"Ручей крови, я упал": истории о самых страшных травмах хоккеистов
Пострадавший на матче хоккеист Клинт Маларчук чуть не умер на глазах матери и был вынужден уйти из спорта
28 октября 2023 года из британского Ноттингема пришло печальное известие: прямо во время матча умер игрок местного хоккейного клуба Адам Джонсон. Трагическая смерть спортсмена произошла в результате полученной им тяжелейшей травмы — конек соперника перерезал ему горло. Врачи пытались спасти 29-летнего хоккеиста, но Джонсон скончался в больнице.
Хоккей — один из самых травмоопасных видов спорта, и игровые моменты на ледовой площадке часто приводят к тяжелым увечьям, а иногда (как в случае с Адамом Джонсоном ) они даже несовместимы с жизнью.
О самых страшных травмах в истории хоккея — в материале РЕН ТВ.
Клинт Маларчук
Один из самых известных и жутких инцидентов произошел с канадским вратарем Клинтом Маларчуком. 22 марта 1989 года во время матча его команды "Баффало Сейбрз" с соперниками из "Сент-Луис Блюз" у его ворот столкнулись полевые игроки — Стив Таттл и Уве Крупп. В этом противоборстве Таттл лезвием конька угодил Маларчуку прямиком в яремную вену. Из горла вратаря мгновенно хлынул фонтан крови.
"Это было похоже на удар по маске. Боли не было, но я снял шлем. А потом я увидел кровь. Все вокруг стало красным. С каждым ударом моего сердца ручей из крови становился все больше. Это артерия. Я схватился за шею, пытаясь остановить кровь, но она хлынула меж моих пальцев. Она просто продолжала идти. Я упал вперед, и струя превратилась в фонтан", — вспоминал потом Маларчук в своей книге.
Кровь из 15-сантиметрового пореза за считанные секунды залила все пространство вокруг голкипера. Зрелище было таким ужасающим, что несколько болельщиков в первых рядах потеряли сознание, а кому-то стало плохо с сердцем.
"Я знал, что человек с перерезанным горлом может прожить не больше трех минут. И я хотел просто поскорее уйти под трибуну, потому что знал, что моя мать смотрела этот матч по телевизору. Она не должна была видеть, как умирает ее сын", — признавался Клинт.
Жизнь голкиперу спас врач его команды — хладнокровный ветеран Вьетнамской войны Джим Пиццутелли. Он первым подбежал к травмированному вратарю и пережал поврежденную вену. Уже в раздевалке к Пиццутелли присоединились другие медики. Пока ехала скорая, они пытались остановить кровь, хлеставшую из раны Маларчука.
"Врачи взяли полотенце и всем весом прижимали его к моему горлу. Иногда они ослабляли хватку, чтобы я мог вздохнуть, но кровь тут же начинала течь ручьем, поэтому все повторялось снова и снова", — вспоминал голкипер.
Операция по спасению Клинта длилась около полутора часов. На его шею было наложено 300 швов: если бы конек Таттла прошел на 3 миллиметра выше, то смерть канадского вратаря была бы неизбежной. Эта страшная травма наложила отпечаток на дальнейшую жизнь спортсмена. Из-за постоянных панических атак он так и не сумел раскрыть свой потенциал и был вынужден уйти из спорта.
Рихард Зедник
После трагического инцидента с Клинтом Маларчуком НХЛ обязала всех вратарей носить защиту на шее. Полевым игрокам это только рекомендовалось. У Рихарда Зедника такой защиты не было. 10 февраля 2008 года словацкий нападающий "Флорида Пантерз" чуть не погиб после того, как его партнер по команде Олли Йокинен в падении перерезал ему сонную артерию.
В том матче "Буффало" вел 4:3, и капитан "Флориды" Олли Йокинен пошел в атаку. Против него у бортика применили силовой прием. Йокинен не удержался на льду и коньком попал в горло проезжавшему мимо Зеднику.
Словак схватился за шею, из которой моментально хлынула кровь. Пытаясь остановить кровотечение, Рихард плотно зажал порез крагой. Каким-то чудом ему удалось доехать до скамейки запасных самостоятельно. На пути к раздевалке хоккеист начал терять сознание.
