Актер со смешинкой в глазах и фронтовик: жизнь Михаила Пуговкина
Со дня рождения актера Михаила Пуговкина исполнилось 100 лет
Про таких актеров, как Михаил Пуговкин, обычно говорят – самородок. Парень из бедной крестьянской семьи с тремя классами образования случайно попал в Москву и смог обратить на себя внимание профессионалов.
Он оказался одним из тех немногих артистов, чье появление на экране вызывает у зрителей только положительные эмоции. Михаил Иванович был удивительно органичен в любом образе. Он замечательно играл и комические роли, и негодяев, и офицеров, и строителей, и царей, и закоренелых преступников.
Его фильмография насчитывает 100 киноработ. И это очень символично, ведь 13 июля 2023 года – ровно 100 лет со дня рождения Михаила Пуговкина.
Об удивительной судьбе замечательного, действительно народного, артиста и о его самых заметных ролях – в материале РЕН ТВ.
Детство и юность Михаила Пуговкина
Михаил Пуговкин родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки Костромской губернии в простой крестьянской семье. Школы в деревне не было, приходилось ездить за 40 километров в соседнее село. Михаил окончил всего три класса, потом оставил учебу и помогал родителям с хозяйством. В семье он был младшим ребенком.
Творческие способности проявились у будущего народного любимца уже тогда: Миша знал десятки частушек, лихо отплясывал на деревенских праздниках, а когда в девять лет впервые в жизни увидел кинофильм, то начал мечтать только об одном – стать артистом.
В 1936 году мать Михаила тяжело заболела, местные врачи посоветовали ехать к столичным докторам. Так вся семья Пуговкиных перебралась в Москву. Остановились у тети будущего артиста – несколько человек еле-еле разместились в маленькой комнатке в коммуналке.
Чтобы помочь родителям, 13-летний подросток пытался устроиться на работу, но из-за возраста его не принимали. Тогда Михаил пошел на хитрость: приписал себе два года и стал учеником электромонтера на тормозном заводе. По вечерам он теперь пропадал в драмкружке при местном клубе. Именно там началась его счастливая актерская судьба.
Первые шаги в актерской профессии
Однажды на спектакль драмкружка попал главный режиссер Московского драматического театра Федор Каверин – в те годы была такая практика: искать таланты среди любительских коллективов. Он заметил молодого человека и пригласил попробовать себя на сцене профессионального театра. Так Михаил оказался артистом вспомогательного состава театра на Сретенке.
Почти сразу же им заинтересовался режиссер Григорий Рошаль, увидевший в молодом актере разудалого купца и пригласивший в свой фильм "Дело Артамоновых" на маленькую роль Степаши Барского. Съемки эпизода закончились 22 июня 1941 года, а через два дня актер ушел на фронт добровольцем.
Угроза ампутации и возвращение в Москву
На фронте Михаил попал в разведку, в тяжелых боях под Смоленском остался цел и невредим. Фронтовая удача отвернулась от разведчика через год с небольшим – в августе 1942-го под Ворошиловградом (Луганском) Пуговкин получил тяжелое ранение в ногу, началась гангрена. Встал вопрос об ампутации.
Михаил уговорил хирургов полевого госпиталя попытаться спасти ногу: "Я же артист! Как же я работать буду?" Ампутации удалось избежать, но после госпиталя актер был комиссован.
В 1943 году Михаил Пуговкин вернулся в московский театр и поступил в Школу-студию МХАТ. На экзаменах он читал лиричное произведение – пушкинскую "Ночь" – и удивлялся, что приемную комиссию его серьезное исполнение очень веселит...
Еще студентом Михаил активно снимался в кино – в том же 1943-м с его участием вышли фильм "Кутузов" и экранизация "Свадьбы" Антона Чехова. Эпизод в "Свадьбе" с участием Пуговкина включал танец. Раненая нога артиста болела и кровоточила, но Михаил старался двигаться легко и плавно.
