Смешной, добрый и стеснительный: жизнь и любовь Евгения Леонова
Евгений Леонов удивлял врачей, когда во время его посещения больниц пациентам становилось лучше
Человек с большим сердцем, актер с большим талантом – так отзывались о Евгении Леонове все, кто знал его лично. Замечательный и действительно народный артист, любимый миллионами зрителей, родился 97 лет назад – 2 сентября 1926 года.
За свою 67-летнюю жизнь Леонов успел многое: на его счету десятки театральных работ, более семидесяти киноролей. Для детей он был добрым и смешным Винни-Пухом, для взрослых — Доцентом из легендарных "Джентльменов удачи", Королем из "Обыкновенного чуда", чатланином Уэфом из "Кин-дза-дза", для театралов – Лариосиком в "Днях Турбиных" и Тевье-молочником в "Поминальной молитве".
О жизни и творчестве артиста, ставшего воплощением доброты и человечности, – в материале РЕН ТВ.
Детство и юность Евгения Леонова
Евгений Леонов родился в Москве в семье Павла Васильевича и Анны Ильиничны Леоновых. Отец работал инженером на авиазаводе, мать была домохозяйкой. Евгений был вторым ребенком в семье: брат Николай был старше его на два года. Леоновы жили в коммунальной квартире на Васильевской улице, занимая две небольшие комнаты.
"У меня в семье не было никого, связанного с искусством. Никого. У нас мама была необыкновенно добрая женщина. Не очень образованная, но она все сердце отдала детям… У мамы было нечто такое, что меня, мальчишку, удивляло: мама умела рассказывать так, что все смеялись, в квартиру набивалось много-много людей. У нас вечно кто-то жил, ночевал, стелили на полу в наших маленьких двух комнатках…" — вспоминал артист.
В школьные годы Леонов занимался в театральном кружке. Но во время Великой Отечественной войны бросил учебу и устроился учеником токаря на тот же авиационный завод, где работал его отец. В это время там трудилась вся семья: мать – инструментальщицей, брат – чертежником-копировальщиком.
Осенью 1941 года Евгений поступил в авиационный техникум, но по-прежнему мечтал стать артистом. Он занимался художественной самодеятельностью, выступал на студенческих вечерах. На третьем курсе принял судьбоносное решение: ушел из техникума, чтобы поступать на драматическое отделение в Московскую экспериментальную театральную студию. Специфическая внешность, неординарная дикция и природная стеснительность помогли Леонову на вступительных экзаменах. Актер вспоминал:
Роли в театре: "Дни турбиных", "Бесприданница", "Антигона"
После учебы в театральной студии Евгений Леонов присоединился к труппе Московского театра Дзержинского района. Однако уже спустя год перешел в Московский драматический театр имени Станиславского. Долгое время играл в массовке, крупных ролей ему не давали.
Писатель Федор Раззаков в своей книге "Евгений Леонов" объяснял это так:
"Костяк коллектива состоял из учеников К.С. Станиславского, которые считали себя верными продолжателями дела великого реформатора театра, и поэтому пришлая молодежь была у них, что называется, "на подхвате". Поэтому первые годы своего пребывания в этом театре Леонов играл только в массовке, в ролях, которые принято называть "Кушать подано" (например, денщика в "Трех сестрах" или колхозника в "Тиши лесов")".
Ситуация изменилась в 1954 году. Главный режиссер Михаил Яншин неожиданно назначил Леонова на роль Лариосика в пьесе Михаила Булгакова "Дни Турбиных".
Эту роль долго играл сам Яншин, и поэтому критики тут же в один голос заявили: "Леонов – второй Яншин". Однако они ошиблись. Актер, унаследовав эту роль, не повторял ее, а как хороший ученик, развивал. Лариосик в его исполнении был существом душевным, чистым, непосредственным в проявлении чувств.
