Две жизни – одна судьба: история дуэта Ильи Олейникова и Юрия Стоянова
Как сложились судьбы Ильи Олейникова и Юрия Стоянова
Это можно было бы считать невероятным совпадением, но факт остается фактом: Илья Олейников и Юрий Стоянов действительно родились в один день — 10 июля, только с разницей в десять лет. Они могли бы и не пересечься никогда, слишком разные творческие судьбы были у обоих. Один — эстрадный комик из Кишинева, другой — одессит, много лет служивший в питерском БДТ.
Они начали работать вместе в начале 90-х — их "Городок" с маленькими, но очень остроумными скетчами стал популярен. С ним они и прославятся. Дуэт Олейников — Стоянов станет классикой жанра, который они сами и создали.
О двух артистах, которые придумали, как ворваться в городок, а главное — остаться в нем, как и в истории отечественного телевидения, навсегда — в материале РЕН ТВ.
Илья Олейников: аккордеонист, футболист и ученик кукловода
Илья Львович Клявер (это настоящее имя артиста) родился 10 июля 1947 года в Кишиневе. Его отец работал шорником — делал конскую упряжь — и очень хотел, чтобы сын выучился игре на аккордеоне.
Мальчику нравились музыкальные занятия, но он пропускал их, предпочитая проводить время на местном пустыре за игрой в футбол. Тем не менее аккордеон ему покорился и владел им Илья виртуозно.
В 1964 году после окончания школы Илья стал актером Кишиневского народного театра. Он вспоминал: "Условия приема в сей храм художественной самодеятельности были просты. Хочешь поступать — будешь принят. Не хочешь поступать — не будешь принят".
Ему дали небольшую роль в спектакле "Девушка из Сантьяго". Однако незадолго до премьеры артист поссорился с режиссером и ушел из театра.
В том же месяце молодой человек устроился учеником кукловода в Кишиневский кукольный театр.
"Попалось мне на глаза в вечерней газете объявление о наборе в кукольный театр учеников кукловодов с зарплатой сорок рублей. Больше рубля в моем кармане не водилось. Сумма показалась значительной. Я явился на показ. Выбирать было не из кого, поскольку только я один и явился. Главреж, насмотревшись вдоволь, поскучнел. Впечатления на него я явно не произвел. <…> И я понял, что берут меня не из-за искрометности моего таланта, а ввиду полной безысходности", — написал артист в своей книге воспоминаний.
В кукольном театре Илья играл в детских спектаклях роль барсука. Актер был очень высоким, и его голова торчала над ширмой. Специально для него костюмеры сшили шапку в виде пня, на котором выступал его герой.
Студент циркового училища и "ефрейтор-конферансье"
Через несколько месяцев Илья ушел из театра и уехал в Москву. Он решил поступать в училище циркового и эстрадного искусства. На вступительном экзамене актер прочитал басню Сергея Михалкова "Заяц во хмелю" и до слез рассмешил приемную комиссию своей дикцией. Вернее, ее отсутствием.
"Разговаривал я на какой-то адской смеси молдавского, русского и одесского. К этому "эсперанто" прибавлялось полное неумение произносить шипящие и свистящие. <…> Все это фонетическое изобилие подкреплялось скороговоркой, что делало мою речь совершенно невразумительной. <…> Я внезапно начал изображать пьяного зайца, бессвязно бормоча, заикаясь и усиленно подчеркивая опьянение несчастного животного всеми доступными мне средствами. И когда к скороговорке, шипенью, посвистыванию и хрюканью прибавилось еще и заячье заикание, комиссия не выдержала <…> "Прекратите это истязание! Мы принимаем вас! Только замолчите!" — рассказывал артист.
Руководство учебного заведения ни разу не пожалело о своем решении: ни одно творческое студенческое мероприятие не проходило без участия Ильи Клявера.
После окончания училища юного артиста призвали в армию, где тот прослужил в ансамбле Кантемировской танковой дивизии, демобилизовавшись в 1971 году. Запись в военном билете гласит: "Ефрейтор-конферансье". Вряд ли кто-то еще может похвастать подобной армейской должностью, введенной специально под талант военнослужащего.
После окончания службы Илья поехал в Кишинев, где работал в местной филармонии — вел концерты вокально-инструментального ансамбля "Зымбет". Артист вспоминал: "В расшитой цыганской жилетке и вдетых в сапоги среднеазиатских шальварах я должен был олицетворять собой обаятельного русскоговорящего молдаванина, эдакого рубаху-парня, но, очевидно, было в моем облике что-то такое, что заставляло публику сомневаться в чистоте моих намерений".
Всесоюзная слава Ильи Олейникова
Позднее в Кишиневе Илья создал эстрадный дуэт со своим лучшим другом Рувимом Бронштейном — выпускником того же училища — и прославился на весь Советский Союз, благодаря юмористическим миниатюрам.
Поначалу дела шли не так гладко. Выступления молодого дуэта "Клявер и Бронштейн" никак не могли прорваться в эфир. По совету Владимира Винокура, с которым артисты познакомились на концерте, они изменили название коллектива, взяв псевдонимы.