Очевидцы вспоминали, что после окончания первого дубля Пуговкин вышел в соседнее помещение, снял сапог и вылил из него кровь.
Сама учеба давалась не менее тяжело – сказывалось отсутствие среднего образования. На втором курсе актер завалил сессию – не сдал зачеты по марксизму, истории и французскому языку. За неуспеваемость студент Пуговкин был отчислен и отправился на службу во второе Горьковское танковое училище.
Как генерал Раевский вернул Пуговкина в профессию
Еще не переодетый в военную форму Михаил Пуговкин показался начальнику училища генерал-майору Федору Раевскому знакомым. Без ложной скромности будущий курсант доложил, что снимался в трех фильмах.
Сомневаясь, что из этого артиста с лукавой смешинкой во взгляде получится образцовый командир – танкист, Федор Николаевич предложил ему заведовать художественной самодеятельностью. Для большего авторитета бывалому фронтовику присвоили сержантское звание.
Концерты культбригады курсантов-танкистов проходили с аншлагом. Раевский по-своему оценил старание и организационный талант артистичного сержанта – перед самым выпуском в июне 1945 года отчислил его по состоянию здоровья.
"Он так и сказал: "На сцене от вас, Пуговкин, наверняка пользы будет больше, чем в танковых войсках, так что отправляйтесь доучиваться в свою театральную школу! Генерал Раевский был настоящим ценителем искусства. Многие годы по телефону поздравлял с каждой удачной ролью. По сути, он тогда вернул меня в актерскую профессию", – с благодарностью вспоминал начальника училища Михаил Иванович.
Между тем в Школе-студии службу Пуговкина в танковом училище засчитали за экзамены, и через год Михаил продолжил учебу.
Как Михаил Пуговкин вернул маму из ГУЛАГа
В Великую Отечественную войну погибли два старших брата и отец Михаила. Тяжелое время печально сказалось на всей семье Пуговкиных: нужно было как-то кормить 13 женщин и детей.
Мама артиста Наталья Михайловна в военное время работала в пирожковом цехе: жарила пирожки в большом котле, а потом их продавали на улице. Михаил Иванович рассказывал, что мама была вынуждена утаивать один пирожок – она не вынимала его из котла, а припрятывала и уносила домой в фартуке. Потом из него делали суп: масляный пирожок давал имитацию бульона.
Кто-то донес на Наталью Михайловну, ее арестовали, а затем сослали в Вятлаг, который развертывался в 1937–38 годах в непроходимой тайге на северо-востоке Кировской области (Вятского края) как один из семи лесозаготовительных лагерей страны.
Михаил решил спасти маму и в первый и последний раз в жизни написал письмо-просьбу, адресуя его Сталину.
"Я никогда не писал и не пишу никаких просьб и жалоб, а за маму написал Сталину. Откуда у меня нашлись слова, не знаю, ведь в это время уже погибли мои два старших брата, отец еще воевал. Сам я был тяжело ранен и списан с фронта, а кому-то надо было кормить моих двоюродных братьев, сестер и старых тетушек. Это все я написал", – рассказывал Михаил Иванович.
Прошение неожиданно удовлетворили, причем быстро. Мама актера вернулась домой уже через неделю.
"Ей так и сказали: "Вас освобождаем по письму сына", – закончил свой рассказ Пуговкин.
Работа в театре и кино в 1950-е годы
Закончив в 1947 году Школу-студию МХАТ, молодой, но уже опытный артист по распределению уехал в Мурманск, в Драматический театр Северного флота. Он играл в четырех спектаклях, а самой заметной его ролью стал персонаж Олега Кошевого в постановке "Молодая гвардия" по роману Александра Фадеева.
