Version: 0.1.0

"Мираж": "Наши концерты проходят за рубежом, несмотря на недовольства"

Алексей Горбашов из группы "Мираж" рассказал о попытках отмены российской культуры за границей

"Мираж" – популярная в 80-х и 90-х годах группа, которая собирала полные стадионы. "Музыка нас связала", "Я больше не прошу" – это лишь малая часть хитов легендарного коллектива, который продолжает радовать своих поклонников новыми песнями, альбомами и клипами и сегодня. 

РЕН ТВ пообщался с солистами группы Алексеем Горбашовым и Екатериной Болдышевой, которые выступают в "Мираже" уже более 30 лет. В интервью артисты вспомнили свой приход в группу, рассказали об отношениях с бывшими участницами коллектива, о заграничных гастролях и отношении Запада к русской культуре, а также о том, как музыка их связала не только в творческом, но и в семейном союзе. 

– Алексей, в вашей семье целая династия инженеров. Почему вы не пошли по стопам своих родных, а выбрали музыку, хотя тоже имеете высшее образование в другой сфере?

Алексей: Я выбрал то единственное дело, к которому у меня лежала душа и которым мне хотелось заниматься. Думаю, я не ошибся с выбором. Но любовь к технике никуда не делась: она невероятно помогает мне в работе, потому я ни на секунду не жалею о том, что потратил пять с лишним лет на учебу в техническом вузе. 

– В одном из интервью вы говорили, что студенческая среда воспитывает. Чему же вас научило это время? 

Алексей: Студенческая жизнь в нашем институте буквально бурлила. Я был культоргом факультета и периодически делал всякие капустники, на которых и сам время от времени выступал, иногда приглашал на студенческие вечеринки разных неформальных исполнителей. 

Мои однокурсники интересовались новинками музыки, обменивались пластинками, мы вели какие-то умные беседы, спорили на разные темы, помогали друг другу шпаргалками в ответственные моменты – это была отличная школа жизни!

– В юности вы посещали музыкальную школу, но бросили ее, потому что там вам было скучно. Как думаете, музыканту важно иметь профессиональное образование?

Алексей: Нет, конечно. Ни The Beatles, ни Джимми Хендрикс – люди, которые без всякого преувеличения, совершили революцию в музыке, не знали нот. Не имели музыкального образования, например, такие мастера, как Эрролл Гарнер, Пако де Лусия, Фрэнк Заппа.

Я не говорю о том, что музыкальное образование – это плохо, но оно не является необходимым условием для того, чтобы в совершенстве овладеть музыкальным инструментом и сочинить мировые хиты. Равно как и наличие диплома о музыкальном образовании совершенно не дает гарантии того, что вы станете выдающимся музыкантом.

– Считается, что успех немецкой группы Modern Talking подвиг создать "Мираж". По вашему мнению, удалось ли повторить успех?

Алексей: Далеко не одни только Modern Talking были "виновны" в рождении песен "Миража". Безусловно, музыкальный материал группы был создан с учетом мировых трендов того времени, к которым относилось и творчество Modern Talking. Но песни "Миража" – это своеобразный фьюжн, где роковая гитара, которой не было в песнях Modern Talking и других проектов, соединилась с ритмами евродиско.

– Алексей, Екатерина, помните ли вы свой приход в группу "Мираж"? Как к вам, новичкам, тогда относились другие солисты?

Екатерина: Честно говоря, я очень волновалась из-за того, как меня примут в коллективе, но это было совершенно напрасно: меня с первого дня окружили таким вниманием и заботой, что все мои страхи сразу рассеялись.

К тому времени, когда я вышел на сцену в составе группы "Мираж", мы все уже были знакомы. Ведь я поехал на гастроли с группой уже после того, как записал гитару в песни второго альбома, и после того, как мы с Наташей Ветлицкой записали на студии несколько песен и сняли клип. Алексей Горбашов

– Алексей, почему вы не соглашались стать солистом, когда в группе были Светлана Разина и Наталья Гулькина? 

Алексей: Ничего не хочу сказать плохого про участников группы того состава, но то, как в то время выглядел и звучал коллектив, было совсем не мое. Мне всегда хотелось на сцене драйва, а там была совсем другая энергетика. 

– Некоторые солистки до сих пор поют хиты группы. У них есть на это официальное разрешение? Не мешает ли это нынешнему составу "Миража"?

Алексей: На сегодняшний день, кроме группы "Мираж", право на исполнение нескольких песен есть лишь у Светланы Разиной. Больше ни одна из бывших солисток не может исполнять песни из репертуара группы, хотя мы предлагали им это. Для этого требовалось совсем немного: заключить лицензионный договор и делать со своих выступлений авторские отчисления.

