"Я шагаю по Москве" 60 лет: как снимали легендарный советский фильм
Как проходили съемки популярного советского фильма "Я шагаю по Москве"
В 1963 году Георгий Данелия приступил к съемкам фильма, который был высоко оценен не только в Советском Союзе, но и за границей. Однако картины могло и не быть, ведь изначально руководство Госкино не одобрило идею режиссера. Впрочем, Георгию Николаевичу удалось отстоять свою работу, которая считается одной из самых лучших в его творческой биографии.
Как подбирали исполнителей главных ролей? Почему режиссер изначально не хотел снимать Никиту Михалкова? Из-за чего у актера произошел конфликт с Георгием Николаевичем? Какой новый жанр придумал Данелия благодаря этому фильму? Об этом и многом другом читайте в материале РЕН ТВ.
Как возникла идея снять фильм о Москве
Поэт и сценарист Геннадий Шпаликов предложил кинорежиссеру Георгию Данелии снять фильм о Москве. У него давно был сюжет перед глазами: во время сильного дождя девушка идет босиком, а в руках держит туфли. К ней подъезжает парень на велосипеде и раскрывает зонт. Героиня пытается уйти от него, но он не сдается и продолжает следовать за ней.
Георгию Николаевичу понравилась идея, и они вместе начали работу над сценарием. Было решено, что будет сниматься фильм, который станет гимном молодежи 60-х годов.
Впрочем, приступить к работе сразу не удалось. Руководство худсовета считало, что в сценарии показаны какие-то "безыдейные" молодые люди.
"Мало действия, нечеткий сюжет, не проработаны характеры, надо уточнить основной замысел" – так говорили члены худсовета.
Георгий Николаевич не отступал и решил обратиться к заместителю председателя Госкино Владимиру Баскакову. Именно он дал свое согласие на съемки фильма.
Сюжет фильма
Изначально сценарий будущего фильма назывался "Верзилы". В центре картины должен был быть молодой герой Колька с другом Володей Ермаковым. В ходе работы появлялись новые герои и сценарий переименовали в "Приятелей". Однако окончательная версия получила название "Я шагаю по Москве".
Действие картины происходит в течение одного дня. Утром в столицу прилетает монтажник и писатель Володя Ермаков, а позже он встречается с метростроевцем Колькой, который возвращается домой с ночной смены. Несмотря на то что герой устал, он соглашается показать новому знакомому столицу. Однако их на каждом шагу поджидают неприятности, трудности и забавные истории.
К Кольке и Володе присоединяется Саша, приятель метростроевца. Через несколько часов он должен жениться, но до этого ему нужно решить проблему. Дело в том, что Саша получил повестку в военкомат и теперь герою нужно объяснить, почему ему требуется отсрочка.
Колька и Володя решают помочь Саше, а заодно помогают выбрать костюм для свадьбы. В ГУМе они знакомятся с продавщицей Аленой, которая очень нравится Кольке и Володе. Первый приглашает девушку на свадьбу к Саше, а второй – в гости в Сибирь.
Вчетвером герои продолжают гулять по Москве и попадать в различные истории. Все заканчивается тем, что они прощаются у станции метро "Университет".
Подбор актеров и исполнители главных ролей
Для многих советских актеров фильм "Я шагаю по Москве" стал знаковым в карьере. Как только сценарий был утвержден, а руководство худсовета разрешило приступить к работе, начались поиски актеров. Пробы были очень долгими, а порой и мучительными. Иногда на кастинг приглашали случайных прохожих.
На роль Кольки изначально пробовались Геннадий Бортников и Виталий Соломин. Последнего даже утвердил худсовет. Однако Геннадий Шпаликов предложил режиссеру рассмотреть кандидатуру Никиты Михалкова.
Георгий Николаевич сомневался, что 18-летний парень справится с работой. Однако сценарист убедил его пригласить Михалкова на пробы, во время которых Данелия решил, что тот действительно мог бы сыграть метростроевца.
"Я в этом фильме играл самого себя. Даже подумал: "Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст – и все". Я тогда был студентом Щукинского театрального и, честно говоря, до последнего сомневался, что Данелия даст мне роль. Потом, когда довелось ощутить все тяготы профессии, понял, что съемки "Я шагаю..." были просто счастливым свободным полетом, который бывает, наверное, раз в жизни. Просто все совпало: легкий, изящный Гена Шпаликов, молодой, остроумный, дерущийся, влюбляющийся Данелия и мы, щенки, рядом", – вспоминал Никита Сергеевич.
