"Счастье надо выстрадать": жизнь, роли и три брака Натальи Гундаревой
Жизнь, роли и три брака "конопатого чуда" – Натальи Гундаревой
28 августа 2024 года легендарная актриса театра и кино Наталья Гундарева отметила бы свой 76-й день рождения. За годы творческой карьеры эта яркая, колоритная артистка с потрясающим даром перевоплощения представила на экране и сцене целую галерею незабываемых образов.
Ей были подвластны абсолютно любые роли — от хамоватой пьянчужки Люськи в "Небесах обетованных" до многодетной мамы Нади Кругловой в "Однажды двадцать лет спустя", от примадонны Мельниковой в "Зимнем вечере в Гаграх" до мещанки Анны Доброхотовой в "Сладкой женщине", от кокетливой служанки Смеральдины в "Труффальдино из Бергамо" до несчастной, обманутой жены Нины Бузыкиной в "Осеннем марафоне".
О жизни и творчестве уникальной актрисы, до сих пор любимой миллионами, — в материале РЕН ТВ.
Как Наталья Гундарева стала актрисой
Наталья Гундарева родилась 28 августа 1948 года в Москве. Ее детство прошло на Таганке, в коммунальной квартире. Родители по профессии были далеки от мира искусства — оба работали инженерами.
О том, чтобы стать профессиональной артисткой, Наташа никогда не думала, хотя и занималась в Театре юных москвичей во Дворце пионеров на Ленинских горах. Она собиралась пойти по стопам родителей, в десятом классе перешла в вечернюю школу, совмещала учебу с работой чертежницей в конструкторском бюро и планировала поступать в строительный институт.
Попытать счастья в творческой профессии Гундареву убедил ее друг, будущий известный актер Виктор Павлов. По его совету она подала документы в Щукинское училище.
Тогда, в 1967 году, в стенах прославленного вуза ее ждал огромный конкурс: на одно место претендовали 250 абитуриентов. Но это не остановило Наталью — как не остановил и проливной дождь, в буквальном смысле смывший с нее всю "красоту". Многочасовой макияж поплыл, выглаженное платье превратилось в неопрятный балахон, уложенные в прическу волосы повисли беспомощными прядками.
Пришлось брать строгих экзаменаторов природным талантом, который не подвел. А еще забавными веснушками во все лицо. "Конопатым чудом" окрестила Гундареву приемная комиссия и без долгих колебаний пропустила через все отборочные туры.
Повезло Наталье и с сокурсниками: на одном потоке с ней учились Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей. Правда, даже им не удалось отвлечь Гундареву от учебы. Будущая актриса оказалась прилежной студенткой: ходила на все занятия, аккуратно записывала лекции и... часами танцевала в спортзале, "утеплившись" тремя шалями. Что поделаешь, фигура требует жертв! Особенно "такая неидеальная, как у меня", как всегда считала Гундарева.
Усилия оказались ненапрасными: в 1971 году уже дипломированная актриса получила сразу несколько приглашений в знаменитые столичные театры: "Современник", МХАТ, имени Вахтангова и Маяковского.
Выбор пал на последний: здесь, в легендарной "Маяковке", ее до глубины души потрясли такие спектакли, как "Смерть Тарелкина" в интерпретации Петра Фоменко, "Разгром" Марка Захарова, "Дети Ванюшина" и "Трамвай "Желание" Андрея Гончарова. Выбранной сцене Наталья Гундарева оставалась верна на протяжении всей жизни.
Театральные роли Натальи Гундаревой
Первые три года Гундарева, как и все молодые актрисы, играла в эпизодах, порой самых незначительных.
Наконец, в 1974 году судьба подарила ей долгожданный шанс проявить себя по-настоящему. Татьяна Доронина, исполнительница роли Липочки в пьесе Островского "Свои люди — сочтемся" неожиданно заболела, и главный режиссер театра Андрей Гончаров дал указание ввести в спектакль Гундареву. На все репетиции строгий мастер отвел Наталье всего десять дней. Она же не только не подвела труппу, но и заставила говорить о себе всю театральную Москву.
Дальше карьера Гундаревой развивалась стремительно. Заядлые театралы-старожилы до сих пор помнят блистательные роли актрисы.
Но об одной роли Гундаревой стоит сказать особо. В 1979 году Наталья Георгиевна сыграла главную роль в пьесе "Леди Макбет Мценского уезда". Гончаров признавался в интервью, что хотел представить эту постановку еще в 50-х, но идея провалилась.
Позже режиссер говорил, что произошло это только потому, что в 50-х у него не было Гундаревой, а никакая другая актриса не вытянула бы роль Катерины Львовны. Этот спектакль принес особый успех Наталье Георгиевне, стал знаковым и для нее, и для театра имени Маяковского. Он шел на его сцене 13 лет.
Театру Гундарева отдавалась неистово: сама трудоголик, она требовала полной отдачи и от коллег на сцене, и от технических сотрудников театра.
