которого обладают приятным терпким и острым вкусом, напоминающим хрен или редьку; эндивий и все разновидности салата латука с чуть горьковатым вкусом – конкретный вид определяется местной традицией.
- Хазерет. На иврите это слово означает "хрен". Обычно его измельчают или натирают на терке. Он олицетворяет раствор, скреплявший блоки при строительстве пирамид. Поскольку хрен – забористый корень, его смешивают с харосетом и готовят сэндвич из мацы, добавляя его туда. Терпкий вкус хазерета, как и марор, напоминает о горечи рабства в Египте.
- Харосет. Смесь яблок, груш, вина, грецких орехов и корицы. Некоторые для приготовления харосета используют финики и инжир. Эта часть кеары обозначает блоки, ставшие основой при строительстве пирамид. Харосет – буквально "глина", поэтому ценится, если цвет смеси близок к натуральному цвету глины.
- Маца. Три куска мацы укладывают на отдельную тарелку. Средняя маца ломается на две части, и одну половину не едят. Она – афикомен, то есть ломтик, который кладут под подушку, на которую опирается глава семейства. Для поощрения интереса детей к пасхальному седеру стали позволять им тайком таскать афикомен из-под подушки и возвращать лишь в обмен на подарок. Найденный афикомен съедается по окончании праздничной трапезы.
Считается, что во время праздничного ужина каждый еврей должен выпить четыре бокала вина или виноградного сока. Это символизирует четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига Египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…"
"Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие" (Исход, 6:6 – 6:8).
Пятый бокал наполняют и оставляют для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного".
Интересно, что пьют вино и едят мацу полулежа, как вкушали в старину пищу свободные богатые люди, а горькие травы в память о былом рабстве едят стоя.
Праздничную трапезу принято заканчивать словами приветствия: "В будущем году – в Иерусалиме!"
Седер каждый год проходит в семьях евреев по всему миру с соблюдением обычаев и традиций. Этот торжественный ужин уверенно подтверждает, что евреям удалось сохранить единство своего народа, несмотря на многочисленные беды и гонения. Ведь именно в Песах евреи превратились из простых рабов фараона в самостоятельный и свободный народ.