Роль Володи режиссер предложил молодому актеру Алексею Локтеву, который в то время служил в Театре имени Пушкина. А вот с ролью Саши возникли проблемы. Изначально создатели хотели, чтобы в него перевоплотился Владимир Грамматиков. Но по иронии судьбы актера, как и героя, забрали в армию.
Роль досталась студенту второго курса Щукинского училища Евгению Стеблову – его нашла ассистент по актерам Лика Авербах. Интересно, что она встретила его в коридорах "Мосфильма", куда актер пришел искать подработку на лето.
Вот только студентам театральных институтов не всегда разрешали сниматься в кино, но Евгению Юрьевичу повезло, ведь ректор Борис Захава был задействован в картине "Война и мир" Сергея Бондарчука, который хорошо знал Георгия Данелию. Благодаря таким связям Стеблов и получил роль в картине.
"Вместо Евгения Стеблова планировалось снять другого актера, которого для проб мы даже побрили наголо. Но стоило появиться Жене, как стало понятно – играть должен только он", – рассказывал режиссер.
Посмотрев отснятый материал, Евгений Юрьевич долго не мог принять своего героя: ему казалось, что он сыграл какого-то сумасшедшего человека. Только спустя несколько лет актер понял, что созданный им образ – один из самых лучших в его творческой биографии.
В продавщицу Алену могла перевоплотиться Наталья Селезнева, которая удачно прошла пробы. Однако худсовет принял решение, что роль достанется Галине Польских.
Интересно, что, когда Георгий Николаевич впервые увидел актрису, он сказал, что блондинка на роль не подходит. Тогда Галину Александровну перекрасили, но и такой образ не понравился режиссеру, и он потребовал, чтобы она снова стала блондинкой.
В картине также снялась Ирина Мирошниченко – ей предложили перевоплотиться в Катю, сестру Кольки. Тогда актриса была студенткой первого курса Школы-студии МХАТ. Она не просила разрешения на работу у руководства института, так как не была уверена в таком успехе фильма.
Когда же ее увидели на экране, произошел скандал. Ирину Петровну даже собирались исключить из института, но было решено сделать просто строгий выговор. Также в фильме снялись такие актеры, как Владимир Басов, Инна Чурикова, Ролан Быков и другие.
"В том, что фильм получился таким, каким его запомнили и полюбили миллионы зрителей, огромная заслуга выдающегося композитора Андрея Петрова. И команды актеров, для некоторых из которых картина "Я шагаю по Москве" стала дебютом в кино. Например, Инны Чуриковой, Владимира Басова, Льва Дурова. Впервые в эпизоде снялась Ирина Скобцева, до этого игравшая только главные роли. А я дружил с Сергеем Бондарчуком и через него уговорил Ирину", – вспоминал Данелия.
История создания главной песни
Композицию для картины создали Геннадий Шпаликов и композитор Андрей Петров. Мелодия уже была, а вот придумать текст сценаристу было трудно. Куплеты и припев были написаны во время съемок. Колька, поднимаясь по эскалатору, поет: "Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу великий Тихий океан, и тундру, и тайгу".
Интересно, что в тот день режиссер снимал сцену "Вечер. Засыпают памятники" возле памятника Маяковскому. Шпаликов же ожидал его и оператора Вадима Юсова, чтобы пойти в ресторан. Сценаристу не терпелось уже закончить работу и отдохнуть, но Георгий Николаевич ждал, когда небо станет темнее и появится свет в окнах.
Тогда Данелия и приказал Шпаликову написать слова для песни, чтобы тот не отвлекал его от работы. Режиссер пригрозил, что в противном случае в ресторан они не пойдут. Сценарист убежал в соседний ресторан и вернулся через полчаса с несколькими куплетами и припевом.
"Сочинил! "Я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу великий Тихий океан, и тундру, и тайгу". Снимайте!" – вымолвил он тогда.
