Жизнь как кино: удивительная судьба автора сериала "Клон" Глории Перес
Удивительная судьба сценаристки "Клона" Глории Перес, похожая на бразильский сериал
Жизнь преподносит иногда такие сюрпризы, что события любой мыльной оперы кажутся на их фоне мелкими и незначительными. Но это никак не относится к жизни и судьбе Глории Перес — сценаристки самых известных бразильских сериалов, в том числе культового "Клона", последняя серия которого вышла в июне 2002 года.
Глории пришлось столкнуться со многим: убийством дочери, смертью сына, затяжной депрессией. Пережитые ею катастрофы оказались гораздо драматичнее любого сценария, но не сломили эту сильную женщину.
О судьбе самой могущественной сценаристки бразильского телевидения, изменившей представление зрителей о мыльных операх, — в материале РЕН ТВ.
Любительница научпопа и футбола
Глория родилась 25 сентября 1948 года в обеспеченной семье. У ее отца, судьи Верховного суда, была богатая библиотека. Поначалу девочка зачитывалась сентиментальными романами, но дедушка переориентировал внучку на более серьезное чтение, в том числе на научную литературу, что потом очень пригодилось ей в будущей профессии.
Кроме чтения Глория обожала гонять с мальчишками в футбол – это ее интересовало гораздо больше, чем "девчачьи" разговоры о будущих женихах.
"У меня почти не было подруг. Я всегда дружила с мальчишками. Девочки то и дело говорили о замужестве и детях. Я же в такие минуты думала: "Неужели женщине нельзя заниматься чем-то более интересным?" — вспоминала позднее Перес.
Несмотря на такие смелые рассуждения, замуж Глория вышла очень рано. На поэтическом вечере в университете Рио-де-Жанейро (она обучалась на истфаке) Глория познакомилась с инженером Луишем Карлосом Пересом. Пара быстро поженилась и вскоре появились трое детей: сначала дочка Даниэла, через два года — сын Родриго и еще через пять лет — Рафаэл.
Как Глория Перес пришла в профессию
С рождением младшего сына в жизни Глории появилась первая трещина: у мальчика выявили синдром Дауна. Тем не менее молодая мать перешла в аспирантуру и принялась за диссертацию об индустриализации в Бразилии.
Писательство стало для Глории спасением от домашних забот, которые отнимали у нее почти все время. Для начала она написала свой вариант развития событий в сериале "Женщина Малу" и отправила произведение на студию Globo, где оно было отвергнуто.
Однажды ее подруга — невестка известной сценаристки Жанет Клэр, — показала свекрови тот самый сценарий. Тяжелобольная Жанет торопилась закончить работу над теленовеллой "Обещание", и ей была необходима лишняя пара рук.
Сначала Глория только печатала и отвозила сценарий на студию. Но Жанет становилось хуже, и закончить сериал она не успела. Это за нее сделала Глория Перес.
Довольно быстро стало понятно, что у Перес самый настоящий талант к написанию действительно захватывающих историй. Студия Globo не могла пропустить такое дарование и доверила ей следующий проект.
Как это часто бывает, успехи в работе повлияли на личную жизнь. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Глория не только ушла из университета, но и рассорилась с мужем, который решил развестись с ней. Дети и работа стали самым главным в жизни сценаристки.
Почему сценарии Глории Перес такие удачные
Не только руководство Globo признало талант Перес. Со временем и коллеги прониклись к ней уважением, а зрители и вовсе не считали теленовеллы по ее сценариям каким-то легкомысленным развлечением. Ведь сценарии Глории Перес абсолютно изменили представление зрителей о мыльных операх.
Герои на экране задавались вопросами глобализации и столкновения культур — это хорошо видно в сериалах "Клон" и "Дороги Индии"; боролись с такой серьезной социальной проблемой, как траффикинг (торговля людьми) в новелле "Спаси меня, святой Георгий".
А сериал "Тело и душа", затрагивающий тему трансплантации органов, вызвал перемены в бразильском обществе — центры и институты трансплантологии, долгое время не получавшие финансирования, оказались в центре внимания правительства.
Клонирование, поиск пропавших детей, корректность психиатрических диагнозов, этические аспекты суррогатного материнства — это только часть проблем, которые всегда интересовали Глорию Перес и которые нашли отражение в ее сценариях.