Согласитесь, это справедливо по отношению к авторам песен. Такую лицензию подписал лишь менеджмент Суханкиной, но лицензия закончилась еще в 2017 году, а песни исполнять бывшая солистка продолжила. Делает она это абсолютно незаконно. Алексей Горбашов

Это подтвердил суд, который оштрафовал организатора ее концерта. В настоящее время издательство "Джем", в которое переданы авторские и смежные права композитора и создателя группы Андрея Литягина, инициировало еще несколько судебных процессов. 

– Дружите ли вы с кем-то из своих бывших коллег по группе? 

Алексей: Мы всегда рады встречам с коллегами, в том числе с бывшими участниками и участницами группы. Общаемся с Татьяной Овсиенко, Светланой Разиной.

Екатерина: Как-то раз встретились на одном концерте с Ириной Салтыковой и даже неожиданно спели дуэтом!

– Вы по-прежнему работаете с продюсером Андреем Литягиным? Как проходит ваше сотрудничество? А он ведь тоже изначально получил образование инженера-математика. Возможно, это тоже вас как-то сплотило?

Алексей: Мы работаем вместе с Андреем, как и 35 лет назад. Разумеется, любовь к точным наукам дает нам много тем для разговоров, тем более, что Андрея можно назвать экспертом в музыкальном оборудовании и компьютерных программах, которые используются для создания музыки. Нам всегда есть, что обсудить. 

– Алексей, как-то Литягин сказал, что по наличию вас на сцене зрители понимали, настоящий это состав или нет? Правда ли это? А какие такие отличительные черты были, которые указывали на это? 

Алексей: В то время по стране действительно ездили двойники группы "Мираж". Разумеется, они пытались быть как-то похожи на нас. Я слышал, что одна из девушек, которая изображала Таню Овсиенко, так усиленно отбеливала волосы, что они у нее выпали. Наверное, меня было скопировать несколько сложнее – для этого было явно недостаточно просто покрасить волосы.

Екатерина: Алексея действительно всегда было сложно с кем-то спутать благодаря шевелюре и манере держаться на сцене. 

– Известно, что раньше солистки часто пели под фонограмму. Екатерина, почему вы отказались от такого принципа работы? 

Екатерина: Мне было бы неинтересно работать под фонограмму. Зачем выступать под запись, если у тебя есть голос? Я и была приглашена в группу, потому что стояла задача – перейти к живому звучанию. 

Алексей: После ухода Татьяны Овсиенко действительно было принято решение о том, что следующая солистка должна петь живьем.

– Алексей, Екатерины, вы в группе уже более 30 лет. Как за это время изменился стиль ваших композиций? Равняетесь ли вы на нынешние музыкальные тренды?

Алексей: Мы работаем живьем, поэтому можно смело сказать: мы уже в тренде. Я вижу, что сейчас многие молодые исполнители выступают вживую, и это не может не радовать.

Мало того, у нас в группе трудятся представители молодого поколения – звукорежиссер Алексей Рахманов и барабанщица Елизавета Волкова. Они принесли в коллектив свою энергетику, что сразу же отразилось на звучании песен. Они заряжают нас своей энергией, и драйва стало еще больше. 

– Многие артисты записывают дуэты с молодыми исполнителями и блогерами. Не было ли у вас такого желания? Есть ли кто-то из юных дарований, кто вам нравится? Как вы вообще относитесь к современным молодым артистам и их творчеству?

Алексей: Я, скорее всего, совсем не в теме. Не совсем понимаю, какую художественную ценность может иметь дуэт с блогером? Но если вы говорите, что такие дуэты сейчас в моде, то стоит ли вообще на это тратить время, если этим сейчас, судя по всему, удивить кого-либо сложно?

– В 80-х и 90-х у многих артистов были странные поклонники, которые ночевали под дверями и прятались в номерах отелей. Были у вас такие фанаты? 

Екатерина: Конечно, и у нас были такие фанаты. Один из них в течение нескольких лет плодил мои странички в соцсетях, пользуясь тем, что у меня самой никогда нигде не было никаких аккаунтов.

Потом вдруг выяснилось, что ему не нравятся какие-то мои фотографии, и он обрывал телефоны нам, нашим администраторам, знакомым и родственникам, требуя убрать эти фото с официального сайта и из соцсетей. А потом он вдруг резко куда-то исчез.Екатерина Болдышева

– Раньше у вас было около пяти концертов в день, а то и больше. Сейчас такой же жесткий график? Сколько концертов в день вы даете?

Алексей: Мы не гонимся за количеством, но иной раз случается по 2–3 концерта в день.

Екатерина: К счастью, это бывает не часто!

– Интересно, а какой у вас райдер? Например, Мадонна требует, чтобы вода обязательно была заряжена энергией из центра Каббалы, соль привезена из Мертвого моря. Есть ли у вас в списке что-то необычное? 

