Аль-Акса: почему мечеть в Иерусалиме важна для мусульман и израильтян
Что известно об арабо-израильских столкновениях на Храмовой горе
Мечеть Аль-Акса, чье название переводится с арабского как "самая дальняя" или "высшая", находится на Храмовой горе в Иерусалиме – в городе, который сам по себе является святым не только для представителей исламской религии, но и для христиан, и для иудеев. В исламском мире мечеть Аль-Акса считают третьей по важности святыней после Масджид аль-Харам, расположенной в Мекке, и мечети Пророка Мухаммада в Медине.
За свою историю она была неоднократно перестроена и даже использовалась крестоносцами в качестве главного штаба рыцарского ордена, а сегодня вместе с районом Харам-аш-Шариф охраняется ЮНЕСКО.
Об истории легендарной достопримечательности города трех религий и значении мечети Аль-Акса для мусульман – в материале РЕН ТВ.
История создания мечети Аль-Акса
Аль-Акса – "Отдаленная мечеть" – одна из древнейших в мусульманском мире. До Мекки именно она выступала точкой ориентира при совершении намаза, что служит подтверждением ее исключительного значения для исламской веры.
Святыня построена в месте, на котором в 619 году новой эры произошло чудо: именно сюда из мечети Аль-Харам в Мекке чудесным образом был перенесен пророк Мухаммед, который вознесся к Богу и получил от него правила намаза. Вознесение пророка носит в исламской традиции название "Мирадж" и является одним из самых значимых событий. Именно поэтому Аль-Акса является местом, священным для всех мусульман.
Мечеть имеет многовековую историю. Храм Аль-Акса был возведен в Иерусалиме, на Храмовой горе в 636 году по поручению халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Благодаря этому мечеть Аль-Акса имеет еще одно название – мечеть Умара. В 746 году она была разрушена землетрясением, но через 10 лет вновь отстроена.
Следующее масштабное землетрясение произошло спустя почти три столетия и снова уничтожило Аль-Аксу. В 1035 году святыня вновь была восстановлена, но уже в другом виде, который можно наблюдать и сегодня.
Приход крестоносцев в Иерусалим стал началом нового этапа истории мечети Аль-Акса. Часть его превратили в христианскую церковь, также здесь размещалась штаб-квартира рыцарей-тамплиеров. Подвалы использовались в качестве конюшен для лошадей. Позднее, после отвоевания Иерусалима, Саладин вернул мечети ее славу и статус святыни.
Владычество турок в XVI веке не ознаменовалось масштабной реконструкцией, однако османы сделали немало для расширения и облагораживания святыни. Так, был построен фонтан Касим-паши, отреставрирован бассейн и возведены три отдельно стоящих купола, наиболее примечательным из которых является Купол Пророка.
Восстановительные работы были произведены лишь в 1816 году пашой Сулейманом аль-Адилом – мечеть Аль-Акса к тому времени находилась в полуразрушенном состоянии.
Таким образом, все время своего существования здание многократно перестраивалось, что повлияло на его внешний вид. Тем не менее сегодня мечеть Аль-Акса – это сооружение, максимально приближенное к постройке XI века.
Особенности мечети Аль-Акса
Мечеть Аль-Акса объединена в один архитектурный комплекс с Куббат ас-Сахра, поэтому гиды часто ошибаются, указывая на его купола и говоря, что именно этот храм является третьей святыней ислама. Но нельзя путать мечеть Аль-Акса и величественное здание, украшенное золотыми куполами, чье название Куббат ас-Сахра в переводе означает "Купол Скалы" – это два разных здания.
Мечеть Аль-Акса имеет меньшие габариты, более скромный внешний вид и всего один минарет. Ее купол покрывают специальные свинцовые листы серого цвета, а внутри могут поместиться не более пяти тысяч молящихся. Однако скромные размеры мечети Аль-Акса несоизмеримы с тем важным значением, которое она занимает в исламском мире.
Внутреннее убранство мечети Аль-Акса
На сегодняшний день в отреставрированной святыне много разнообразных колонн из камня и каррарского мрамора, соединенных арочными проемами. Они соединяют семь просторных галерей под одним куполом, куда можно зайти с семи разных сторон. Три галереи находятся в западном крыле, три – в восточном и одна – центральная.
Изнутри 17-метровый купол и верхняя часть стен облицованы искусно выполненной мозаикой, а нижняя декорирована белым мрамором. Это придает залам величественность и необыкновенную красоту. Кроме этого, подавляющее большинство всей утвари выполнено из золота, что также выглядит весьма впечатляюще.
Молитвенный зал мечети Аль-Акса богато украшен замысловатой резьбой, разноцветной плиткой и выразительной исламской каллиграфией.
Почему мечеть Аль-Акса важна для мусульман
Мечеть Аль-Акса неразрывно связана с историей Иерусалима, а также тесно переплелась с историей пророка Мухаммеда и его сподвижников. Она неоднократно упоминается в Коране –священной книге мусульман.
Многие стихи Корана и хадисы относятся к различным аспектам и особенностям мечети Аль-Акса. В священной книге ислама только две мечети называются по имени: Масджид Аль-Харам в Мекке и Масджид Аль-Акса в Иерусалиме. Первая расположена в окрестностях священной Каабы, где мусульмане со всего мира собираются, молятся и совершают таваф (ритуальный обход вокруг Каабы во время хаджа).