Илья Клявер превратился в Олейникова (по фамилии жены), а Рувим Бронштейн перевоплотился в Романа Казакова. Визитной карточкой дуэта стала коронная фраза Романа, каждый раз произносимая с неподражаемой интонацией: "Вопрос, конечно, интересный!"
В 1977 году "Казаков и Олейников" стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Ранняя смерть товарища вырвала Илью Львовича из концертной жизни на три года. По каким-то причинам его одного авторы юмористических проектов не желали видеть на сцене.
Впрочем, все изменилось после судьбоносной встречи с Юрием Стояновым.
Личная жизнь Ильи Олейникова
Илья Олейников был женат трижды. Однако его первые браки были фиктивными — так артист получал московскую прописку. Со своей третьей женой, химиком Ириной Олейниковой, артист встретился в 1974 году в Славянске. Там он был на гастролях, а Олейникова — в командировке. Она пришла на концерт ансамбля "Зымбет" и сидела в первом ряду. После выступления артист решил с ней познакомиться.
Вскоре они поженились. В 1975 году у пары родился сын Денис, который стал музыкантом и выступал в группе "Чай вдвоем".
Юрий Стоянов: изобретательный хулиган
Юрий Николаевич родился в Одессе 10 июля 1957 года — ровно на десять лет позже Ильи Олейникова. Семья артиста была далека от театрального искусства: отец, Николай Георгиевич Стоянов, болгарин по национальности, работал врачом-гинекологом, а мама была завучем в школе.
В школе Стоянов прослыл хулиганом и его шалости отличались изобретательностью: иногда мальчик воровал ключи от радиорубки и объявлял выходной или открытый урок на пляже. Плохие отметки в дневнике ребенок сразу исправлял на положительные.
Родители работали допоздна, сына им оставить было не с кем. Выход нашелся сам собой: мальчик коротал время в кинотеатрах. И, конечно, решил стать артистом.
"Но я был упитанным, нескладным — паразитировал на кулинарной конкуренции двух бабушек. Правда, в раннем детстве был стройным, а потом переболел желтухой, обмен веществ нарушился, и одноклассницы перестали на меня смотреть", — рассказывал Стоянов.
Из упитанного ребенка в артиста ленинградского БДТ
Чтобы похудеть, Юрий занялся фехтованием. Четыре года ежедневных кроссов, бега в жилете весом в 40 килограммов и боев с воображаемым противником сделали свое дело.
"Я начал сокращаться в ширину и вытягиваться в высоту. При росте 182 сантиметра весил 64 килограмма. Стал не просто худым, а скелетообразным! Фехтование не лепит мышц, но делает тебя быстрым, пластичным, реактивным", — пояснял актер.
Помимо прочего, мастер спорта по фехтованию посещал музыкальную школу, где научился играть на гитаре, и ходил в поэтическую студию. Талантливый и амбициозный, Стоянов легко поступил в ГИТИС, где его соседом по общежитию стал Виктор Сухоруков.
По окончании вуза актера приняли в легендарный Большой драматический театр в Ленинграде, вот только персонажи ему доставались преимущественно второстепенные. Самой значительной ролью в театральной карьере Юрия Николаевича коллеги считали Моцарта в спектакле "Амадеус".
"Стоянов был совершенно не похож на других молодых актеров. Всегда пунктуальный, негулящий. "Грешил" только одним — своими пародиями, — рассказывал заведующий архивами БДТ Вениамин Каплан. — Мы их в театре по сей день вспоминаем. Юре везло, он был настолько открытым и легким в общении, что все эти невинные шуточки всегда сходили ему с рук. Например, идет мимо гримерок и специально говорит голосом главного режиссера театра Георгия Александровича Товстоногова".
Личная жизнь Юрия Стоянова
Свою первую жену, искусствоведа Ольгу Синельченко, Стоянов встретил еще студентом. В этом браке появились сыновья Николай и Алексей, но рождение детей не удержало Юрия Николаевича в семье: по данным СМИ, виной всему — чувства, возникшие у него к редактору Марине Венской. Жена измены не простила и подала на развод, запретив Стоянову общаться с сыновьями (позже они возьмут фамилию и даже отчество отчима).
Стоянов узаконил отношения с Мариной, но и этот брак спустя несколько лет распался. Зато третья попытка артиста создать крепкую семью увенчалась успехом. Избранница Елена дала Юрию то, что он искал всю жизнь, — тепло домашнего очага, заботу и безграничную нежность. В 2003 году у супругов родилась дочь Катя.
Илья Олейников и Юрий Стоянов: судьбоносное знакомство
Судьба свела Юрия Стоянова с Ильей Олейниковым летом 1990 года: артисты одновременно оказались на съемочной площадке фильма Виктора Титова "Анекдоты". Незадолго до этого сценический партнер Олейникова Роман Казаков умер и он искал достойного кандидата для создания нового дуэта.
Никто не знает, что тогда сблизило двух артистов — крошечные роли у обоих и уверенность в недооцененности или одна на двоих дата рождения с разницей в 10 лет. Как бы то ни было, с этого момента началось творческое сотрудничество тандема, результатом которого стали 284 выпуска юмористического телешоу.