Как проходили съемки фильма
Работа над картиной "Я шагаю по Москве" длилась на протяжении полугода – с весны по осень 1963-го. Съемки проходили в центре столицы: на Манежной площади, на Чистых прудах, в ГУМе и других известных местах.
Кроме того, создатели фильма договорились с руководством метрополитена о ночных съемках. Когда они были в ГУМе, то посетители не могли пройти мимо съемочной группы – всем хотелось пообщаться с актерами и режиссером.
Чтобы успокоить людей, Георгий Николаевич решил сделать дополнительную площадку. Таким образом он хотел инсценировать работу и отвлечь внимание посетителей. Благодаря этому покупатели, которые не знали, что их на самом деле снимают, вели себя естественно и спокойно общались между собой и с продавцами.
Интересно, что работа Данелии стала в какой-то степени и документальной, так как он запечатлел важные детали и архитектурные сооружения Москвы 60-х годов.
"Рядом с домом построили кафе – то, в котором в первых кадрах сосед Михалкова моет стекла и учит английский. Ну не то чтобы построили – две стены поставили. Наш замечательный оператор Вадим Юсов так все красиво снял, что на самом деле все получилось сказочно красивым", – отметил режиссер.
Премьера фильма и реакция зрителей
Когда картина была снята, руководство Госкино не поняло ее смысла и основной идеи. Георгий Николаевич пояснил, что это комедия. Но ему задали вопрос: "Почему не смешно?" Тогда режиссер придумал новый жанр: получается, что "Я шагаю по Москве" – это лирическая комедия.
Премьера фильма состоялась 11 апреля 1964 года в кинотеатре "Россия". Он с успехом шел в прокате. Причем оценили новую работу Георгия Данелии не только в Советском Союзе, но и за границей. Картина была представлена на Каннском кинофестивале, где ее высоко оценили члены жюри.
Западные журналисты отмечали, что фильм пробуждает добрые чувства, что он будет иметь успех во многих европейских городах. Особо была оценена работа Никиты Михалкова: зрители считали, что он был достоин "Пальмовой ветви".
Интересные факты
- Фильм начинается с той самой сцены с дождем. Ее снимали три дня. За все это время в кадре появляются разные девушки. После каждого съемочного дня актрисы куда-то пропадали и съемочной группе приходилось искать замену. Более того, зрители видят ноги не этих девушек, а журналистки, которая приехала на съемочную площадку, чтобы взять интервью у Георгия Николаевича.
- В этой же сцене ключевым моментом можно считать проливной дождь. Однако ждать его у съемочной группы не было времени, поэтому режиссер сам стоял со шлангом, чтобы изобразить ливень.
- Картина, которую снимали полгода, длится 1 час и 18 минут.
- Евгений Стеблов каждые несколько дней приходил в парикмахерскую с просьбой постричь его под ноль. Дело в том, что сцены с участием его героя снимали не последовательно, поэтому где-то актеру приходилось надевать парик, причем в жару, а где-то появляться лысым. Для этого он и стал частым гостем в парикмахерской, где, по словам Евгения Юрьевича, его начали принимать за сумасшедшего.
- Кстати, у его героя Саши было отчество Индустриевич. Некоторые думают, что это было решением режиссера, который ранее работал с Игорем Таланкиным, чье настоящее имя – Индустрий.
- Во время съемок у Михалкова и Данелии, по слухам, возник конфликт. Никита Сергеевич по предложению своего брата Андрея Кончаловского попросил режиссера увеличить гонорар в два с половиной раза. Георгий Николаевич решил, что начинающий актер зазвездился, и предложил ему покинуть проект. Но Никита Сергеевич извинился и остался на съемочной площадке.
- Героя Михалкова звали Колей не просто так. Существует версия, что режиссер дал ему такое имя в честь своего сына. Известно, что Николай Данелия умер в 1985 году. Ему было всего 26 лет.
- Знаменитую песню "А я иду, шагаю по Москве…" исполнял Евгений Стеблов в самом начале фильма под гитару. Однако та сцена не вошла при монтаже, поэтому зрителям она стала известна в конце картины, когда композицию спел Никита Михалков.
- Как известно, премьера фильма состоялась в новом кинотеатре "Россия", который был построен по проекту инженера-архитектора Юрия Шевердяева. Интересно, что в 50-х годах у него в Московском архитектурном институте учился Георгий Данелия.