Мечеть Аль-Акса в Коране упоминается и как центр Байт аль-Макдис, что означает "Святая земля" и "земля барака", то есть земля спасения и мира. Мечеть и ее окрестности в священной книге описываются как благословенные. Согласно исламскому мировоззрению, термин "благословенная земля" означает территорию, на которой Бог даровал физические и духовные блага, от которых может извлечь выгоду все сущее.
Тот факт, что Аль-Акса – единственное известное место на Земле, где все пророки Аллаха совершали совместную молитву во главе с пророком Мухаммедом, придает этой мечети дополнительное значение, уточняют богословы.
Историческая и религиозная значимость мечети Аль-Акса усиливается тем фактом, что на протяжении многих лет эта мечеть была для мусульман особым ориентиром, который называется киблой. В какой бы точке земного шара ни находился верующий, каждый должен совершать ежедневные молитвенные ритуалы и намазы в сторону точно установленного направления – киблы. Сейчас этой святыней является Кааба в Мекке, благодаря своим размерам и габаритам.
Статус Храмовой горы
Храмовая гора является священным местом как для мусульман – из-за расположения на ней мечети Аль-Акса, так и для иудеев. Гора и прилегающая к ней Стена Плача – главные святыни иудаизма.
Статус Храмовой горы находится среди самых острых проблем палестино-израильских отношений, как и проблема Иерусалима. Во времена британского мандата на Палестину (1922-1948 гг.) контроль над исламскими святынями на Храмовой горе осуществлял специально созданный орган – Исламский религиозный комитет.
После первой Арабо-израильской войны 1948-1949 годов Восточный Иерусалим и весь Старый город перешли под контроль Иордании. В 1967 году Израиль захватил эти земли, но при этом на самой Храмовой горе была восстановлена деятельность Исламского религиозного комитета под эгидой Иорданского королевства.
В 1994 году, после заключения израильско-иорданского мирного договора, Иордания получила особый статус – защитника исламских святынь в Иерусалиме (он был подтвержден в 2013 году), а после учреждения Палестинской национальной администрации (ПНА) в том же году, в соответствии с палестино-израильскими соглашениями 1993-1994 годов, право контроля над исламскими святынями на Храмовой горе получили палестинцы, однако ответственность за безопасность на Храмовой горе и прилегающих к ней участках несут израильские силы.
Согласно статус-кво, совершать молитвы там могут только последователи ислама, а немусульмане могут ее свободно посещать.
Какие арабо-израильские столкновения происходят на Храмовой горе
Столкновения между арабами и израильтянами на Храмовой горе происходят регулярно и иногда приводят к гибели людей. Одно из самых крупных случилось в сентябре 1996 года. Его спровоцировало открытие израильтянами (после реставрации) древнего туннеля под Храмовой горой. Палестинцы восприняли это событие как покушение на целостность мусульманских святынь. В результате погибли 15 израильтян и 52 палестинца.
Спустя четыре года, после того как Храмовую гору посетил Ариэль Шарон, началось палестинское восстание ("интифада Аль-Акса"). С 2000 по 2005 годы, по разным оценкам, погибли более одной тысячи израильтян и более четырех тысяч палестинцев.
В феврале 2007 года протесты мусульман вызвало начало работ по возведению нового пешеходного моста вблизи Храмовой горы. Исламские активисты опасались, что при работах могли быть нанесены повреждения мечети Аль-Акса. Тогда пострадали более 30 человек с обеих сторон, более 100 человек были задержаны полицией.
В течение 2015-2016 годов из-за ограничения доступа палестинцев на Храмовую гору (туда в канун еврейского нового года шли паломники-иудеи) началась "интифада ножей" – так СМИ назвали нападение арабских террористов-одиночек на израильтян с применением холодного оружия.
В июле 2017 года три вооруженных палестинца убили двух израильских военнослужащих на Храмовой горе. После этого власти еврейского государства ввели дополнительные меры безопасности в районе мечети Аль-Акса, в том числе установили металлодетекторы у входа в комплекс. За этим последовали массовые столкновения между палестинцами и израильскими полицейскими. Тогда погибли три человека и около 450 получили ранения.
Столкновения на религиозной почве – самая частая причина стычек на Храмовой горе. В 2009 году всплеск насилия произошел из-за того, что группа еврейских паломников попыталась совершить молебен на Храмовой горе в преддверии праздника Суккот. В результате начались арабские волнения в Старом городе и Восточном Иерусалиме. Во время двухнедельных беспорядков и стычек с полицией пострадали несколько десятков человек, более 80 были арестованы.
В апреле 2023 года произошел очередной конфликт. Он случился в мечети Аль-Акса после призывов еврейских ультраправых активистов провести в начале праздника Песах на Храмовой горе, где расположена Аль-Акса, ритуальное жертвоприношение. Узнав об этом, палестинцы забаррикадировались в мечети и отказались ее покидать. Согласно израильско-палестинским договоренностям, на ночь верующие в мечети оставаться не должны.
Израильская полиция утверждала, что пыталась убедить людей мирно покинуть мечеть, но после отказа была вынуждена удалить собравшихся силой при помощи слезоточивого газа и светошумовых гранат, а они, в свою очередь, оказывали сопротивление, бросая камни и петарды. Иудейские религиозные радикалы были также остановлены полицией по пути на Храмовую гору.
Всего полиция задержала около 350 палестинцев. По утверждениям палестинской стороны, пострадали 14 человек. Израильские правоохранители в свою очередь опубликовали в социальной сети X (ранее известной как Twitter) заявление, в котором обещали "не позволить превратить мечеть в склад оружия и укрепленное место для враждебных действий".