Как вспоминала коллега Гундаревой Светлана Немоляева:
Работы Натальи Гундаревой в кино
В фильмографии Натальи Гундаревой нет ни одной случайной, проходной роли, она творила образы своих героинь, создавая на экране галерею всевозможных женских судеб. Недаром однокурсник Натальи по театральному училищу Константин Райкин назвал ее "воплощением Настоящей Женщины в нашем искусстве".
1979-1984 годы становятся временем расцвета театральной и кинематографической карьеры актрисы. Она ушла наконец от амплуа простых деревенских женщин, доярок-буфетчиц, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят ее программные работы, признанные классикой.
Киноженщинами Натальи Гундаревой можно восхищаться, их можно боготворить, но некоторые их них вызывают и смех, и недоумение, и жалость, и симпатию — в общем, все чувства, кроме равнодушия.
"Я ненавижу себя в состоянии "все равно". Мне лучше муки адовы. Счастье надо выстрадать", — говорила Наталья Гундарева.
И зрители, и критики были покорены несчастной, по сути дела, Аней Доброхотовой в "Сладкой женщине". Именно за эту роль Гундареву назвали лучшей актрисой года по опросу журнала "Советский экран" в 1977 году.
"Сладкая женщина" (1977)
Гундаревой удалось создать живой, настоящий образ женщины, жаждущей любви, но абсолютно не понимающей на самом деле, что это такое, просто не доросшей духовно до понимания и ощущения этого чувства, пытающейся подстроить его под свой манер, а скорее даже просто подстроиться под мужчин.
И если на протяжении всего фильма героиня большой симпатии не вызывает, то к финалу все становится на свои места — и возникает огромная жалость к этому потерянному существу. В "Сладкой женщине" актриса действительно сыграла судьбу.
"Осенний марафон" (1979)
Одной из самых заметных ролей Гундаревой стала Надежда из "Осеннего марафона" — печальной комедии Георгия Данелии о кризисе среднего возраста переводчика Бузыкина, который мечется между женой и любовницей и не может определиться.
Наталья играет стареющую жену главного героя, с которым у них взрослая, уже замужем, дочь. А между тем на момент выхода фильма Гундаревой был лишь 31 год, и она на год моложе Марины Нееловой, играющей роль молодой любовницы.
"Дульсинея Тобосская" (1980)
Заглавная роль в двухсерийном музыкальном фильме "Дульсинея Тобосская" стала одним из лучших образов Натальи Гундаревой на экране. Ее называли русской Дульсинеей, а в Азербайджане, где снимали картину, — Дульсинеей Бакинской.
Но успех не случился бы, не прояви режиссер Светлана Дружинина твердость: худсовет отказывался утверждать кандидатуру Гундаревой, настаивал на другой актрисе — Ирине Муравьевой. Однако создательница фильма оказалась непреклонна и не изменила выбор даже из-за перелома ступни у Натальи Георгиевны — артистка снималась в гипсе, который приходилось снимать для съемок крупных планов.
"Хозяйка детского дома" (1983)
В картине "Хозяйка детского дома" Наталья Гундарева сыграла директора приюта Александру Ванееву, у которой был реальный прототип — женщина, усыновившая двоих детей. По сюжету героиня сама выросла в детдоме. Актриса признавалась, что тема фильма тронула ее до глубины души, а погрузиться в необходимую для работы атмосферу ей помогло само место съемок — мелодраму снимали в стенах настоящего детского дома.
"Одиноким предоставляется общежитие" (1984)
Знаковым фильмом стала для Гундаревой и мелодрама "Одиноким предоставляется общежитие". И здесь она предстала уже не как мещанка Аня из "Сладкой женщины", а как добрая, светлая, открытая Вера Голубева — бескорыстная сваха, устраивающая личную жизнь своих подруг.
Сценарист Аркадий Инин писал сценарий и образ Веры именно "под Гундареву", вдохновившись объявлениями о знакомствах в газетах — в 80-е подобные объявления были массовым явлением. Режиссер Самсон Самсонов согласился снимать картину об одиночестве и поиске личного счастья на примере обитательниц общежития текстильного комбината.
"Я не путаю жизнь с театром. Жизнь — это одно, и я считаю, что жизнь тем и прекрасна, что она жизнь. А театр прекрасен тем, что это театр. Мне кажется, очень большое несчастье некоторых актеров, когда они путают эти два понятия. Они на сцене уже ничего играть не могут, а в жизни ну просто не налюбуешься. Но устаешь от таких очень быстро", — говорила Наталья Георгиевна.
"Зимний вечер в Гаграх" (1985)
Режиссер Карен Шахназаров уверял, что из любой плоской роли Гундарева способна сделать истинную феерию — так было с фильмом "Зимний вечер в Гаграх", где актриса сыграла самовлюбленную певицу Мельникову. В сценарии персонаж был прописан общо, без оттенков, а Наталья Георгиевна выстроила цельный и неоднозначный характер, сумела показать историю звезды.
Уникальный дар перевоплощения актрисы раскрывался не только в главных ролях. Наталья Гундарева могла блеснуть и в эпизоде. Как, например, в картине "О бедном гусаре замолвите слово", где она сыграла модистку Жужу, родную для всех гусаров. Или в "Небесах обетованных" в роли Люськи, которая не моргнув глазом выгоняла на улицу маму своего ухажера.
