"Хорошая мина при плохой игре": поможет ли резолюция СБ ООН по Газе
Политолог Светов считает, что у резолюции СБ ООН по Газе мало шансов повлиять на конфликт
Совет безопасности ООН принял резолюцию Мальты по сектору Газы с акцентом на проблему защиты детей. За документ проголосовали 12 стран. Россия, США и Великобритания воздержались.
Что содержится в тексте мальтийской резолюции и может ли этот документ повлиять на разрешение конфликта на Ближнем Востоке, рассказываем в материале РЕН ТВ.
О чем говорится в резолюции Мальты
15 ноября стало известно, что Совет безопасности ООН принял резолюцию, предложенную Мальтой. Документ сфокусирован на проблеме защиты мирных граждан, особенно детей, в секторе Газа.
Согласно резолюции, СБ ООН "требует от всех сторон соблюдения обязательств в рамках международного права, в том числе международного гуманитарного права, в частности, в вопросе защиты мирных граждан, особенно детей"; призывает к объявлению гуманитарных пауз и коридоров в секторе Газа. Отмечается, что это необходимо для создания безопасного доступа для ООН, Международного комитета Красного Креста (МККК) и других гуманитарных организаций.
В документе содержится призыв немедленно освободить всех заложников, в том числе детей, удерживаемых ХАМАС и другими группировками.
Совет безопасности призывает стороны не лишать мирное население сектора Газа доступа к гуманитарной помощи. В то же время СБ ООН отвергает насильственное перемещение гражданского населения, в том числе детей.
Стоит отметить, что в резолюции не содержится осуждение действий ХАМАС, чего добивались США. В тексте также нет призыва к прекращению огня, за что неоднократно выступала Россия.
СБ ООН не принял поправку России
Вместе с тем Совбез ООН не принял поправку России к мальтийской резолюции. РФ предложила добавить требование немедленного и гуманитарного перемирия на территории сектора Газа, результатом которого станет прекращение огня в анклаве.
Против этой поправки проголосовали только Соединенные Штаты. Россия, Китай, Бразилия, Мозамбик, Объединенные Арабские Эмираты выступили "за". Девять стран воздержались.
Комментируя такое решение, постоянный представитель РФ при Совбезе ООН Василий Небензя отметил, что США с самого начала обострения палестино-израильского конфликта постоянно срывали любые попытки создать сбалансированный документ с мерами по деэскалации обстановки.
По словам постпреда, американские коллеги по Совбезу, по сути, оправдывали коллективное уничтожение палестинцев, в том числе гражданских лиц, прикрываясь лозунгами о борьбе с терроризмом и правом Израиля на самооборону.
Небензя заявил, что Россия опасается, что принятые СБ ООН положения резолюции не будут выполняться сторонами конфликта.
"Совет даже не требует от сторон введение гумпауз, а только призывает, что является насмешкой над прерогативами Совета. Коллеги, это просто позор, что совет смог выдавить из себя только такой слабый призыв", – сказал дипломат.
При этом Небензя подчеркнул, что приоритетом остается принятие полноценного документа Совбеза ООН с однозначным призывом к немедленному прекращению огня.
Реакция Израиля на резолюцию Мальты
Постпред Израиля в ООН Гилад Эрдан в свою очередь назвал принятую Советом безопасности ООН резолюцию Мальты оторванной от реальности.
"Резолюция Совета безопасности оторвана от реальности и бессмысленна", – написал Эрдан в соцсети X.
Постпред отметил, что Израиль продолжит действовать "в соответствии с международным правом", независимо от решений СБ ООН.
"Хорошая мина при плохой игре"
Кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Коньков обратил внимание, что мальтийская резолюция – одна из немногих, которую удалось принять в последнее время касательно ближневосточного регулирования. Однако данный документ будет иметь краткосрочный эффект, считает эксперт.
"Конечно, это такая хорошая мина при плохой игре или, скорее, меньшее из всех зол. Самое главное, что она не ставит вопрос о разрешении конфликта, о прекращении огня раз и навсегда, а ставит вопрос исключительно о гуманитарных паузах, которые, конечно, в условиях постоянных боевых действий являются благом. Но в то же время не решают ситуацию, не приносят длительного решения", – рассказал Коньков в беседе с "Известями".
Политолог подчеркнул, что мировое сообщество рассчитывает в первую очередь на волю Совбеза ООН по прекращению огня в целом.
Почему в резолюции нет осуждения ХАМАС
Политолог Юрий Светов отметил, что стороны конфликта вряд ли прислушаются к принятой СБ ООН резолюцией, поскольку проблема защиты детей в условиях военных действий "политизирована до крайности".
"Хотелось бы надеяться, что она имеет шансы на то, что к ней прислушиваются. Но надежды эти не велики, потому как проблема защита детей в ситуации военных действий политизирована до крайности, – рассказал в беседе с РЕН ТВ Светов. – Президент Израиля сказал, что предметом его заботы является безопасность его народа. То есть было практически открыто сказано: "Мы защищаем, отстаиваем безопасность Израиля. Если при этом гибнут другие граждане, то мы посочувствуем, но будем продолжать бомбить все, включая больницы".
Политолог подчеркнул, что принятая резолюция не предполагает никаких санкций в отношении Израиля.
"Сколько лет продолжается этот конфликт на Ближнем Востоке, и на все резолюции, которые пытались принять – не то, что осуждающие, а просто побуждающие Израиль к учету мнений других стран о том, что происходит с палестинцами – американцы всегда накладывали вето. И даже резолюции не принимались, а уж говорить о том, чтобы что-то делалось, вообще не приходится", – обратил внимание эксперт.
В то же время в мальтийской резолюции нет осуждения ХАМАС. Светов считает, что это связано с тем, в настоящее время от военных действий гибнут именно палестинские дети.
"Да, были погибшие граждане Израиля 7 октября, но после этого из-за действия израильтян погибают дети. Видимо, только поэтому", – сказал политолог.
По словам Светова, в США считают, что решение о полном прекращении огня на территории сектора Газа должна стоять за Израилем, поскольку у него есть право на защиту после терактов 7 октября.