Version: 1.0.2

Утопия, ставшая ужасом: как Генри Форд построил и заселил свой город

Как Генри Форд смог построить и заселить свой город

Илон Маск выкупил две с половиной тысячи гектаров пастбищ в Техасе. И решил построить свой город будущего. Журналисты утверждают, что бизнесмен хочет установить свои особенные правила проживания. А жить в этой утопии будут сотрудники корпорации Маска.

100 лет назад похожей идеей загорелся Генри Форд. Кроме города новой формации и выполнения производственных задач, автомагнат мечтал о создании идеального общества. Город построили и заселили всего за два года. О том, что пошло не так, рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Зачем Форду понадобился свой город среди джунглей

В программе показали все, что осталось от великой американской мечты Генри Форда – о создании идеальной Америки в центре Бразилии.

Фордландия – город,  выстроенный посреди глухих амазонских джунглей, постепенно превращается в руины. Еще пара десятилетий, и сельва поглотит его полностью.

"Когда-то эти развалины были больницей – одной из самых передовых на тот момент. Сегодня в заброшенных палатах и операционных обитают только змеи и летучие мыши", – рассказал журналист Майкл Пэйлин.

История этой утопии началась в 20-х годах прошлого века. В те времена автоимперия Генри Форда была крупнейшей в мире. Магнату удалось наладить на своих заводах полный цикл производства – начиная от добычи руды и заканчивая конвейерной сборкой машин. В этой цепочке катастрофически не хватало только одного звена – резины.

"Потому что рынок каучука в то время был монополизирован англичанами. И вот Форд, когда понял, что британцы так и будут на него давить своей монополией и выставлять те цены, которые им удобны, решил что надо бы озаботиться этим", – сообщила историк Екатерина Мишаненкова.

Поскольку синтетический каучук в то время еще не изобрели, его основным природным источником была гевея бразильская. Это дерево, чей млечный сок почти наполовину состоит из каучука. Индейцы научились добывать его задолго до колонизации Америки.

"Вообще откуда пошло само значение слова "каучук" – это индейское слово, означающее слезы дерева, очень красиво", – рассказала историк Мария Кабанова.

Плантации гевеи Форд решил высадить в бассейне реки Тапажос, это крупный приток Амазонки. Место под рабочее поселение выбрали глухое, дикое. Дорог никаких не было, единственный путь до Фордландии лежал по реке. Поэтому еще на старте своего грандиозного проекта Форд столкнулся с большими проблемами.

Как город-утопия превратился в воплощение ужаса

"Во-первых, это болезни. Потому что это малярия, это большое количество разных насекомых. И выходили из строя люди просто целыми пачками", – поделилась историк Кабанова.

Пока половина рабочих лежали на больничных койках, остальные расчищали джунгли под будущий город и плантации гевеи. Вырубка сельвы затянулась на два года.

"В итоге, чтобы ускорить процесс, Форд приказал просто выжечь огромную территорию. Так посреди Амазонии разгорелся крупнейший рукотворный пожар в ее истории", – рассказал путешественник Джошуа Рубин.

В 1928 году строительство Фордландии завершилось. На берегу реки Тапажос вырос типичный американский городок с центральной площадью, асфальтированными тротуарами, пожарными гидрантами, библиотекой, кинотеатром, детскими площадками.

Луис Магно – один из немногочисленных современных жителей Фордландии, вновь заселивших город-призрак в начале XXI века. Магно работает учителем в школе, которую Генри Форд когда-то построил для детей рабочих.

"Здесь были даже поле для гольфа, теннисный корт и открытый бассейн. В общем, все удобства", – рассказал Магно.

Но, несмотря на комфортный быт, американская утопия была обречена на провал, причем изначально. Дело в том, что Форд ввел в колонии весьма жесткие правила, которые действовали на его заводах в США. Механик Эдир Бранко родился в Фордландии, его отец был одним из первых поселенцев города. Как вспоминает Бранко, рабочие трудились в адских условиях, ведь Форд не делал никаких скидок на местный климат. Поэтому традиционной сиесты не было и бразильцам приходилось вкалывать под палящим солнцем без перерыва.

"Американцы были очень строгими. За малейшее опоздание штрафовали или вообще могли не засчитать в зарплату весь рабочий день", – рассказал Бранко.

Кроме того, в попытке создать идеальное общество Форд ввел в городе ряд ограничений. Алкоголь, табак, азартные игры, внебрачные связи были запрещены.

"Он очень сильно боролся за нравственность. Выступал резко против любых развлечений. Бразильцам был запрещен даже футбол", – сообщила историк Мишаненкова.

Запреты действовали и в нерабочее время. За моральным обликом бразильских трудящихся строго следила специальная инспекция – американские менеджеры могли нагрянуть к ним с проверкой в любое время суток. За нарушения штрафовали и увольняли.

"Поэтому его подчиненные стали немножечко, потихонечку саботировать все эти его нововведения. Они уезжали из этого города в специальные места, где можно было расслабиться", – рассказала историк Мария Кабанова.

Тем не менее одними развлечениями сыт не будешь. А кормили бразильских рабочих совсем не той едой, к которой они привыкли с детства. У Форда были свои представления о правильной диете.

"Их заставляли есть гамбургеры и овсянку. И это тоже не приводило людей в хорошее настроение. Работа идет плохо, кормят чем попало, развлечений нет. Эксперимент начал проваливаться", – отметила историк Мишаненкова.

В 1930 году в Фордландии вспыхнул бунт. Мятеж начался в столовой, когда рабочих в очередной раз попытались накормить фастфудом.

"Люди просто вымещали ярость. Они все громили, перерезали кабели, громили административные сооружения и даже собственные дома. В конце концов Форду пришлось договариваться с местным авиамагнатом, который перебросил туда бразильские войска", – поделилась информацией историк Мишаненкова. 

Солдаты усмирили бунтовщиков. А чтобы избежать новых мятежей, американцы пошли на некоторые уступки. Но Фордландию было уже не спасти.

Конец Фордландии

"Дело в том, что каучуковые плантации неожиданно начали вымирать. Деревья погубил микроцилус – опасный грибок-паразит", – рассказал Луис Магно.

Высаживая гевеи целыми плантациями, Форд допустил фатальную ошибку.

"В природной среде – большое расстояние между деревьями, поэтому всякая гниль, всякие насекомые, которые сподвигали на то, чтобы уничтожить это дерево, в природе этого практически не встречалось. А здесь, когда они стали насаждаться так плотно и близко, то деревья начинали болеть", – рассказала историк Кабанова.

В борьбе с природой Амазонии компания Форда потерпела сокрушительное поражение. Экономисты считают Фордландию самым крупным экономическим провалом автомагната.

В 1934 году американцы свернули проект, город опустел. В 1945-м внук Генри Форда Генри Форд II продал эти территории правительству Бразилии с убытком более 20 миллионов долларов. В пересчете на современный курс это около 300 миллионов.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.