Интересно, что Яншин никогда прилюдно не хвалил Леонова. Наоборот, почти всегда ругал его. Актер рассказывал:
"Яншин ко мне относился беспощадно, иронично. Дикция у меня была неважная – скороговорка, и вообще, требования на уровне МХАТа времен Станиславского… Он меня никогда не хвалил, а за Лариосика всегда ругал… Однажды на "Днях Турбиных" публика хлопала, кричала, а Яншин приходит и говорит: "Вы что из Лариосика оперетту сделали". А как-то шли по фойе театра после спектакля, Яншин говорит: "Это ужасно, ужасно", а впереди идет Павел Александрович Марков – знаменитый завлит Станиславского. И Яншин спрашивает у него: "Ну что, Паша, Леонов? Как он?" А Марков отвечает: "Миша, он уже лучше тебя играет". И вижу, Яншин, довольный, улыбается, а мне свое: "И не подумай, что правда"…
За этой ролью скоро последовали другие: Евгений Леонов играл провинциального артиста Робинзона в "Бесприданнице" Александра Островского, вора Винченцо в "Де Преторе Винченцо" Эдуардо де Филиппо, фиванского царя Креонта в "Антигоне" Жана Ануя.
В 1968 году актер перешел в Театр имени Маяковского, где играл Ванюшина в спектакле "Дети Ванюшина" Сергея Найденова, Нарокова в "Талантах и поклонниках" Александра Островского и другие роли.
Однако в начале 1970-х актер покинул и этот коллектив из-за разлада с режиссером Андреем Гончаровым: тот был недоволен, что Леонов снялся в рекламе рыбы. Вот как об этом вспоминал сам Гончаров:
"На телеэкране появилась реклама рыбы нототении, которую обаятельно подавал любимец публики Евгений Леонов. Я взорвался. Собрал труппу и произнес речь, которую по отношению к самому себе никогда бы никому не простил. Дескать, костлявая рука голода совсем задушила Евгения Павловича Леонова. Скинемся, что ли, шапку по кругу, чтобы артист не пробавлялся нототенией. Конечно, Женя этого не простил. Мы расстались, и он ушел в Театр имени Ленинского комсомола к Марку Захарову".
Наиболее известными ролями Леонова в "Ленкоме" стали Ламме Гудзак в "Тиле" Григория Горина, Иванов в одноименной пьесе Антона Чехова, Подсудимый в "Диктатуре совести" Михаила Шатрова, Вожак в "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского. И, конечно, самая знаменитая театральная роль Евгения Павловича — Тевье-молочник в пьесе Горина "Поминальная молитва", созданной на основе классической прозы Шолом-Алейхема.
Роли Евгения Леонова в кино
"Полосатый рейс" (1961)
С 1948 года актер снимался в эпизодах большого кино, но звездный час Евгения Леонова наступил в 1961 году, когда на экраны вышла комедия Владимира Фетина "Полосатый рейс". В этой картине актер сыграл скромного буфетчика Шулейкина, волею судьбы выдающего себя за укротителя тигров.
Фильм получился веселым, динамичным, насыщенным головокружительными трюками. Леонов играл блистательно, с наслаждением, не боясь откровенного фарса, в то же время оказавшись трогательным в своем наивном простодушии. Именно эта роль принесла актеру поистине всенародную славу, в одно мгновение превратив его в самого любимого комедийного актера советского кинематографа.
И еще один интересный факт: благодаря Леонову "Полосатый рейс" попал в историю отечественного кино как "первая советская обнаженка". Речь идет, конечно, о веселом эпизоде, в котором герой Леонова принимает ванну с пеной.
Между актерами и тиграми на съемках ставили толстое стекло. Но как раз в этой сцене оператор не мог выставить камеру – стекло давало блики, и режиссер велел его убрать. Актера об этом не предупредили.
Вынырнув из ванны и промыв глаза от пены, актер увидел перед собой морду тигра. Артист охнул и бросился бежать прочь, забыв и о работе, и о наготе. Этот дубль отсняли и включили в фильм. Его посмотрели, кстати, 32 миллиона зрителей.
