В МХАТе Горького стартует новый сезон: какие ожидаются постановки
Гендиректор МХАТа Горького Владимир Кехман рассказал, что слово "хайп" для него ругательное
В МХАТе Горького 23 ноября 2023 года стартует новый театральный сезон. Осенью зрителей ждет громкая премьера: спектакль "Три сестры". Сегодня в МИЦ "Известия" прошла пресс-конференция, посвященная открытию нового театрального сезона.
В материале РЕН ТВ расскажем, какие еще ожидаются спектакли, почему для некоторых артистов их роли стали "настоящим вызовом" и как меняется аудитория МХАТа.
Сохранение традиций и "реинкарнация" театра
Главный режиссер МХАТа Горького Галина Полищук отметила, что ей достался театр с богатой историей, где принято хранить верность традициям. По ее словам, в МХАТе берегут старые спектакли, которые идут уже на протяжении долгих лет, как наследие Станиславского и Немировича-Данченко. Но в то же время творческая команда понимает: если не создавать что-то новое, театр умрет.
"Мы начали эту историю не ломать, это прекрасный фундамент, очень крепкий, который создал, я не побоюсь сказать, мировую школу театра. Понятно, что ученики Станиславского разошлись и создали школы. И в Европе, и в Америке их последователи работают. На этом базируется, наверное, большая часть мирового театра. То, что мы сейчас делаем – сохранение традиций и некая реинкарнация. И те авторы, с которыми мы работаем, те премьеры, которые будут в этом году, это именно такое направление", – сказала Полищук.
Премьера "Трех сестер"
Новый театральный сезон МХАТа Горького откроет премьера "Трех сестер", рассказала главный режиссер. В спектакле примут участие актрисы Наталия Медведева и Агния Кузнецова.
"Владимир Иванович Немирович-Данченко как-то сказал, что любую чеховскую пьесу нужно ставить заново, с современными глазами и с современными чувствами. И с нашим режиссером Сергеем Глебовичем Десницким мы действительно пытаемся найти эту современную нотку, потому что сам по себе спектакль очень, очень современный. Мы начали такое исследование вплоть до деталей. А где эта семья жила, как происходило их обучение, вот полностью все-все поэтапно. Интересно, что получив роль Маши, я не могу сказать, что она для меня непонятна. Она полностью совпадает с моей личной жизнью, с моими переживаниями, влюбленностями, сложностями. И мне не приходится ломать себя. Маша Прозорова – женщина, которая полюбила и, к сожалению, потеряла эту любовь. Это ужасно, но, мне кажется, отклик моей героини найдет в зале обязательно любая женщина, которая переживает сейчас какую-то подобную историю", – поделилась Наталия Медведева.
Агния Кузнецова рассказала, что в новом спектакле "Три сестры" исполнит роль Наташи. Она призналась, что включилась в процесс репетиции уже на финальном этапе – за пару месяцев до премьеры.
"Я очень испугалась, перечитала пьесу, начала репетировать. Испугалась еще больше. Но сейчас уже я понимаю, насколько Галина Александровна точно может подобрать актера под роль. Насколько вот так же, как Наташа сказала, что ей эта роль просто подходит, как платье, и так же на меня моя роль садится, как хорошее платье. Наташа – женщина, которая приходит в дом к трем сестрам и переворачивает все с ног на голову: устанавливает свои правила, свои порядки и рушит весь этот сложившийся мир. Это очень интересно, я надеюсь, что все получится, и у нас будет прекрасная премьера", – сказала артистка.
Удивительная история спектакля "Три сестры"
Приглашенный артист МХАТа Горького Александр Стриженов отметил, что история МХАТа на Тверском бульваре началась именно с постановки "Трех сестер".
"Это удивительно символично. Здание МХАТ на Тверском бульваре открывалось именно "Тремя сестрами", вот когда оно только было построено. И сейчас возобновленное после ремонта, который, я надеюсь, закончится в срок, здание Художественного театра будет открываться этими же "Тремя сестрами" в постановке Немировича-Данченко. У меня и мама, и папа играли в той редакции, после очередного возобновления", – вспоминает Стриженов.