"Это самое страшное, что может произойти на площадке. Слава богу, он поехал к скамейке. Мы сохранили драгоценное время. Врачи сумели пережать артерию Рихарду, чтобы он не потерял много крови", — вспоминал главный тренер "Флориды" Жак Мартен.
Матч приостановили на пятнадцать минут, пока кровь не убрали со льда.
Йокинен, который случайно нанес травму Зеднику, был шокирован случившимся больше других.
"Мы с трудом смогли закончить матч. Я смотрел повтор эпизода, как мой конек скользнул по его горлу. Никогда не видел ничего подобного, это было ужасно", — говорил капитан команды.
Спасти форварда удалось чудом — он потерял около двух литров крови. В больнице хоккеист пробыл пять дней, а после реабилитации приступил к тренировкам. Зедник отыграл во "Флориде" еще сезон, а затем продолжил карьеру в России и Словакии.
Денис Соколов
Еще один случай пореза сонной артерии произошел уже в КХЛ. Защитник "Автомобилиста" Денис Соколов едва не умер после того, как нападающий "Трактора" Ян Булис нанес ему эту травму.
Сезон-2012/2013 начался для "Автомобилиста" удачно — с победы над магнитогорским "Металлургом". А вот второй матч регулярного чемпионата не задался — они уступили "Трактору" со счетом 0:3, а игра была омрачена чудовищной травмой защитника "Автомобилиста" Дениса Соколова.
Это произошло в начале третьего периода — после рядового столкновения Соколов упал на лед за воротами своей команды, а форвард "Трактора" Ян Булис попытался его перепрыгнуть. Но что-то пошло не так: чех не рассчитал прыжок и полоснул Дениса коньком по шее. Из раны мгновенно хлынула кровь. Но Соколов смог самостоятельно подняться и покинуть лед. В раздевалке врач "Автомобилиста" Александр Кротов пережал сонную артерию хоккеиста, по ответвлению которой и резанул конек Булиса.
"Денису повезло, что удар пришелся не по самой сонной артерии, а по ее ответвлению. Но травма все равно серьезная. Надо было срочно останавливать артериальное кровотечение, потому что четыреста с лишним миллилитров Денис потерял минут за пять. Хорошо, что лезвие не попало несколькими сантиметрами ниже", — говорил Кротов в интервью журналистам.
В раздевалке Соколову также поставили капельницу, а уже потом передали хоккеиста врачам скорой помощи, которые отвезли его в больницу. Там ему наложили швы под местным наркозом, а спустя час он уже вместе с родными уехал домой.
Ронни Келлер
Защитник швейцарского клуба "Ольтен" Ронни Келлер на всю жизнь остался парализованным после тяжелой травмы, полученной 5 марта 2013 года во время матча полуфинала плей-офф чемпионата Швейцарии против "Лангенталя". Хоккеист пострадал от силового приема со стороны Стефана Шнидера и неудачно врезался головой в борт.
Келлер не смог сдвинуться с места, его немедленно положили на носилки и унесли со льда. Он был срочно доставлен в реанимацию, где ему был поставлен диагноз: повреждение второго и пятого грудных позвонков.
Шнидер впоследствии вынужден был обратиться за помощью к психологу.
"Я очень сожалею и постоянно думаю о Ронни, — признавался он. — Я просто хотел его опередить в борьбе за шайбу. Этот момент я никогда не забуду".
Берье Сальминг
У шведа Берье Сальминга в НХЛ сложилась одна из самых удачных карьер, но и без серьезных травм не обошлось. Весной 1978 года он едва не лишился правого глаза из-за случайного удара клюшкой, который ему нанес соперник. Спустя несколько лет с этим же глазом будет связан куда более страшный эпизод.
В сезоне 1986/87 защитнику "Торонто Мэйпл Лифс" после случайного столкновения клюшкой сломали кость, на этот раз под левым глазом: после этого Берье некоторое время играл в защитной маске. Но перед матчем с "Детройт Ред Уингз" 26 ноября 1986 года Сальминг ее снял, поскольку жаловался, что она мешает в игре. В третьем периоде окажется, что этот шаг мог стоить хоккеисту жизни.
В тот момент Сальминг оказался на льду и не видел, как его партнер по команде толкнул нападающего "Детройта" Жерара Галлана прямо в его сторону: противник машинально начал искать опору и наступил коньком на лежащего на льду Берье.