Следующий сезон Пуговкин отыграл в Вильнюсском русском драматическом театре, а в 1949 году вернулся в Москву. Новым местом его работы стал Театр Ленинского комсомола. На один из первых спектаклей с участием актера пришел маршал Семен Буденный. Михаил Иванович вспоминал об этом так:
"Я играл буденновского бойца, а Буденный сидел в первом ряду. Текст такой: "Какое у вас впечатление от Буденного?" Я отвечаю: "Впечатление у мене от Буденного – ничаво". И прямо на него гляжу. Гиацинтова после спектакля спросила: "Семен Михалыч, а какое на вас впечатление произвел боец Пуговкин?" А он говорит: "Ничаво". За это я сразу получил комнату".
Работу в театре Михаил Пуговкин совмещал со съемками в кино. В 1955 году вышел фильм "Солдат Иван Бровкин", в котором актер сыграл заведующего гаражом Захара Силыча. Эта роль стала для Пуговкина звездной: зрители начали узнавать его, а режиссеры приглашали в свои картины.
В 1958 году режиссер Николай Досталь снял детектив "Дело "Пестрых", в котором Пуговкин сыграл вора Сафрона Ложкина.
"Сначала образ не получался. Сказывалась неуверенность – сыграть такого негодяя! И режиссер Николай Досталь устроил мне своеобразный экзамен. Меня загримировали, изобразили заросшее испитое лицо, низко надвинули на глаза кепку, надели потрепанный ватник. И в таком виде привезли на Курский вокзал. Угловатой походкой я медленно прошелся по перрону, злобно и подозрительно шарил взглядом по лицам идущих навстречу людей. Меня обходили стороной. Присел на скамейку рядом с молодой женщиной. Не прошло и минуты, как она прихватила свой чемодан и исчезла. После этого режиссер сказал: "Миша, ты в образе", – вспоминал о съемках актер.
За десять лет вышло более 20 фильмов с участием Пуговкина, и актер понял, что совмещать театр и кино у него не получится. Он принял решение оставить сцену ради экрана.
Самые любимые зрителями роли Михаила Пуговкина
После увольнения из театра Пуговкин был штатным актером сначала студии "Мосфильм", а потом – киностудии имени Горького. Кино захватило артиста полностью – режиссеры бились за то, чтобы он снялся в их фильмах. Но при этом почти никто не предлагал главных ролей. Зрители же полюбили героев Пуговкина всем сердцем. Особенно Яшку-артиллериста из "Свадьбы в Малиновке".
Знаменитую сцену танца "В ту степь" Пуговкин вместе с балетмейстером Галиной Шаховской репетировал полтора месяца.
"Когда картина вышла и имела успех, я появился на "Ленфильме" и директор Киселев подошел ко мне, обнял меня и сказал: "Дорогой мой, любимый мой, ты – молодец. "В ту степь" сделал вот так!" – и показал большой палец", – вспоминал актер.
В еще одном из любимых многими фильме, "Девчата", Михаил Пуговкин сыграл коменданта. Несмотря на то что актеру досталась небольшая роль, его герою принадлежат фразы, ставшие в народе крылатыми: "Едут тут всякие! Ни профессии, ни подушек – одна морока с вами", "Зря сидите: жилплощади в этом году не предвидится", "Посидят-посидят, а потом комнату отдельную требуют!"
"Боже, какой типаж!": как Пуговкин играл в фильмах Гайдая
Сам Михаил Иванович лучшим своим временем в кино называл работу с Леонидом Гайдаем: он говорил, что нашел "своего" режиссера. С 1964 по 1982 год Пуговкин сыграл в шести его комедиях: "Операция "Ы" и "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию" и "Не может быть!", "За спичками" и "Спортлото-82".
Началось все с того, что Гайдай пригласил его на пробы в фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Только что вышел детектив "Дело "пестрых", где Пуговкин сыграл вора, поэтому предполагалось, что он снимется в роли хулигана Верзилы.
Но когда директор "Мосфильма" Иван Пырьев увидел пробы, то сказал, что это не просто хулиган, а настоящий уголовник! Верзилу отдали Алексею Смирнову, а Пуговкин сыграл строгого прораба. Впоследствии Гайдай приглашал актера так:
"Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть!"
