Version: 0.1.0

Кризис и повышение налогов: какую цену ЕС заплатил за помощь Украине

К Европе приходит понимание, что слишком большую цену приходится платить за Украину. Экономика ЕС – в кризисе, социальное недовольство нарастает.

Все события минувшего года говорят о том, что современные европейские лидеры не способны принимать адекватные решения.  Например, правительство канцлера ФРГ Олафа Шольца, который уже довел некогда ведущую экономику ЕС до кризиса, а теперь активно лоббирует идею увеличения подоходного налога для немцев. Председатель экономического комитета кабмина ФРГ Моника Шнитцер объясняет: это справедливое решение, деньги пойдут на военную помощь Украине. То есть обворовывать собираются не только Россию, но и свой народ. Корреспондент "Известий" Виталий Чащухин расскажет подробнее.

Европа встречает Рождество забастовками

Атмосфера – хуже некуда. Вдобавок к политическому шторму – сильнейший ураган обрушился на Европу, угрожая сорвать Рождество. Перебои с электричеством, не ходят поезда, самолеты сдувает, как пушинку. А ведь европейцам и без того хватает катаклизмов. На рождественских ярмарках кому-то проще своровать, чем позволить себе стакан глинтвейна.

"Цены просто нереальные", – возмутилась жительница Германии.

Работники самих магазинов тоже хотят есть и требуют повышения зарплаты. 

К четырехдневной забастовке накануне Рождества присоединился и крупнейший шведский мебельный магазин, так что и в Германии, считайте, нет IKEA. 

Разгневанные отсутствием господдержки фермеры могут предложить только... рождественский стол с навозом. Главным символом тракторного бунта в Берлине стал навоз и перечеркнутые светофоры.   

"Это вся наша коалиция – красные социал-демократы, желтые "либералы", ну и зеленые. Они поддерживают другие страны, а своим – ничего ", –  сказали протестующие.

Обещавшие Украине поддержку политики "переобулись"

Когда европейских политиков перестают "лайкать", они начинают "переобуваться". Был украинский флаг – и нет его, печалятся беженцы.

Так что на западном фронте еще какие перемены! Стоит только взглянуть, как еврочиновники говорили в начале года.

"Мы плечом к плечу с Украиной  – до ее победы", – заявлял президент Франции Эммануэль Макрон. 

"Мы будем поддерживать Украину столько, сколько потребуется", – обещала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйнен.

Как говорят европейские чиновники, теперь иначе – им самим конец. 

"Надо готовиться к плохим новостям с Украины", – предупредил генсек НАТО Йенс Столтенберг.

"Мы не являемся союзником Украины", – заметил министр обороны Германии Борис Писториус.

А президент Макрон о поддержке Украины рассуждает только, будучи за тысячу километров от своей страны, на французской авиабазе в Иордании, поднимая тост. Обороняться ведь будет нечем и не на что. Весь год деньги текли рекой исключительно по "украинскому треку".

Запад изменил риторику после провала контрнаступления ВСУ

Купившись на обещания украинцев победить, мировые лидеры натягивали на себя бронежилеты и привозили помощь пакет за пакетом, и обязательно "посещали" бомбоубежища. Этот VIP-туризм прекратился в июле 2023 года, когда стало понятно, что контрнаступление ВСУ провалено.

И что в итоге? Деньги закончились, обещанный миллион снарядов так и не произвели, военные склады опустошены. Рекордный объем поддержки быстро сменился на такое же рекордное количество упреков.

"Невозможно бесконечно обманывать весь мир. На поле боя все складывается против Киева и НАТО. Остается только изменить риторику. Очевидно, что все завершится так, как захочет Россия", – считает директор испанского Института геополитики Хуан Антонио Агилар.

Уже летом Зеленского не сразу пустили на саммит НАТО в Литве, сначала позволив выступить лишь на задворках Вильнюса. 

И точно также оставили на задворках Евросоюза. На заключительном европейском саммите одобрили начать разве что "переговоры о переговорах" относительно "лишь вероятного" и "вряд ли возможного" вступления Украины в Евросоюз.

И то пришлось сломать всю суть европейского единства. Канцлер Шольц лично выпроваживал главного противника евроинтеграции Киева Виктора Орбана "попить кофе". Спустя неделю Будапешт не сдается.

"Вступление Украины в ЕС поставит под угрозу европейских фермеров. Мы защитим свои интересы", – заявил министр сельского хозяйства Венгрии Иштван Наги.

В Европе устали от "побирушки" Зеленского

Пользуясь поблажками, Киев завалил Европу дешевой продукцией и рассорился с ближайшими соседями. Не прекращается приграничная блокада украинских фур в Болгарии, Польше и Словакии. В последней, после прихода к власти евроскептика Роберта Фицо, настаивают на остановке и военной помощи Киеву.

"Уже очевидно, что в Евросоюзе возник целый блок стран, которые предпочитают вражде дружбу с Россией. Количество таких государств лишь увеличится. Все видели, как в начале конфликта лидеры ЕС аплодировали Зеленскому, и как теперь его никуда не зовут", – заметил бывший депутат Европарламента Хавьер Коусо Пермуй. 

Из общей стаи почти выбились и Нидерланды, где у власти теперь ультраправые во главе с Гертом Вильдерсом. Он обычно вообще покидает зал, если там выступает Зеленский.

И это уже не усталость отдельных политиков, а всеобщее разочарование. Зеленского даже свои называют не иначе как "побирушкой", а он злится. Досталось даже экс-министру обороны Британии – тот назвал Украину неблагодарной. 

"Я просто не знаю, как мы еще должны благодарить. Можем с утра просыпаться и благодарить", – заявил в ответ Зеленский.

Но теперь говори-не говори "спасибо" – ни денег, ни вооружений не дождешься. Весь год Германию называли вторым (после США) крупнейшим спонсором Украины. Оставшись по сути в одиночестве, у Берлина тоже нет уже ни сил, ни средств, ни желания. 

К Европе приходит понимание, что слишком большую цену приходится платить за Украину. Экономика ЕС – в кризисе, социальное недовольство нарастает, но на словах по-прежнему горазды нам противостоять. Германия потребовала до конца года закрыть сразу четыре генконсульства России, в том числе одно из старейших – в Лейпциге. Под гимн России, торжественно и с высоко поднятыми головами, вывешивать тут белый флаг никто не собирается.

"Шаг беспрецедентный, и, разумеется, его дружественным назвать нельзя никак. Это не наш выбор", – подчеркнул посол России в Германии Сергей Нечаев.

И, кажется, неслучайно словом года в Германии стала даже не "деиндустриализация" в связи с уходом в другие страны ключевых производств, а всеобъемлющий термин Krisenmodus, то есть режим кризиса. Хотя, глядя на тех, кто до этого довел, правильнее было бы говорить о кризисе режима: им проще списать со счетов и свою разгромленную в боях технику, и самого Зеленского, чем самим оказаться списанными в утиль.

Кризис и повышение налогов: какую цену ЕС заплатил за помощь Украине