"Городок" появился не сразу. Первый выпуск передачи вышел в 1993 году, через четыре года со дня знакомства артистов. До этого Стоянов и Олейников совместно вели шоу "Кергуду!", а также отдельную рубрику в программе "Адамово яблоко" — первом мужском тележурнале в истории советского телевидения, который рассказывал о светской жизни Северной столицы.
Известность к "АЯ" пришла благодаря именно "Анекдотам от Адама до наших дней", которые и представляли Юрий Стоянов и Илья Олейников.
Только после этого друзья приступили к созданию своего юмористического проекта.
Рождение "Городка"
Создавая новую программу, Стоянов и Олейников сходились в одном: им хотелось придумать такой формат, где могло бы быть все, что им самим может понравиться. Они придумывали передачу, исходя из всего, что не сыграли, не спели, не нашутили в жизни…
"Мы тогда были два достаточно не востребованных актера, поэтому вложили в передачу все, что только можно: и анекдоты, и скрытую камеру, и какие-то рубрики, где можно было очень по-разному профессионально баловаться", — рассказывал Стоянов.
Но нужно было подумать и о названии. На ум Юрию пришел спектакль по замечательной пьесе Торнтона Уайлдера — "Наш городок", когда-то поставленный в БДТ. Вероятно, подсознание вовремя подсказало: "…и вот появилось такое абсолютно некассовое и нешлягерное название "Городок". По тем временам просто не ахти что. Но "Городок" — значит, некий город, а некий город живет очень разной жизнью, а значит, там может происходить все что угодно", — вспоминал Стоянов.
"Городок" — история телепередачи
Поначалу "Городок" — это экранизация анекдотов, а позже — собственноручно написанные скетчи. Постепенно сложились постоянные рубрики, такие как "Двести", "МуЖикальная пауза", "Ужас", "ЖЗЛ", "Реклама" и другие. В "Городке" впервые на российском телевидении на скрытую камеру разыгрывали прохожих в рубрике "Приколы нашего городка".
Писатель-сатирик Аркадий Арканов говорил: "В "Городке" мы видим творческую пару, использующую парадоксальный принцип, который обеспечивает им успех. <…> Они работают друг на друга! Создается впечатление, что каждый отдает самые выигрышные роли другому. Это, безусловно, новация в искусстве разговорных пар, работающих в смешном жанре…"
А Юрий Стоянов уточнял: "У нас нет белого и рыжего клоунов, есть два равноценных партнера, по-своему смешных и очень дополняющих друг друга. Поэтому нет амбиций, кто лучше сыграл. Чем лучше играю я, тем лучше играет Илья. Чем хуже я, тем хуже он. Существует феномен пары. Так что главное в нашей передаче — все равно наша пара".
Фантазия авторов "Городка" не знала границ — там действительно происходило все что угодно. При острой сатирической направленности программа была уморительно смешной, что является большой редкостью для сатиры. Несмотря на странноватых негламурных героев, передача была интеллигентна, умна и, что было всегда немаловажно, имела высокий рейтинг.
В 1994 году визитной карточкой программы становится одноименная песня. Неожиданно лиричная для юмористической передачи, она придавала "Городку" пронзительное и глубокое настроение.
История программы прервалась, когда в ноябре 2012 года умер Илья Олейников. Юрий Стоянов в январе 2013-го официально объявил о закрытии "Городка". За неполные 20 лет существования было снято 284 выпуска, не считая более полутора сотен коротеньких передач на злобу дня, которые носили название "В Городке".
В 2001 году Олейникову и Стоянову "за большие заслуги в области искусства" присвоили звания народных артистов России.
Илья Олейников: последние дни
Одним из качеств характера Ильи Олейникова близкие называли его закрытость. Оно проявлялось в том, что артист не желал делиться своими проблемами и обязывать этим окружающих. До последнего Илья Львович скрывал, что тяжело болен, продолжая трудиться. Случалось, что на съемочную площадку ему вызывали скорую помощь.
После диагностирования рака легкого артист прошел курс химиотерапии. Страшное заболевание удалось побороть ценой полного угнетения иммунитета. В результате причиной смерти стала пневмония, которая обычно лечится антибиотиками в течение нескольких дней.
Илья Львович Олейников ушел из жизни 11 ноября 2012 года. Похоронили артиста на Казанском кладбище в городе Пушкине Ленинградской области.
Юрий Стоянов сейчас
После смерти друга Юрий Стоянов снял фильм о его жизни "Нам его не хватает" и закрыл передачу "Городок". Карьера Стоянова на телевидении продолжилась съемками в рекламе, участием в качестве члена жюри в шоу "Один в один", авторским проектом "100янов". Ради последнего актер даже похудел на 22 килограмма. Также он снимается в кино и сериалах.
А о легендарном "Городке" поклонникам теперь напоминают только мемы в соцсетях и канал Юрия Николаевича на YouTube — юмористические видео на злобу дня он снимает в стиле знаменитого шоу, правда теперь все роли вынужден исполнять в одиночестве.