Похищение "Святого Луки": как и зачем плотник украл мировой шедевр
Как из Пушкинского музея похитили картину "Святой Лука"
В 1965 году в Советском Союзе расследовали похищение века. Из Пушкинского музея в Москве средь бела дня выкрали картину "Святой Лука" голландского художника Франса Халса. Вор просто вырезал бесценное полотно из подрамника и скрылся. Преступника нашли, а "Святого Луку" вернули в музей. Но, возможно, это другая картина. Даже спустя полвека многие искусствоведы сомневаются в подлинности возвращенного полотна.
Кем был таинственный похититель и чей заказ выполнял? Как с кражей века могут быть связаны иностранные мафиози? И почему в СССР ходили слухи, что похищение картины – это заговор против министра культуры Екатерины Фурцевой? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
"Ускользающий шедевр" Франса Халса
В августе 2020 года в полночь двое мужчин в масках через служебный вход проникли в частный музей живописи в тихом голландском пригороде Лердам. Через несколько минут они вынесли оттуда шедевр стоимостью 15 миллионов долларов. В музее сработала сигнализация, но к моменту приезда полиции похитителей уже и след простыл.
Пропавшая картина – "Два смеющихся мальчика с кружкой пива" – была написана в 1626 году голландским художником Франсом Халсом. Историкам живописи она известна как "ускользающий шедевр": только за последние 100 лет ее похищали трижды. Удивительно, но злой рок преследует большинство работ Франса Халса.
"Картин было четыре. И художник поставил, очевидно, монограмму только на одну из них. Именно таковой стал "Евангелист Марк", который попал в наш музей”, – рассказал доктор искусствоведения, профессор, заведующий отделом старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина Вадим Садков.
Исчезла при странных обстоятельствах
Одна из четырех картин серии “Евангелисты" – "Святой Марк" хранится в Государственном музее имени Пушкина в Москве. Остальные разбросаны по мировым музеям и частным коллекциям. Портреты апостолов Луки и Матвея хранятся в Одессе, Иоанна – в США. Собрать полотна в одном зале музейщики пытались лишь однажды – весной 1965-го в Советском Союзе. Но выставке не суждено было открыться.
“Композиция уже была смонтирована, то есть развешана по стенам. Однако накануне открытия, 9 марта, в нерабочий день “Святой Лука” или “Евангелист Лука” пропал непонятным образом”, – отметил писатель и историк спецслужб Олег Хлобустов.
Картина исчезла при крайне странных обстоятельствах. Судя по состоянию подрамника, холст вырезали грубо и явно наспех. Кража произошла днем в пустом музее, прямо под носом у смотрителей.
"Сигнализация была отключена, потому что развешивали как раз эту выставку, После того, как была обнаружена пропажа, следствие проверяло несколько гипотез", – говорит культуролог, искусствовед, исследователь истории культуры и искусства XIX-XXI веков Мария Санти.
Кто похитил картину
Похититель "Святого Луки" не оставил отпечатков. Опрос свидетелей тоже не дал результата. Удача улыбнулась сыщикам только через несколько месяцев. Сотрудник советского посольства в ФРГ (по совместительству информатор КБГ) сообщил, что в Москве у магазина "Мелодия" к нему подошел некий юноша с предложением приобрести картину художника уровня Рембрандта. Следователи сразу поняли, о чем идет речь.
"Договорились встретиться у бассейна "Москва". Уже второй сотрудник, который выступал как гражданин ФРГ, прекрасно владевший языком, сбил стоимость со 100 тысяч рублей, которые хотел посетитель за полотно, наполовину", – рассказывает Хлобустов.
За переговорами наблюдала группа оперативников МУРа. Каково же было удивление сыщиков, когда продавец после встречи направился на Волхонку прямо к служебному входу в Пушкинский. Оказалось, что подозреваемый – 27-летний москвич Валерий Волков работает в музее мебельщиком.
"Он был плотником, который волею судьбы оказался на таком престижном рабочем месте, как реставрационная мастерская Пушкинского музея. Это и послужило тем драйвером для совершения преступления”, – отмечает писатель и историк спецслужб Олег Иванников.
На допросе выяснилось: у Волкова уже была судимость в 57-ом году за кражу. В музей он устроился по совету некоего Валерия Алексеева, филолога-недоучки, известного в среде перекупщиков и фарцовщиков под кличкой Искусствовед. В штат Пушкинского Волкова приняли под честное слово– с условием, что он принесет корочку о профильном образовании. Но откуда у простого плотника диплом искусствоведа?
"Он вынужден был искать на различных барахолках тех людей, которые могут этот диплом ему нарисовать. Он нашел такого человека. С него потребовали тысячу рублей, которых у Волкова не было. Но предложили ему в качестве альтернативного варианта, зная, где он работает, совершить кражу картины", – объяснил Иванников.