"Донская повесть" (1964)
Спустя три года после этого оглушительного успеха Владимир Фетин, первым из режиссеров разглядевший в Леонове потенциал трагика, снял его в картине 1964 года "Донская повесть". Фильм рассказывает о трагической судьбе и любви донского казака Якова Шибалка.
Актера напугало это предложение: "Как я с этим своим лицом буду такое играть?" Но Фетин поверил в Леонова – и тот прекрасно справился с ролью. Однако, когда фильм уже был смонтирован и озвучен, режиссер остался недоволен конечным результатом. Он был уверен, что приемная комиссия не выпустит "Донскую повесть" на экраны.
Но на худсовете в дело вмешался случай: во время сеанса механик перепутал коробки с пленкой и начал показ с финальной части. Как оказалось, такой порядок повествования оживил картину, показавшуюся Фетину пресной и плоской, и именно в таком виде она и вышла в прокат.
Киноведы написали потом, что благодаря этой картине Евгений Леонов превратился в великого драматического актера. Гения с открытой улыбкой и грустными глазами.
После "Донской повести" многие режиссеры оценили редкий трагикомический дар артиста. Предложения о съемках посыпались одно за другим. Комедий, конечно, было больше по-прежнему, но в каждой роли Леонов выступал уже не только как комик.
Он снимается у Эльдара Рязанова в "Зигзаге удачи", его приглашает Георгий Данелия в "Не горюй!" и Александр Митта в "Гори, гори моя звезда". И, наконец, "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова. Роль, после которой уже ни у кого не возникало сомнений – Леонову подвластно все: и комедия и трагедия.
"Белорусский вокзал" (1970)
По сюжету киноповести Андрея Смирнова "Белорусский вокзал" на похороны видного военачальника собираются его бывшие фронтовые друзья – люди самых разных профессий: журналист, бухгалтер, директор завода и простой слесарь. Эти роли удивительно тонко, пронзительно и очень по-разному были сыграны Всеволодом Сафоновым, Анатолием Папановым, Алексеем Глазыриным и Евгением Леоновым.
Сыграны они были так, что, собранные вместе, эти персонажи олицетворяли собой целое поколение, прошедшее войну. Самым ярким и трагичным моментом картины стал ее финал, когда друзья собираются в доме бывшей медсестры и поют замечательную песню Булата Окуджавы про десятый десантный батальон.
"Джентльмены удачи" (1972)
Совершенно другим Евгений Леонов предстал в эксцентрической комедии Александра Серого "Джентльмены удачи". Здесь ему достались сразу две главные роли: уголовника-рецидивиста Доцента и добродушного заведующего детским садом Трошкина.
Для того чтобы вжиться в образ, Леонов специально ходил в Бутырскую тюрьму и смотрел в глазок камеры, изучая заключенных. Эти наблюдения, а также актерский талант и мастерство помогли ему создать незабываемые персонажи. На глазах у зрителей Леонов мгновенно перевоплощался из трогательного персонажа в жестокого рецидивиста.
"Джентльмены удачи" вышли на экраны в 1972 году и мгновенно стали суперхитом, а фразы из него тут же ушли в народ.
Как и любому актеру, Евгению Леонову не всегда доставались главные роли. Но в каждую роль он неизменно вкладывал все свое сердце, создавая очередной шедевр. И уже никак не поворачивается язык назвать ролями второго плана его Короля из "Обыкновенного чуда" или Колю из "Афони".
"Осенний марафон" (1979)
То же самое можно сказать и о его работе в очередной картине Георгия Данелии "Осенний марафон". В этой горькой и беспощадной трагикомедии, где главные роли сыграли Олег Басилашвили, Наталья Гундарева и Марина Неелова, Евгению Леонову досталась роль соседа по фамилии Харитонов.
Удивительно, но в 1979 году призом Союза журналистов за лучшее исполнение мужской роли был награжден именно Леонов, а не Басилашвили. Кроме этого, за эту работу актер был отмечен Государственной премией имени братьев Васильевых.
Всего за свою кинокарьеру Евгений Павлович сыграл более 70 ролей.