На лице Сальминга образовалась жуткая рваная рана длиной 14 сантиметров — она начиналась над правым глазом и, чудом его не задев, заканчивалась около рта.
На помощь Сальмингу бросился опытный врач "Детройта" Джон Финли. Он оказал хоккеисту первую помощь и вместе с ним поехал в больницу, где сам и провел операцию. Она продолжалась три с половиной часа. Сальмингу наложили около 300 швов. Но травма не остановила шведа: уже через три дня после операции лидер канадской команды был на льду.
Брайан Берард
Еще одна жуткая травма глаза произошла во время матча "Оттава" — "Торонто" 11 марта 2000 года. Нападающий "Оттавы" словак Мариан Госса хотел сделать мощный бросок в сторону ворот соперника, но слишком высоко задрал клюшку и краем крюка угодил точно в глаз Берарду. Защитник мгновенно рухнул на лед.
"Было ужасно больно. Мне казалось, что глаз взорвался", — вспоминал хоккеист.
Клюшка буквально рассекла глаз Брайана, разорвав сетчатку глаза, из которого на лед вылилась большая часть стекловидного тела, заполняющего пространство между сетчаткой и хрусталиком. Одноклубник Берарда вспоминал, что его глаз был похож на разрезанное яйцо всмятку.
Операция продолжалась три с половиной часа, но врачи не были уверены в результате — они считали чудом сценарий, при котором глаз будет хотя бы что-то видеть.
Всего Берард перенес семь операций. Он пытался вернуться в хоккей, и в какой-то момент ему это удалось. На лед спортсмен выходил в специальных линзах, без которых он просто не мог играть. Берард играл в НХЛ до 2008 года. Его последние сезоны в лиге были омрачены травмами спины и скандалами, которые не дали ему раскрыть весь свой потенциал.
Стив Мур
Удар исподтишка нападающего "Ванкувер Кэнакс" Тодда Бертуцци остается одним из самых позорных моментов в истории НХЛ. Инцидент произошел в марте 2004 года, после неудачной попытки Бертуцци спровоцировать драку с форвардом "Колорадо Эвеланш" Стивом Муром.
Чуть ранее, в другой игре, между этими командами Мур нанес тяжелую травму лидеру "Ванкувера" Маркусу Нэслунду, из-за чего тот пропустил несколько матчей. В подобных случаях в НХЛ принято мстить обидчику, вызывая его в следующей встрече команд на драку. Ванкуверцы пытались подраться с Муром, однако тот от боя уклонялся. Тогда с ним решил разобраться один из лучших форвардов силового плана Тодд Бертуцци.
В середине третьего периода Бертуцци подъехал к хоккеисту "Колорадо" сзади, ударил его по голове, сбил с ног и прыгнул сверху на уже упавшего на лед противника. Стив Мур пролежал без движения около десяти минут.
В больнице обнаружилось, что, кроме многочисленных рваных ран лица, у Мура сломаны три шейных позвонка и зафиксировано сильное сотрясение мозга.
В результате этого инцидента 25-летний Мур был вынужден завершить карьеру, а Бертуцци вернулся на лед после того, как принес извинения Стиву и его семье, а НХЛ восстановила его в правах.
Трент Макклири
27-летний Трент Макклири получил одну из самых страшных травм в истории хоккея на матче его команды 29 января 2000 года.
По невероятному стечению обстоятельств, шайба отскочила от клюшки габаритного защитника "Филадельфии" Криса Террьена, попала в гортань Макклири и сломала ее, вызвав коллапс легкого.
Действия медиков, работавших на матче, позволили частично восстановить дыхание и оперативно доставить Трента в больницу. На операционном столе спортсмену провели экстренную трахеостомию. Чтобы не терять драгоценное время, с Макклири даже не сняли форму — во время операции он оставался в своей хоккейной амуниции, включая коньки.
В течение нескольких недель после операции Трент не мог говорить и общался со всеми с помощью блокнота и ручки. Он пытался вернуться в хоккей, но одышка, которая стала следствием той жуткой травмы, не позволяла ему тренироваться в полную силу. 20 сентября 2000 года он объявил об уходе из спорта, назвав этот день самым трудным в своей карьере.