Ущерб картины, реставрация и сомнения в подлинности
Волков даже не представлял, насколько ценный экспонат попал к нему в руки. Вырезанный холст он просто свернул в трубку и несколько месяцев хранил его за печкой. В результате краска покрылась глубокими трещинами и местами осыпалась.
"Ну представьте: холст примерно 1620-х годов, который перетерпел много всего, включая Февральскую революцию, путешествие по морю, где он чуть не затонул, вдруг оказывается за жаркой печкой, где по нему гуляют крысы и тараканы. Там от красочного слоя осталось издевательство", – говорит адвокат, коллекционер и искусствовед Юлия Вербицкая.
Спасти картину поручили знаменитому советскому художнику Степану Чуракову. На реставрацию портрета "Святого Луки" ушло два с половиной года кропотливой работы.
"У него были очень сжатые сроки. И по факту он ее практически заново нарисовал. На ее реставрацию ушло где-то около 950 рублей. То есть "Волга" на тот момент стоила пять с лишним тысяч", – отмечает искусствовед, исследователь истории культуры и искусств Мария Эрлих.
Из-за того, что Чураков фактически написал картину заново, многие искусствоведы сомневались, что в музей вернули подлинник Халса. Но, по мнению экспертов, это не более чем слухи.
"Если бы сейчас этот холст, не зная его истории, принесли на экспертизу. И эксперты бы сказали: "Ну как вам сказать? Холст старый, дублированный, краска новая, масло новое, лаковое покрытие новое. Подделка!" Притом что, конечно, божественный отпечаток кисти автора он все еще хранит", – объясняет Вербицкая.
Почему неопытный вор выбрал Хальса
Искусствоведы до сих пор задаются вопросом: почему малограмотный мебельщик и неопытный вор выбрал именно Хальса? Художника легендарного, но почти неизвестного советским гражданам. Исследователи предполагают: Волков был всего лишь винтиком криминальной схемы, простым исполнителем. Заказать похищение такого масштаба мог знаток искусства – Валерий Алексеев.
"В отличие от Волкова, Алексеев был более, так скажем, грамотно подготовлен в криминальном плане. Он, во-первых, дал Волкову ботинки, которые не позволяли его идентифицировать и собакам взять след", – говорит Олег Хлобустов.
Не исключено, что фарцовщик Алексеев тоже выполнял чей-то заказ. Шедевры искусства – ценный товар на черном рынке в Европе и США. Картины крадут, а потом продают частным коллекционерам.
Так, в 1986-ом в особняке босса дублинской мафии Мартина Кэхилла полиция обнаружила тайник с похищенными полотнами: семь картин кисти Гойи, Рубенса, Гейнсборо и Вермеера. Не исключено, что Алексеева и Волкова тоже наняли иностранцы. В СССР сбыть такой товар было невозможно.
"Скорее всего, был крупный заказчик. Волков в тот момент, когда заказчик не пришел, оказался на руках с сокровищем, которое он не знал, не понимал, он не умел его хранить. И в результате совершенно таким банальным и постыдным образом себя сдал", – считает Юлия Вербицкая.
Какое отношение к краже могла иметь Екатерина Фурцева
Есть и другая версия – кража картины была частью политического заговора.
"Министром культуры в 1965 году была Екатерина Фурцева. Она отличалась тем, что вела очень активную общественную и государственную деятельность. Многие ее боготворили, потому что при Екатерине Фурцевой искусство стало выходить на качественно новый уровень", – объясняет Олег Иванников.
За глаза ее называли Екатериной Великой. Министр культуры отличалась крутым нравом: запрещала театральные пьесы, которые ей не нравились, рушила карьеры артистов и даже критиковала товарищей по партии и самого Хрущева. Похищение бесценной картины из главного музея страны могло быть выверенной атакой на Фурцеву и поводом снять ее с должности.
"Некоторое время до этого она очень легкомысленно заявила во Франции, в Лувре, сказав, что "ну вот надо же, у вас более 160 краж, а у нас, в Советском Союзе, нет ни одной". Потому что не может министр культуры делать такие вещи, говоря об этом, и грубо ошибаться, так смешно и позорно", – говорит Вербицкая.
Дело стояло на личном контроле Фурцевой и главы КГБ Семичастного. Удивительно, но расследование поспешно свернули и засекретили по указанию сверху. Министр культуры сохранила свой пост еще на 10 лет. На такой же срок осудили Валерия Волкова.
Предполагаемый заказчик Валерий Алексеев остался на свободе – его вину не доказали. После реставрации картину перевезли в Одессу, где "Святой Лука" экспонируется до сих пор в местной галерее. Вновь собрать в одном зале все четыре портрета евангелистов кисти Халса сотрудники музеев больше не решаются.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.