Когда Гайдай взялся за "12 стульев", то снова просто прислал Пуговкину сценарий. Актеру такой подход не нравился, и на этот раз он отказался читать, пока режиссер сам не скажет, в какой роли его видит. Так Пуговкин и стал отцом Федором...
На съемочной площадке его облачили в настоящую церковную рясу. Актер почувствовал себя неуютно и пошел к режиссеру:
"Я человек верующий, у меня даже похолодела спина..."
На что Гайдай ответил:
"У меня тоже. Поэтому давайте перекрестимся и начнем снимать".
"Мы перекрестились, и я начал сниматься. Мама моя была неграмотная, но очень мудрая и верующая женщина. Прожила трудную жизнь. Когда я сказал ей:
– Мам, Гайдай предлагает мне отца Федора сыграть.
– А что он там делает?
– Он за бриллиантами гоняется.
– А Бога он не касается?
– Нет.
– Тогда играй спокойно. Боженька простит", – рассказывал Михаил Иванович в интервью журналу "Наше кино" в 2006 году.
Самой сложной стала сцена с разрубанием стульев топором: они оказались очень прочными, и "отец Федор" шесть часов рубил их на берегу штормового моря. На съемках этой сцены его продуло так, что Михаил Иванович несколько месяцев потом болел.
Когда в 1973 году Леонид Гайдай начал снимать фильм "Иван Васильевич меняет профессию" и пригласил Михаила Ивановича на роль кинорежиссера Якина, руководство "Мосфильма" было категорически против. Члены худсовета в один голос твердили:
"Разве может у режиссера быть такое "неинтеллигентное лицо"?
Но за актера вступился руководитель студии Григорий Чухрай:
"Я знаю, что вы все о себе думаете хорошо. Но Пуговкин вам покажет".
Эти слова предопределили решение худсовета – Пуговкина все-таки утвердили. Его Карп Савельевич Якин стал культовым персонажем этой советской комедии.
Как Михаил Пуговкин играл в фильмах-сказках Александра Роу
Михаил Пуговкин с удовольствием снимался у сказочника Александра Роу – сказочные герои вообще занимали отдельное место в его фильмографии. Он сыграл царей в фильмах "Огонь, вода и... медные трубы" и "Варвара-краса, длинная коса", Атамана Ирода – в "Золотых рогах", Воеводу – в "Финисте – Ясном Соколе".
Роу очень сожалел, что они встретились только в 1968 году – он был готов давать Пуговкину роли в каждом фильме, но успел снять только в четырех. Режиссер считал, что для любого сказочного персонажа необходимо богатое чувство юмора, а у Пуговкина оно было прекрасным.
"Без юмора нет сказки, он ее пружина. Вот почему в свою новую работу – фильм "Огонь, вода и... медные трубы" я пригласил на роль царя в царство Лести Пуговкина", – признавался Роу.
Вспоминая о съемках в сказке "Варвара-краса – длинная коса", Михаил Иванович говорил:
"В картине "Варвара-краса – длинная коса" было что играть. Как-то снимали на горе Ай-Петри сцену, в которой нужно было проскакать на конях. Из молодых артистов никто не мог сесть на коня. И когда я сел и проскакал, Роу обомлел и говорит:
– Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен все уметь делать в кино".
По словам Пуговкина, режиссер Роу был совершенно необыкновенным человеком – необыкновенным тем, что он очень тепло относился к артистам.
"Есть режиссеры, которые очень формально относятся к артистам. А есть режиссеры, которые относятся с душой", – говорил Михаил Иванович.
И добавлял: "Александр Роу был именно таким".
Последние роли Михаила Пуговкина
Активно сниматься в кино Михаил Пуговкин закончил в 90-е годы, но тогда это была обычная ситуация для многих актеров. Ему предложили несколько сценариев, он по финансовым соображениям согласился сняться в паре фильмов, но удовольствия от съемок не получил.
