Version: 0.1.0

Архитектор холодной войны: какое его послание изменило мир навсегда

Какой доклад Архитектора холодной войны произвел эффект разорвавшейся бомбы

"Как сдержать непокорную Россию?" – статью с таким заголовком опубликовали в Financial Times. Авторы одного из старейших деловых изданий в мире нашли ответ на свой вопрос. Они предложили вспомнить "длинную телеграмму" Кеннана – письмо, которое в 1946 году советник посольства США в Москве отправил в Вашингтон. Ему понадобилось восемь тысяч слов, чтобы объяснить невозможность сотрудничества с Советским Союзом и предложить меры противодействия. Благодаря этому письму Джордж Кеннан получил прозвище Архитектор холодной войны.

Какую стратегию предложил Кеннан в своем докладе? Почему его отчет произвел в США эффект разорвавшейся бомбы? И как дипломат оценивал расширение НАТО? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Фултонская речь Черчилля 

"Тень упала на сцену, еще недавно освещенную победой Альянса. Никто не знает, что советская Россия и ее коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем, и есть ли какие-то границы их экспансии", – заявил Уинстон Черчилль. 

Это фрагмент знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля. Бывший британский премьер выступил с ней 5 марта 1946 года в Фултоне, штат Миссури. Он заявил о растущей коммунистической угрозе и опасности усиления СССР на международной арене. В Фултонской речи впервые прозвучало выражение железный занавес. 

"Тезисы, что с Москвой надо говорить с позиции силы и что Кремль должен быть ограничен в своем стремлении развивать влияние советской системы на другие страны мира", – отметил директор Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН им. П. Лумумбы Виталий Данилов. 

Архитектор холодной войны

Фултонскую речь принято считать началом холодной войны, а Черчилля – одним из ее главных вдохновителей, но это не так. Мало кому известно, что в своем выступлении британский политик почти в точности повторил тезисы американского дипломата Джорджа Фроста Кеннана. 

Сегодня его имя знакомо только узкому кругу специалистов. Между тем Кеннан – один из острейших умов своего времени; человек, к которому внимательно прислушивались президенты и весь американский истеблишмент; дипломат, оказавший ключевое влияние на политику Запада по отношению к СССР на многие десятилетия. Политологи называют Кеннана Архитектором холодной войны. 

"Он прожил больше 100 лет, 101 год. Родился в 1904 году, а умер в 2005 году, сравнительно недавно. Россию знал очень хорошо и являлся потомственным специалистом по нашей стране", – подчеркнул эксперт. 

Джордж Кеннан блестяще знал русский язык, хорошо разбирался в истории и культуре России. В СССР молодой дипломат впервые приехал в 1933 году, когда США официально признали Советский Союз как государство.

"Мы открываем новую страницу в развитии дружественных отношений и мирного сотрудничества между двумя крупнейшими республиками в мире", – заявил народный комиссар иностранных дел СССР в 1930–1939 гг. Максим Литвинов. 

Второе лицо в дипмиссии

Первым послом США в СССР стал Уильям Буллит, который еще в 1919 году приезжал в Россию с дипломатической миссией и встречался с Лениным. Новоиспеченному послу требовался переводчик. Лучшей кандидатуры, чем Джордж Кеннан, и представить было нельзя. Кеннана назначили первым секретарем посольства, а затем советником – фактически он стал вторым лицом в дипмиссии. 

В 1946 году рутинную службу советника оживила секретная телеграмма. Отправитель – министерство финансов США. Ведомство отправило дипломатам запрос: поясните, почему Советский Союз отказался поддержать недавно созданные Всемирный банк и Международный валютный фонд.

"Москва достаточно резко обозначила свое негативное отношение к этим структурам, а эти структуры создавались американцами с целью доминирования во всем мире. Такая линия уже прослеживалась по окончании Второй мировой войны", – рассказал Данилов. 

Телеграмма из восьми тысяч слов 

Кроме того, Вашингтон встревожила февральская речь Сталина, в которой вождь жестко раскритиковал капиталистическую систему. Сталин назвал мировой империализм виновником войны, в США это выступление восприняли как угрозу. Кеннана, который в тот момент замещал посла, попросили проанализировать политическую ситуацию и поделиться своими соображениями. А надо сказать, что хоть дипломат и был большим специалистом по СССР, никаких симпатий к коммунистическому строю он не питал. Напротив, Кеннан считал коммунистов угрозой. Свое мнение он изложил в ответной депеше, которая вошла в историю как "длинная телеграмма". Она состояла из восьми тысяч слов. 

"Я решил, что не смогу дать им исчерпывающий ответ коротко. И телеграфистам придется потерпеть. Свой отчет я начал с самих основ русского и советского мировоззрения", – пояснил американский дипломат.  