Спектакли "На дне" и "Женщины Есенина"
Как рассказала Полищук, также зрителей ждет спектакль "На дне" по Максиму Горькому. Для МХАТа это очень значимое событие, ведь с той постановки и началось "триумфальное шествие" театра.
"Именно МХАТу, единственному театру, разрешили эту постановку, потому что она на тот момент была радикальной, автор был радикальный. В этот юбилейный сезон Катя Стриженова играет в "Женщинах Есенина", она стала очень дорогим нам человеком. Мы ее про себя зовем "душа нашего спектакля". А Саша Стриженов, наверное, я могу сказать, что вырос во МХАТе", – говорит главный режиссер театра.
Александр Стриженов признался, что МХАТ и правда стал для него родным домом. Артист, не раздумывая, принял приглашение сыграть в спектакле Полищук после того, как впервые посмотрел "Женщин Есенина".
"Режиссура Галины Александровны произвела впечатление, красивая женщина с таким талантом и харизмой – два раза приглашать не пришлось. Другое дело, что я немножко из этого ритма театрального выпал в последнее время. У Галины Полищук отдельная система, она собирает по кусочкам, сейчас собрала первый акт и дальше каждый день прогоны. Но мы справимся! Люди ответственные, дом родной подводить нельзя", – сказал приглашенный артист МХАТа.
Артист МХАТа Горького Андрей Вешкурцев рассказал, что роль Сергея Есенина, принесшая ему неожиданную популярность, была настоящим вызовом.
"Я репетировал и ломался, плакал и кричал, но все не зря, потому что, как мы видим, спектакль живет, он собирает зрителей. А самое главное, с этого спектакля начала собираться команда, которая перешла в спектакль "Нежданно-негаданно", а теперь и в "На дне". Когда начал репетировать, то никого (из других актеров в роли Есенина) не смотрел принципиально. Только когда встал на ноги, месяца за два-три до премьеры, я просто решил посмотреть и еще раз убедился, что так я не хочу. Потому что я точно знал, что мог поддаться влиянию другой игры, стал бы копировать", – пояснил актер.
Об отношении к хайпу
Бытует мнение, что некоторые режиссеры стараются привлечь аудиторию с помощью хайпа. Генеральный директор МХАТа Горького Владимир Кехман рассказал, что в театре, безусловно, есть провокация, но только если это талантливо сделано и уместно.
"Слово "хайп" для меня является ругательным. В моем понимании, безусловно, в театре существует провокация. Театр должен быть современным, актуальным – это очень важно. Что касается хайпа, мы прошли эту историю с Бузовой, которая была у нас на сцене. Это к продаже билетов не имеет вообще никакого отношения. У меня тигр выходит в Михайловском театре на сцену. Когда это уместно, мы готовы к любым экспериментам, но это должно быть талантливо сделано", – считает Кехман.
Как меняется аудитория МХАТа
По словам Кехмана, с появлением новых спектаклей аудитория МХАТа сильно изменилась. К тому же все больше зрителей приходят в театр по Пушкинской карте.
"Аудитория сильно изменилась, во-первых, благодаря нашим звездам. Это говорю не я, это говорят даже все артисты и все, кто давно работает в театре. Мы стремимся, во всяком случае, чтобы наши "пушкинисты" приходили, только настоящие, а не те, которых мы выгнали. (...) Мы оставили классический репертуар, и осталась та традиционная публика, которая ходила к нам. И, безусловно, мы хотим, чтобы это был, в первую очередь, семейный поход – у нас нет никаких ограничений для детей. Мы стараемся, чтобы дети с родителями приходили к нам хотя бы раз в месяц. Ну и, конечно, привлекаем новую публику", – отметил генеральный директор МХАТа.
Кехман заметил, что театр, в первую очередь, должен быть общедоступным, поэтому в МХАТе не поднимают цены на билеты. К тому же руководство театра отказалось от касс – билеты можно приобрести на официальном сайте или в приложении.