Version: 0.1.0

Выбритые лбы и пышные тела: как менялись идеалы красоты в разные эпохи

Историк Джанега объяснила, почему белая кожа считалась признаком женской плодовитости

Жюри конкурсов красоты скоро останутся без работы – настало время искусственного интеллекта. Его научили оценивать привлекательность человеческих лиц и даже выставлять оценки. Любопытно, что это разработка исламского университета Азад в Тегеране. Для обучения нейросети использовали базу данных, собранную исследовательской лабораторией в Лондоне, где каждое лицо буквально разложено на 189 координат. Таких, как, например, носогубный угол, расстояние между глазами или выпуклость лба.

Подобная оцифровка красоты уже привела к появлению виртуальных моделей – девушек с идеальной внешностью и фигурой. Вот одна из свежих – Мила София. По легенде пиарщиков, ей 24 года и она из Финляндии. У нее уже сотни тысяч подписчиков в соцсетях и несколько рекламных контрактов. А вот лет 200 назад такую даму вряд ли бы признали идеалом. Тогда были совершенно другие стандарты. О самых красивых женщинах прошлого рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

Как выглядит самая красивая женщина по мнению ИИ

Зеленые глаза, смуглая кожа с веснушками, пухлые губы, острый подбородок, длинные каштановые волосы – так, по мнению нейросети, выглядит самая красивая женщина в мире. Нарисованная красотка, кстати, очень похожа на реальную девушку – 29-летнюю топ-модель Барбару Палвин.

Стандарты красоты меняются постоянно. В моде то естественность, то, наоборот, гипертрофированные формы, как у дамы по имени Наташа Краун. Она то и дело ложится под нож хирурга. 

Наташа мечтает попасть в Книгу рекордов Гиннеса как женщина с самыми большими ягодицами в мире. В Средние века такую девушку вряд ли бы признали эталоном красоты. Тогда в моде были совершенно другие типажи. 

Эталоны красоты Средних веков и эпохи Возрождения

В правой части Меленского диптиха – полотна французского живописца Жана Фуке, написанного в 1450 году – изображена Мадонна с младенцем. По одной из версий, в образе девы Марии запечатлена возлюбленная короля Карла VII – Агнесса Сорель. Ее внешность в то время считалась идеальной. 

Другой классический типаж средних веков – Кристина Пизанская, поэтесса, философ и светская львица. 

А теперь для контраста: красотки фламандского художника Питера Пауля Рубенса. Пышнотелые дамы на его полотнах вполне соответствуют идеалам красоты эпохи Возрождения. Правда, уже через пару столетий понятия о женской привлекательности поменяются вновь. 

"В жизни не видел ничего противнее, чем Рубенс и его вечные жены", – это цитата лорда Байрона. Весьма забавно. Что ж, когда Байрон жалуется на рубенсовских вечных жен, он имеет в виду этих корпулентных женщин. Но почему бы и нет? Что плохого в некоторых выпуклостях и небольшом количестве целлюлита? Да целлюлит у всех есть, даже у меня", – заявляет искусствовед Вальдемар Янущак.

Признак аристократичности и женской плодовитости

Одной из законодательниц мод в средневековой Европе была королева Франции Изабелла Баварская. С ее подачи дамы высшего света начали выбривать себе брови и волосы на лбу, чтобы удлинить овал лица. Такие типажи можно увидеть на многих средневековых картинах.

"Кроме того, если вы обратите внимание на портреты той эпохи, то вы увидите, что почти у всех аристократок белая, как бумага, кожа. Это один из ключевых канонов красоты Средних веков", – историк-медиевист Элеонора Джанега. 

Дело в том, что в те времена в Европе часто свирепствовали чума и проказа, поэтому белая чистая кожа считалась одним из основных признаков здоровья. И значит, как считали средневековые аристократы, белокожая женщина может дать полноценное потомство.

А фертильность, как и мода, во все времена определяла привлекательность дамы в глазах мужчин. По этой же причине эталоном стали и рубенсовские женщины. 