Суть этого подробного отчета была проста. Кеннан заявил, что руководство СССР считает Запад своим главным врагом, уважает только силу, всегда отступает перед более сильным оппонентом, предупредил об опасности советской экспансии, а также высказал мнение, что в ближайшей перспективе сотрудничество с Советским Союзом невозможно. 

В финальной части доклада Кеннан предложил стратегию сдерживания СССР – ограничить влияние Союза во всем мире, не бояться разногласий, не стесняться демонстрировать свою силу. Развязать беспощадную борьбу против зарубежных социалистических лидеров. Позже, уже в личной беседе с президентом Трумэном, дипломат сказал: "Вам следует рассматривать Советский Союз в качестве соперника, а не партнера".

"Особенно это было важно с учетом того, что постколониальный мир очень сильно изменился. Многие страны Азии и Африки выходили из-под влияния колониального прошлого и, соответственно, попадали в орбиту влияния Советского Союза. Поскольку социалистическая модель была весьма привлекательна своими идеями. И здесь американский истеблишмент четко уловил, что надо предотвратить возможные сценарии масштабного хода социалистической системы, которая может представлять реальную угрозу капиталистическому миру. И здесь Кеннан как раз в своей телеграмме все очень четко обозначил", – рассказал Данилов. 

Эффект разорвавшейся бомбы

В США отчет Кеннана произвел эффект разорвавшейся бомбы. Госдепартамент сделал сотни копий "длинной телеграммы" и разослал их по властным инстанциям – министрам, военачальникам, послам во всех странах. Самого Кеннана отозвали в Вашингтон и предложили возглавить отдел Госдепа по планированию внешней политики. 

Его идеи в дальнейшем легли в основу плана Маршалла и доктрины Трумэна – знаменитых программ, целью которых было усиление влияния США во всем мире при непрерывном давлении на СССР. Но самое главное – отчеты и статьи Кеннана дали толчок к созданию НАТО.  

"Он занимается как раз сценарием холодной войны. Далее они занимались созданием прототипа, и что в дальнейшем уже выразилось в создании Североатлантического альянса. Также он занимался воздушным коридором, который снабжал Западный Берлин всем необходимым", – подчеркнул эксперт. 

Любопытно, что сам автор "длинной телеграммы" выступил против создания НАТО. Кеннан неоднократно заявлял, что его неверно поняли и что стратегия сдерживания СССР заключается в политических и экономических методах, а вовсе не в военном противостоянии. Но было уже поздно – началась гонка вооружений, холодная война набирала обороты. 

"Кеннан говорил, что всегда был против насилия. Он говорил, что был за то, чтобы сдерживать Советский Союз демонстрацией силы, но ни в коем случае не применять эту силу. И когда началась уже Корейская война, и США втянулись в прямое противостояние с советскими войсками на корейском полуострове, Кеннан выступал категорически против", – обратил внимание директор Центра прикладного анализа международных трансформаций.

"Фатальное" расширение НАТО 

Кеннан стал ярым критиком политики США, которую реализовывали по его же заветам, а в конце 1990-х, когда холодная война уже давно закончилась, выступил против расширения НАТО на восток. Тогда, в 1999 году в Альянс приняли Чехию, Венгрию и Польшу. Эту экспансию Кеннан назвал фатальной ошибкой. 

"Он встречался с Джорджем Бушем младшим и категорически настаивал не дразнить Россию, не выводить Кремль из состояния, как он называл, благодушного покоя, которое способно постепенно, поэтапно ввести современную Россию, имеется в виду уже после Советского Союза, в зону влияния Запада. Он как раз рекомендовал не действовать очень жестко с такими элементами унижения нашей страны", – отметил собеседник РЕН ТВ. 

Но к мнению пожилого политика никто не прислушивался, а зря. Кеннан постарел, ушел из властных структур, но ясности рассудка вовсе не утратил. Вот это интервью он дал в 1993 году, в разгар Балканского кризиса, в котором страны НАТО приняли самое активное участие.  

"Мы должны поддерживать соблюдение прав и свобод человека в других странах, там, где есть такая возможность. Но при этом мы не должны вести себя как строгий школьный учитель, грозить всем пальцем. Ведь каждое серьезное усилие, которое мы прилагаем для того, чтобы что-то изменить за пределами границ США, отнимает ресурсы, которые мы могли бы предложить собственному обществу, своим гражданам. Мы должны тщательно соизмерять свои ресурсы и возможности", – говорил Кеннан. 

Этому интервью 30 лет. Кеннона уже давно нет в живых, но его слова сегодня как никогда актуальны. 

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.