Мюнхенский сговор: как отданная Гитлеру жертва стала прологом войны
85 лет назад было подписано Мюнхенское соглашение, ставшее прологом ко Второй мировой войне
85 лет назад было подписано Мюнхенское соглашение, которое вошло в историю как "Мюнхенский сговор". Оно было составлено 29 сентября 1938 года и подписано в ночь на 30 сентября премьер-министрами Великобритании — Невиллом Чемберленом, Франции — Эдуаром Даладье, Италии — Бенито Муссолини и рейхсканцлером Германии Адольфом Гитлером. Согласно этому документу, Чехословакия в течение 10 дней должна была уступить Германии Судетскую область, 90% населения которой составляли немцы.
Соглашение, подписанное в Мюнхене, было ярким проявлением политики умиротворения, которая проводилась Лондоном и Парижем с целью добиться сговора с Германией за счет Центральной и Юго-Восточной Европы, отвратить от себя гитлеровскую агрессию и направить ее на Восток, против Советского Союза. Оно стало прологом к самой разрушительной в истории человечества войне.
Подробнее о Мюнхенском соглашении — в материале РЕН ТВ.
Что предшествовало подписанию Мюнхенского соглашения
В марте 1938 года Гитлер захватил Австрию и решил на этом не останавливаться. Предпосылкой к Мюнхенской конференции стал повышенный интерес Гитлера к Судетской области. Этот регион, "прирезанный" к Чехословакии во время раздела Австро-Венгрии и объявления независимости родившейся на обломках империи целой группы небольших стран, на 90% (3,3 миллиона человек) был населен людьми германского происхождения.
Здесь же располагались ценные в контексте приближающейся войны машиностроительные, металлургические и химические заводы.
Ситуация в Судетах раскачивалась несколько лет. Для роли "Троянского коня" в неспокойном регионе при поддержке Третьего рейха была создана прогерманская партия. Ее лидер Конрад Генлейн постоянно заявлял на всю Европу о притеснении немецкого населения, недопуске представителей нацменьшинств в местные органы власти и так далее.
Как развивались Судетские кризисы
Первый Судетский кризис разыгрался еще весной 1938 года, когда партия Генлейна попыталась провести референдум о присоединении Судетов к Германии.
Немецкие войска были готовы форсировать государственную границу. Однако в тот раз Гитлера отпугнула сплоченная позиция остальной Европы. В поддержку Чехословакии высказались Франция и СССР. Даже союзная нацистам Италия ратовала за проведение мирного диалога.
Обстановка постепенно накалялась. 12 сентября нацистский вождь выступил на съезде НСДАП в Нюрнберге с недвусмысленным посланием лидерам Британии и Франции, союзниц Чехословакии. Особой критики удостоился чехословацкий президент Эдвард Бенеш, который, по мнению Гитлера, "подвергал пыткам судетских немцев и хотел их истребить".
Второй Судетский кризис уже не обнаружил лояльного решения. Вдохновленные поддержкой "исторической родины", в проблемной области взбунтовались немцы. На их усмирение власти бросили войска.
Уже 26 сентября Гитлер угрожал лично отправиться на защиту "братьев" в первой шеренге, если к 1 октября не будет исполнен ультиматум о передаче Судетов.
"Или господин Бенеш примет сделанное предложение и даст наконец судетским немцам свободу, или мы сами дадим эту свободу! Мир или война!" — угрожал лидер НСДАП.
В унисон с Германией выступали Польша и Венгрия: эти страны претендовали на Тешинскую Силезию и южную Словакию соответственно. Это позволило Гитлеру оправдать аннексию Судет "международным" характером требований к Чехословакии.
Как решали судьбу Чехословакии
Судьбу Чехословакии определили без участия ее самой. Днем 29 сентября за столом переговоров в баварской столице собрались Гитлер, его ближайший союзник, предводитель итальянских фашистов Муссолини, премьер-министры Франции и Великобритании Даладье и Чемберлен.
Советский Союз, который был готов оказать помощь Чехословакии в случае немецкой агрессии, на переговоры приглашен не был.
Чемберлен ранее гарантировал чехословакам участие в обсуждениях, однако обещания своего не сдержал, действуя строго в русле политики умиротворения. Представители расчлененной страны были оповещены о решении крупнейших держав Европы постфактум.
Фактически все решилось еще раньше — по итогам встреч Гитлера с Чемберленом 15 сентября в Берхтесгадене и 22-23 сентября в Бад-Годесберге.
Стремившийся обратить немецкую агрессию против СССР британский премьер уже тогда согласился с требованием фюрера о присоединении Судетской области.
"Необходимо уступить Германии районы, населенные преимущественно немцами, чтобы избежать общеевропейской войны", — заявил Чемберлен на конференции в Мюнхене.
Позицию Чемберлена разделял президент США Франклин Рузвельт, о чем уведомил через посла в Великобритании. Телеграммы, которыми обменивались Рузвельт и Гитлер накануне подписания соглашения в Мюнхене, прекрасно показывают истинное отношение сторон к сговору: плохо скрываемое безразличие и прекраснодушие — с одной стороны, дерзость и бесстыдство — с другой.
"От лица 130 миллионов граждан Соединенных Штатов Америки и в интересах всего человечества я искренне призываю вас не прерывать переговоров по поиску мирного, справедливого и конструктивного решения спорных вопросов. Я искренне повторяю, что пока переговоры продолжаются, разногласия могут быть улажены. Как только они прерываются, теряется разум, утверждается сила, а сила сама по себе не производит решения для будущего блага человечества", — пишет Рузвельт 26 сентября 1938 года.