"Если мы обратимся к искусству времен палеолита, то поймем, что рубенсовские женщины – это возвращение к истокам. Вот Венера Виллендорфская, ей почти 30 тысяч лет. Древний талисман, символ человеческого плодородия. Скульптура, олицетворяющая жизнь, деторождение, с выдающимися формами", – рассказывает Янущак.

Cимвол женской красоты XIX века

На рубеже XVIII-XIX веков эталоны женской красоты поменялись вновь. Пышнотелые красавицы перестали волновать мужские сердца, в моду вошли античные стандарты – как во внешности, так и в нарядах. 

Ярким символом той эпохи стала французская аристократка Тереза Тальен. Она носила настолько откровенные платья, что однажды дипломат Шарль Морис де Талейран воскликнул: "Ну нельзя быть более роскошно раздетой!".

"Во Франции был кружок таких ультрамодниц, возглавляемых мадам Тальен, которые всегда носили все самое ультрамодное. То есть платье, открывающее грудь; мокрое платье; платье, усыпанное розовыми лепестками; платье, разрезанное от пола почти до подмышки", – отмечает историк и писательница Екатерина Мишаненкова. 

Лидер французской революции Максимилиан Робеспьер недолюбливал Терезу. Он считал, что она пагубно влияет на своего возлюбленного, который впоследствии станет ее мужем, – политика Жана Ламбера Тальена. 

Робеспьер упрекал Терезу и Жана Ламбера в излишней снисходительности к врагам революции. В эпоху террора это было серьезным обвинением. Девушку бросили в тюрьму, и это стало главной ошибкой Робеспьера. 

"Дело, конечно, было не только в ней. Робеспьер уже подкапывался под Тальена, и тому самому грозила опасность. Но то, что Терезу вот-вот должны были казнить, конечно, его подтолкнуло. И произошел переворот: Робеспьер слетел и сам оказался на гильотине, а Тереза вышла замуж за Тальена", – объясняет историк. 

Представительница "Прекрасной эпохи" 

Не менее популярной в европейском бомонде была танцовщица Клео де Мерод. Она стала одним из ярких символов "Прекрасной эпохи" – исторического периода, который длился с конца XIX века и до начала Первой мировой войны. В 1896 году французский журнал "Иллюстрасьон" опубликовал рейтинг 130 красавиц современности, и Клео заняла первое место. 

"И, несмотря на то, что ее внешность не совсем вписывалась в идеалы красоты того времени, потому что она была маленького роста, хрупкая, но Клеопатра де Мерод сделала свою карьеру прежде всего как фотомодель", – говорит Мишаненкова. 

Клео де Мерод жила в Париже в одной квартире с матерью, которая занималась карьерой дочери. А карьера де Мерод была головокружительной: Клео блистала на лучших сценах Западной Европы, России и США, а ее фотографии, в том числе на почтовых марках, тиражировались по всему миру. 

Однажды на выступлении Клео побывал бельгийский король Леопольд II. Пожилой монарх влюбился в юную танцовщицу как мальчишка, за что острые на язык журналисты прозвали Леопольда "Клеопольдом". Правда, благосклонности красавицы король так и не добился. 

"Клеопатра де Мерод оставила его с носом, но зато есть легенда, что, чтобы понравиться ей, он профинансировал строительство метро в Париже", – отмечает эксперт. 

Клео де Мерод закончила карьеру танцовщицы, когда ей было почти 50 лет, после чего открыла свою танцевальную школу. В 1950 году Клео выиграла иск против писательницы Симоны де Бовуар, которая назвала ее "кокоткой". 

Симона позволила себе столь смелое высказывание, поскольку была уверена, что де Мерод уже нет в живых. Клеопатра умерла в 1966 году, в возрасте 91 года. По злой иронии судьбы красавица, которой восхищался весь мир, ни разу не была замужем и не имела детей. 

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое смотрите в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.