"Эффект Леонова"
Евгений Леонов был уникальным артистом: обладая внешностью милейшего добряка, он с успехом перевоплощался в отъявленных мерзавцев. Даже если он играл отрицательных персонажей (того же Короля-тирана в "Обыкновенном чуде"), они становились симпатичны зрителю. А в жизни он таким и был – добрым, мудрым, терпеливым. От одного его присутствия рядом людям становилось легче.
Режиссер Георгий Данелия рассказывал, что однажды во время гастролей в Грузии взял актера с собой проведать родственника в больнице. Удивительно, но, как только Евгений Павлович зашел в палату, настроение больных мгновенно улучшилось, а по мере того, как Леонов балагурил и рассказывал байки, улучшилось и самочувствие.
"А давайте-ка в реанимацию!" – пошутил главврач, но актер действительно направился в отделение интенсивной терапии. Там эффект от его появления был таким же. И тогда Леонов потратил несколько часов своего времени на обход всех больничных палат – и в каждой разговаривал с людьми, и тем становилось легче.
Врачи между собой назвали этот случай "эффектом Леонова". Считается, что так проявляют себя люди с позитивной энергией. Это их главный признак – когда они оказываются рядом, у окружающих появляются силы и желание жить.
Личная жизнь Евгения Леонова
Со своей женой Вандой Стойловой Леонов познакомился в 1957 году. Они встретились в Свердловске (Екатеринбурге), куда Евгений приехал на гастроли. Родители невесты сначала были против ее брака с актером, но в том же году пара все-таки поженилась.
В 1959 году Ванда Леонова родила сына Андрея. Она в то время находилась в Москве, а Евгений Павлович был на съемках фильма "Полосатый рейс" в Ленинграде. Артист вспоминал: когда ему сообщили о рождении сына, он "так обрадовался, что полез целоваться к тиграм".
"Есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита", – напишет позже Евгений Павлович в письме сыну.
Для него самого таким человеком была жена Ванда. Он любил ее безмерно, мог часами сидеть у окна и ждать возвращения домой. Без нее всегда грустил, а когда она приходила, преображался и буквально расцветал. Во время зарубежных гастролей бегал по магазинам в поисках самых модных нарядов для жены.
По Москве даже ходила шутка: "Такое платье есть у Софи Лорен... и у Ванды Леоновой!"
В ответ на весь этот фейерверк чувств Ванда была вежливой, приветливой и немногословной. Держала дом в идеальном порядке, отлично готовила, заботилась, чтобы у мужа всегда была чистая и выглаженная одежда, чтобы он был здоров.
Они просто были людьми разной породы, но любили друг друга искренне. Евгений Леонов и его Ванда прожили в браке 37 лет.
Последняя роль Евгения Леонова
Летом 1988 года Евгений Леонов едва не умер: он пережил клиническую смерть в Гамбурге, куда "Ленком" приехал на театральный фестиваль. Гастроли уже подходили к концу, когда артисту стало плохо по пути в гостиницу. Евгения Павловича отправили на скорой в больницу, однако прямо в машине у него наступила клиническая смерть.
Его подключили к аппаратуре. Сердце забилось. В больнице перед операцией ему хотели сделать шунтирование, отключили аппаратуру. Но сердце не выдержало, последовал обширный инфаркт. На его фоне и шла операция, которая продолжалась четыре с половиной часа.
Очнувшись, актер рассказывал:
Получилось так, что немецкие врачи подарили Евгению Павловичу еще пять лет жизни. Реабилитация после операции заняла четыре месяца, Леонов спешил на сцену сыграть роль Тевье-молочника в новом спектакле "Поминальная молитва".
По печальному стечению обстоятельств 29 января 1994 года актер скончался у себя дома, собираясь именно на этот спектакль. Когда зрителям объявили, что он не состоится из-за смерти Евгения Павловича, ни один из них не сдал билет. Из ближайшего храма принесли свечи, и люди весь вечер стояли с ними у театра.