И вот отрывок из ответа Гитлера:
"…у немецкого правительства не было недостатка ни в терпении, ни в искреннем желании в достижении мирного взаимопонимания. Не Германия виновата в том, что проблема судетских немцев вообще существует и что из нее произросли нынешние невыносимые обстоятельства... Не германское правительство, а исключительно чехословацкое правительство должно теперь решить, хочет ли оно мира или войны".
Как составляли Мюнхенское соглашение
Статс-секретарь немецкого МИД и непосредственный участник событий Эрнст фон Вайцзеккер в своих мемуарах писал об обстановке, в которой 29 сентября 1938 года проходили 14-часовые переговоры перед составлением окончательного текста соглашения:
"Царила непринужденная обстановка, делегаты не сидели вокруг стола, а неформально собрались в огромный круг, усевшись в удобные кресла. Никто не занял председательское место, не было программы, беседа шла не по намеченному плану, перескакивая с одной темы на другую".
По словам дипломата, "только Чемберлен попытался ввести подобие порядка в происходящее". Он выработал свою собственную компромиссную формулу переговоров и упорно настаивал на ней на дневном заседании. Фон Вайцзеккер отмечал, что британский премьер находился не в лучшем настроении.
"О настроении Даладье судить было трудно, — добавлял статс-секретарь. — Лично мне он казался воплощением здравого смысла. Он знал, что будет трудно убедить свой собственный народ поддержать идею отказа судетских немцев от права на самоопределение и что это решение нельзя будет провести без помощи Англии. Он также считал, что Чемберлен несет ответственность за сделанные уступки. Его советник Алекс Леже не скрывал, что решение оставить своих чешских союзников далось Даладье нелегко".
Как было подписано Мюнхенское соглашение
В час ночи 30 сентября, после согласования всех деталей, свои подписи под документом поставили Гитлер, Даладье, Муссолини и Чемберлен (именно в такой последовательности). После этого в зал допустили чехословацкую делегацию.
Великобритания и Франция оказали давление на правительство Чехословакии, и президент Бенеш без согласия Национального собрания принял Мюнхенское соглашение к исполнению.
В тот же день Гитлер и Чемберлен подписали декларацию о ненападении. 6 декабря 1938 года аналогичный пакт с Третьим рейхом заключили французы.
Чего лишилась Чехословакия в результате Мюнхенского сговора
Согласно Мюнхенскому соглашению, Чехословакия должна была в период с 1 по 10 октября 1938 года передать Германии Судетскую область со всеми укреплениями, сооружениями, путями сообщения, фабриками, заводами и огромным количеством вооружения.
Также Прага обязалась в течение трех месяцев дать удовлетворение территориальным претензиям Венгрии и Польши. Дополнительно была принята декларация, в которой Великобританией и Францией давались гарантии новым границам Чехословакии.
Правительство Чехословакии подчинилось принятому в Мюнхене соглашению, и 1 октября части вермахта оккупировали Судеты. В результате Чехословакия потеряла около 1/5 своей территории, около 5 миллионов населения (из них почти полтора миллиона чехов и словаков), а также 33% промышленных предприятий.
Присоединение Судет стало решающим шагом на пути к окончательной ликвидации государственной самостоятельности Чехословакии, последовавшей в марте 1939 года, когда Германия захватила всю территорию страны.
После оккупации Чехословакии немцами страна была превращена в протектораты Чехии и Моравии. Словакия стала марионеточным государством во главе с Йозефом Тисо, часть приграничных территорий которого отошли Венгрии и Польше.
Уинстон Черчилль: "Мюнхен — это лишь начало расплаты"
Даладье и Чемберлен вернулись на родину героями. Премьер-министр Франции, впрочем, ликования восторженной толпы, встречавшей его, не разделял:
"Дураки, — говорил он членам своей делегации, — чему они радуются?"
Но его британский коллега был очень доволен итогами Мюнхенской конференции.
"Я привез мир до скончания веков", — заявил он у трапа самолета по возвращении в Лондон, для большей убедительности размахивая текстом соглашения.
Обращаясь к парламенту, Чемберлен заявил, что Мюнхенское соглашение "спасло Чехословакию от разрушения, а Европу — от Армагеддона".
Его будущий преемник на посту премьера и главный критик уступок нацистам Уинстон Черчилль назвал итоги Мюнхена провалом и откликнулся на заявление Чемберлена пророческим предупреждением:
"Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну <…> Я напомню тому, кто хотел бы не заметить или забыть, но что тем не менее приходится констатировать, а именно — мы пережили всеобщее и явное поражение, а Франция пережила еще больше, чем мы… И нет никаких оснований надеяться, что этим все закончится. Это лишь начало расплаты. Это только первый глоток из горькой чаши, которая будет предложена нам со дня на день, если не наступит невероятное восстановление нравственного здоровья и военной мощи, если мы вновь не очнемся и не сделаем ставку на свободу, как в былые времена".
Цена Мюнхенского сговора
Через 11 месяцев после Мюнхена, 1 сентября 1939 года, Гитлер напал на Польшу. В 1940 году капитулировала Франция, а Британия несколько раз подвергалась жесточайшим атакам германской авиации.
Практически каждый третий танк, который воевал на Восточном фронте, был чехословацкого производства. Так "миротворцы" из Великобритании и Франции своими руками вооружили фашистскую Германию. Раздавив армии Европы, эти же танки в июне 1941-го двинулись на Советский Союз. До поражения Германии во Второй мировой войне оставались долгие четыре года.