Страшная смерть дочери
Старшая дочь Глории, Даниэла, серьезно занималась балетом и мечтала стать актрисой. В семнадцать лет она получила свою первую роль, и зрители сразу отметили талант и красоту девушки.
Было очевидно, что на телевидении Даниэла оказалась не по протекции матери. Продюсеры были того же мнения — они даже просили Глорию переписывать сценарии таким образом, чтобы ее дочь как можно больше времени была в кадре, а ее персонажи становились все заметнее.
Вскоре Даниэла вышла замуж за актера Раула Газзолу, с которым снималась в одном из сериалов (российские зрители знают его по роли Миро в сериале "Клон"). Даниэла и Раул были красивой парой, их любила вся Бразилия.
Карьера обоих шла вверх, талант молодой актрисы раскрывался на глазах. Все прекратилось в одночасье — 28 декабря 1992 года жизнь Даниэлы трагически оборвалась. Одним из первых соболезнования Глории выразил молодой актер Гильерме де Падуа — он снимался вместе с Даниэлой в сериале "Тело и душа", в котором она разыгрывала с ним историю любви.
Об их отношениях ходили противоречивые слухи. Кто-то утверждал, что между Гильерме и Даниэлой начался служебный роман. Якобы с помощью связей девушки из богатой семьи артист хотел продвинуться по карьерной лестнице. Вот только наследница Глории Перес была счастлива замужем, о чем знали все окружающие.
По другой версии Гильерме и Даниэла оставались экранными партнерами, которые просто убедительно сыграли любовь. Так или иначе 28 декабря де Падуа вместе со своей беременной женой убили дочь Глории Перес. Супруги нанесли девушке 18 ран ножницами, в результате кровопотери она скончалась. Даниэле было всего 22 года.
Основным мотивом произошедшего посчитали ревность: по мнению следователей, жена де Падуа так сильно ревновала его к партнерше по съемочной площадке, что инициировала нападение на Даниэлу. После долгого следствия убийц Даниэлы отправили в тюрьму, но оба получили не слишком большие сроки: Гильерме вышел на свободу в 2003-м, а его подельница еще раньше — в 1999-м.
На похоронах у овдовевшего Раула произошел нервный срыв. Глория была спокойна и сосредоточенна. Она вернулась домой, села к компьютеру и продолжила работу над сценарием "Тела и души", "выписывая" из сюжета героиню, которую играла ее дочь. Поставив финальную точку, Перес выключила компьютер на три года. Все это время она боролась с тяжелейшей депрессией.
Культовый сериал "Клон"
Возвращение Глории состоялось только в 1995 году. Она с прежним рвением принялась за написание новых сценариев, однако окружающие не могли не замечать произошедшие в ней перемены. Слишком глубокое потрясение пережила эта с виду такая сильная женщина.
Впервые идея создания "Клона" пришла к Глории Перес в 1997 году. Тогда все бурно обсуждали клонированную овечку Долли, чья история произвела впечатление на сценаристку. Размышляя над этим научным прорывом, она задумалась над тем, какие чувства мог бы испытывать клон человека.
Постепенно Глория пришла к мысли, что хочет обсудить в новой мыльной опере сразу несколько серьезных вопросов. Она не ограничилась темой клонирования, а затронула также темы наркомании, классовых предрассудков и, конечно, религии.
Главные сложности возникли именно из-за этого. Дело в том, что телевизионным продюсерам не нравилось то, что многие главные герои в проекте "Клон" — мусульмане. Перес снова и снова приходилось отстаивать свои идеи, вносить правки.
"Это удивительный народ с богатейшей культурой. Их мир в корне отличается от нашего, и мне всегда хотелось изучить его подробнее", — признавалась сценаристка.
Новый проект полностью захватил Перес, заменив ей общение с реальными людьми.
"Во время работы мне страшно даже думать о личной жизни, ведь я проживаю жизнь за каждого из своих персонажей, вкладываю в каждого частичку себя и, честно говоря, мне это интереснее, чем реальные отношения. Я ездила в Марокко с Жади, целовалась с Лукасом в развалинах, выходила замуж и разводилась… Мне нравится писать первые главы, когда герои только оформляются, и я с ними еще не так хорошо "знакома". Помню, как я нашла Иветти. Сидела в парикмахерской и слушала, как две женщины обсуждают третью — импульсивную, чуть вульгарную, иногда распутную, но с добрым сердцем. Я подумала, что каждый человек знает хотя бы одну такую Иветти. Даже у меня в жизни бывали "моменты Иветти", жертвами которых становились мои близкие", — рассказывала Глория.