Карьера Натальи Гундаревой в 1990-е годы
В 1991 году Гундарева была удостоена премии "Ника" за лучшую женскую роль в фильме Леонида Менакера "Собачий пир". С начала 90-х актриса меньше снималась, сетовала на то, что ей почти не предлагают подходящих ролей. Заметными работами того времени стали роли леди Гамильтон в спектакле "Виктория?" и княгини Шадурской в сериале "Петербургские тайны".
Наталья Гундарева, преданная одному театру и привыкшая к определенной традиции и манере, редко играла в антрепризных спектаклях и постановках других творческих коллективов.
В 2001 году актриса получила предложение от Олега Табакова в МХТ имени Чехова на роль Мадлены де Бежар в пьесе "Кабала святош" Булгакова. Интересный персонаж и возможность сыграть в прославленной труппе очень привлекали артистку, и она начала репетиции. Однако в новом коллективе были свои порядки, и ей сложно было с ними.
"Я помню, как она мне жаловалась, когда репетировала во МХАТе и не могла понять, почему меняется время репетиций, почему все происходит не вовремя. Она приходила, была готова, а там что-то не получалось, переносилось. Наташа так работать не привыкла", — вспоминал друг и коллега Гундаревой Игорь Костолевский.
В итоге незадолго до премьеры Гундарева отказалась от роли.
Последние годы жизни Натальи Гундаревой
Летом 2001-го выдалась аномальная жара — на даче Наталья Георгиевна почувствовала себя плохо. Актрису срочно госпитализировали с диагнозом "нарушение мозгового кровообращения". 21 июля она впала в кому, врачи констатировали обширный ишемический инсульт. Но организм справился с болезнью, и 1 августа Наталья Георгиевна полностью пришла в себя.
Через некоторое время актриса вернулась к активной жизни, продолжила работать. И занялась благотворительностью, чтобы помогать тем, кто так же, как и она, справился с тяжелым недугом, но попал в трудную ситуацию.
Наталья Гундарева планировала вернуться на сцену, но в августе 2002 года ее состояние снова стало ухудшаться. После второго инсульта актриса оказалась в инвалидном кресле. Ее последняя кинороль — в фильме "Криминальное танго". Правда, из-за конфликта между режиссером и продюсером картина на экраны не вышла.
В декабре 2002 года во время прогулки Наталья Георгиевна поскользнулась и сильно ударилась затылком. Помимо травмы головы это падение привело к общему ухудшению состояния здоровья. Актриса перестала ходить.
Наталья Георгиевна Гундарева ушла из жизни 15 мая 2005 года, ей было всего 56 лет. Похоронена актриса в Москве на Троекуровском кладбище.
Три брака Натальи Гундаревой
Личная жизнь Гундаревой, так же как и творческая карьера, оказалась яркой и насыщенной. Актриса успела трижды побывать замужем, детей у нее не было.
Леонид Хейфец
Первый муж звезды советского кино и театра появился в ее жизни в 1973 году. Им стал известный режиссер Леонид Хейфец, который был старше на 14 лет. Двух творческих людей сблизила работа над общей картиной — драмой "Обрыв".
Гундарева и Хейфец прожили вместе шесть лет, а потом все же расстались. Наталья так и не смогла найти общего языка с матерью своего супруга. Кроме этого Наталья не могла свыкнуться с богемным образом жизни мужа.
Каждый вечер дом Хейфеца был полон, компания расходилась по домам далеко за полночь. Пока щедрый хозяин наслаждался интеллектуальным общением с коллегами и друзьями, Наталья на кухне валилась с ног от усталости. Гундарева жаловалась, что разрывается между семейными заботами и навалившейся тогда высокой профессиональной востребованностью. Развод не заставил себя ждать.
Виктор Корешков
В 1979 году во время работы над звездным спектаклем "Леди Макбет Мценского уезда" Наталья Гундарева сблизилась со своим коллегой Виктором Корешковым, игравшем в спектакле яркую роль Сергея. После короткого и бурного романа они поженились.
Потом они оба признают, что их брак был банальной ошибкой — играли любовь на сцене и случайно вынесли ее в реальную жизнь. Брак продлился всего пару лет.
Михаил Филиппов
С Михаилом Филипповым Наталья была знакома давно. Она тогда была женой Леонида Хейфеца и уже состоявшейся актрисой. Михаил работал в театре Маяковского и был женат на Ирине Андроповой, дочери будущего генсека. Актеры часто пересекались на съемках, театральных капустниках, но тогда еще не пробежала та искра, которая вскоре соединила их сердца до конца дней.
Они поженились в 1986 году, и в этом браке актриса обрела, наконец, семейное счастье.
"Миша пришел в наш театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы... Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он", — говорила Гундарева.
Все годы болезни Михаил Иванович был рядом с женой, оберегал ее от назойливого внимания журналистов. Спустя два года после смерти Натальи Георгиевны он написал трогательную книгу воспоминаний о любимой жене, назвав ее "Наташа". Там есть такое горькое признание:
"Любовь не подошла, не подкралась, а поразила нас двоих. Так вовремя мы нашли друг друга, но как поздно!"