Алексей: Райдер артиста – это тест на его вменяемость. По некоторым из них можно смело ставить диагнозы. Мы не страдаем какими-либо маниями, поэтому в нашем райдере только самое необходимое для того, чтобы обеспечить качественное выступление. 

– С середины 90-х и до середины нулевых вы гастролировали по Европе. Кто приходил на ваши концерты? Чем отличалась работа и организация выступлений в России и за рубежом?

Алексей: Основная часть зрителей, для которых мы выступали в 90-х и нулевых, – это эмигранты. Но постепенно наша аудитория расширилась: мы стали выступать на фестивалях с участием западных исполнителей, к нам на концерты стали ходить западные зрители, мы стали исполнять некоторые наши песни на иностранных языках. 

Если говорить об организации концертов, то с западными агентствами иметь дело намного проще – они всегда пунктуальны в своей работе. Это касается и технического персонала – требования райдера выполняются всегда предельно скрупулезно и точно. С ними всегда комфортно работать.Алексей Горбашов

– А сейчас у вас бывают заграничные гастроли? Изменилось ли как-то отношение к русским исполнителям? Как вы относитесь к отмене российской культуры за рубежом? 

Алексей: Мы, как прежде, гастролируем за рубежом, в том числе в странах Запада. Правда, сейчас делать это стало намного сложней – это связано как логистикой, так и с определенными рисками. Ни для кого не секрет, что на Западе есть определенные силы, которые хотели бы добиться отмены российской культуры, несмотря на то, что у простых людей совсем иное мнение. 

В Германии, например, пытались заставить владельцев русских магазинов и ресторанов переименовать их в украинские. Но это не прокатило, ведь ходят в эти магазины представители русскоязычной эмиграции, которые идентифицируют себя как "русские немцы", многие из них смотрят российские телеканалы, любят русские фильмы и русскую музыку. Алексей Горбашов

Поэтому и концерты наши там проходят, несмотря на недовольство представителей определенных кругов, под вывесками "Русская дискотека", "Ночь русской музыки", "Русская вечеринка". 

– Недавно Сергей Жуков собрал в "Лужниках" 75 тысяч. Как думаете, удалось бы вам собрать полный стадион? Какие бы сюрпризы вы приготовили для поклонников? 

Алексей: Мы не собираемся ни с кем соревноваться. Мне кажется, мы уже давно все и всем доказали. Но если уж речь зашла о наших сборах, то мы и сейчас выступаем на больших площадках и не только у нас в стране. Было бы грех жаловаться на сборы. Например, когда мы выступали на фестивале "Купала" этим летом, по подсчетам организаторов, на стадионе собралось более 35 тысяч зрителей.

– Что было самое сложное в вашем творчестве за всю карьеру?

Алексей: Думаю, как и для большинства граждан нашей страны, самым сложным периодом были 90-е годы, когда вокруг все рушилось и ценники в магазинах переписывались несколько раз в день. В то время людям было совсем не до музыки.

Разумеется, это отразилось на нашей работе и на всех наших планах. Мы отложили в долгий ящик выпуск третьего альбома, который в результате вышел только в 2008 году, и в середине 90-х нам фактически пришлось свернуть всю концертную деятельность в стране, и мы концертировали целое десятилетие за рубежом. Алексей Горбашов

– Алексей, Екатерина, давайте поговорим о личном. Вы вместе уже 30 лет. Для шоу-бизнеса – это большая цифра. Как вам удается сохранить гармонию в отношениях? Возможно, банально, но в чем секрет ваших счастливых и долгих отношений? 

Екатерина: Наверное, в первую очередь, во взаимном уважении.

Алексей: Наши вкусы и интересы во многом совпадают, мы любим то общее дело, которым мы занимаемся, а все остальное не так важно.

– Наверное, как и в любой семье, у вас возникают конфликты. Не отражается ли это на вашей совместной работе? Как вы вообще вы вообще отделяете личное от рабочего? 

Екатерина: Разумеется, мы живые люди, случается всякое. Но что бы между нами не происходило, мы никогда не выносим сор из избы, на работе коллектива это никогда не отражается. Все отношения мы выясняем только дома. 

– А как вы обычно отдыхаете после гастролей? 

Екатерина: Самый лучший отдых – побыть дома в тишине. 

– Расскажите о своих творческих планах на ближайшее время.

Алексей: Надеюсь, скоро порадуем поклонников новым клипом. А еще буквально на днях в продажу поступит коллекция песен "Миража" на виниле.

– Поделитесь своими основными принципами жизни.

Алексей: Жить на позитиве, радоваться каждому дню жизни.

Екатерина: Заниматься любимым делом, получать от этого удовольствие и делиться этим со всем миром.