Кстати, сериал мог и не выйти на экраны. Дело в том, что за несколько недель до премьеры (она состоялась 1 октября 2001 года) произошла трагедия в Нью-Йорке.
После 11 сентября отношение к мусульманам в обществе резко ухудшилось. Выпускать теленовеллу с главными героями, исповедующими ислам, было рискованным шагом, но канал Globo решил не отступать. В итоге все закончилось как нельзя лучше: мыльная опера стала сенсацией и даже сейчас, спустя 22 года после выхода первой серии, у нее огромная армия фанатов.
Новые испытания судьбы Глории Перес
2002 год принес Перес как радость, так и большое горе. Съемки новеллы про Жади и Лукаса были в самом разгаре, и сценаристка практически ни на что не отвлекалась. Рейтинг у сериала был хороший, и уже тогда стало понятно, что она оказалась права, когда боролась за него.
И в этот период жизни Глория сначала потеряла своего любимого отца, а следом за ним, 28 ноября 2002 года, ушел из жизни ее сын Рафаэл. Известно, что он страдал от проблем с сердцем, и после очередной операции организм молодого человека просто не выдержал нагрузки. На тот момент Рафаэлу было всего 25 лет.
И снова Перес смогла подавить горе ради работы. Она довела до финала "Клон", успех которого превзошел все ее ожидания. Но, как это было и после смерти Даниэлы, Глория погрузилась в депрессию. Теперь опереться она могла только на единственного оставшегося у нее сына Родриго, который незадолго до смерти Рафаэла сделал ее бабушкой.
На сегодняшний день у Глории Перес четверо внуков. Они, как и их отец, остаются для нее самыми близкими людьми. О прошлом Глория старается не вспоминать ни в интервью, ни во время общения с поклонниками.
Она не скрывает, что так и не смирилась со смертью детей: как выяснили бразильские журналисты, комнаты Даниэлы и Рафаэла в ее доме остались нетронутыми, на стенах развешаны старые фотографии, а пуанты дочери лежат именно там, где Даниэла бросила их после последнего занятия у станка…
Интересные факты о сериале "Клон"
- "Клон" был показан в 90 странах мира. Оригинальная версия включает в себя 250 эпизодов, но в прокате был показан сокращенный вариант – 221 серия.
- Сериал мог называться "Второй шанс" или "Начать сначала".
- Первоначально планировалось проводить съемки в пустыне Сахара. Но ни актеры, ни оборудование оказались не готовы к таким погодным условиям. Поэтому были возведены специальные павильоны.
- "Urga" — так называемая тема Жади — приводит многих зрителей в полный восторг. Но мало кому известно, что первоначально она была написана Эдуардом Артемьевым для фильма Никиты Михалкова "Урга — территория любви".
- В реальной жизни во время съемок Вера Фишер и Лусиано Цафира закрутили страстный роман (в сериале они исполняли роли Зейна и Иветти).
- Дебора Фалабелла, Мэл, хорошо запомнилась зрителям. Но даже самые внимательные из них не обратили внимания, что в нескольких сериях дочь Лукаса и Маизы играла другая девушка – Синтия Фалабелла, сестра Деборы. Позже именно она исполняла роль дочери Лобатто. Благодаря профессионализму визажистов подмену никто не заметил.
- Мустафа, член семьи дяди Али, в реальной жизни является бывшим мужем Веры Фишер и отцом ее дочери.
- В городе Уарзазат, где снимались романтические сцены с участием Жади и Лукаса, проходили съемки таких фильмов, как "Гладиатор", "Мумия" и "Лоуренс Аравийский". Там находится одна из самых больших киностудий в мире — Atlas Studios.
- Мурило Бенисиу сыграл сразу трех персонажей – близнецов Лукаса и Диогу, а также их клона Лео. Для сцен с участием этих героев использовали компьютерную графику. А чтобы воплотить на экране моменты физического взаимодействия (например, когда один брат дотрагивается до волос другого), прибегали к помощи дублеров.
- Для съемок сериала в Марокко были куплены около 700 различных костюмов, пар обуви и ювелирных украшений. Среди них кафтаны и туники, свадебные платья, бабуши, платки, сумки, марокканские головные уборы, а также серебряные и позолоченные ожерелья, браслеты, серьги и кольца.