Самым ярким проектом с его участием стали "Старые песни о главном", которые на время возродили эпоху советского кино и дали возможность Михаилу Пуговкину еще раз сыграть одного из своих самых ярких персонажей – режиссера Якина...
Михаил Пуговкин считал себя счастливым человеком и очень любил жизнь, своих родных и друзей, своих зрителей. И они отвечали ему взаимностью.
В одном из интервью он говорил:
Личная жизнь Михаила Пуговкина
Первая жена – актриса Надежда Надеждина
Со своей первой женой Михаил Пуговкин познакомился еще в студенческие годы в Школе-студии МХАТ. Надежда Ленина, его однокурсница, позднее взяла псевдоним Надеждина. Она тоже была актрисой.
Свадьбу в 1947 году сыграли скромно – денег не было даже на то, чтобы приготовить праздничный ужин. Молодые супруги вернулись в общежитие и отметили это событие кастрюлькой фасолевого супа.
Сразу же после регистрации брака пара уехала в Мурманск работать в театре Северного флота. Через год там же на свет появилась их дочь Елена.
Молодым артистам приходилось вести кочевой образ жизни – менялись театры, съемные квартиры. Заработки были маленькими, с трудом хватало на еду, Пуговкину в те годы доставались только эпизодические роли.
Дочь пришлось отправить в Смоленск к бабушке с дедушкой. Практически все детство и юность Елена провела с ними, поэтому даже отвыкла называть Надежду Владимировну мамой. Надеждина тяжело переживала этот период, но проблемы в семье начались не поэтому.
По воспоминаниям Елены, отец стал злоупотреблять алкоголем. Кроме этого, он очень ревновал супругу, ведь им приходилось часто находиться в разлуке. Брак Пуговкина и Надеждиной распался спустя 12 лет.
Вторая жена – певица Александра Лукьянченко
В 1959 году Михаил Пуговкин женился во второй раз. Во время гастролей он познакомился с певицей Александрой Лукьянченко. В то время он был холостяком, она – замужней дамой на 11 лет старше.
Сопротивляться чувствам Александра долго не смогла и вскоре ушла от мужа. Из роскошной квартиры в Каретном ряду она переехала к Пуговкину, в его комнату в коммуналке.
Двухкомнатную квартиру семья получит позже, но супруги были настолько влюблены, что не замечали бытовых неурядиц. Успешная некогда певица Александра Лукьянченко оставила карьеру и посвятила свою жизнь мужу.
Михаил Иванович сумел отказаться от своей пагубной зависимости. Как замечательный артист он прославился на всю страну именно в тот период, когда состоял в браке c Лукьянченко. Они счастливо прожили вместе более 30 лет. В 1991 году Михаил Пуговкин овдовел.
После смерти любимой жены актер решил уехать из Москвы, чтобы ничто не напоминало ему об Александре. Он поселился в Ялте, где и встретил свою последнюю жену.
Третья жена – администратор Ирина Лаврова
Третьей женой Михаила Ивановича стала Ирина Лаврова, которая работала в "Союзконцерте" администратором. Она сама нашла актера и предложила ему свою помощь. Так они начали общаться, а вскоре было принято решение о женитьбе.
Сначала супруги жили в Ялте, но в 1999 году перебрались в столицу. Ирина была младше Пуговкина на 20 лет. Недоброжелатели шептались, что тот женился на "молодой", он же парировал: "У нее уже четверо внуков".
Они прожили вместе 17 лет, до самой смерти Михаила Ивановича. Народный артист СССР, которого даже ревнивые коллеги называли "заслуженно народным" артистом, ушел из жизни 25 июля 2008 года. Ему было 85 лет.
Похоронили Михаила Пуговкина на Ваганьковском кладбище согласно последней воле – рядом с другом Александром Абдуловым, который много помогал ему в последние годы.