Российская орбитальная станция: что известно об уникальном проекте
Российская орбитальная станция поможет создать новую схему управления спутниками
Расширить возможности изучения нашей страны позволит собственная орбитальная станция, об этом в эксклюзивном интервью "Известиям" рассказал ее главный конструктор.
Российский комплекс не только станет заменой МКС, но и поможет разработать новую схему управления спутниками. К тому же станция будет пилотируемой. Все о космических перспективах – в материале РЕН ТВ.
Стация РОС – как форпост для космических исследований
"В российской истории такого эскизного проекта, такого объема, действительно не было. Действительно, порядка полутора тысяч томов", – говорит Владимир Кожевников, генеральный конструктор Российской орбитальной станции.
Глубина проработки под стать масштабу замысла. В эксклюзивном интервью "Известиям" генеральный конструктор Российской орбитальной станции раскрывает подробности важной задачи: Россия может стать лидером космического многополярного мира. Потому что орбита новой станции – РОС, – как раз пройдет над Северным и Южным полюсами, откуда не только вся страна, вся Земля – как на ладони.
"С полярной орбиты видно всю страну. Мы страна северная и, в общем, имея экипаж на борту, имея людей, не иметь возможности видеть всю страну – это несколько неправильно. Станция должна стать полноценным форпостом для исследований", – считает Владимир Кожевников.
Как будет устроена работа новой станции РОС
Для сравнения: сейчас МКС, вращаясь вокруг Земли с наклонением в 51 градус, видит всего 12 процентов территории России. Новая РОС при наклонении орбиты в 97 процентов откроет совсем другую картину. Арктика с ее гигантским потенциалом, Северный морской путь, Дальний Восток, Сибирь, Урал, Европейская часть России. Полезные ископаемые, навигационные системы, сельское хозяйство, связь. Не паханное поле космических и наземных перспектив.
"Мы надеемся, что эта трасса станет новой точкой развития, и Крайнего Севера в том числе. Параллельно идут работы по созданию инфраструктуры Северного морского пути, и в кооперации можно создать действительно очень мощную группировку. В том числе есть определенные задачи и у армии, у нас, и у флота в северных краях", – отмечает Андрей Бабкин, космонавт-испытатель, член экспертной группы по созданию РОС.
Космический суверенитет России обеспечат старты только с космодрома "Восточный" и на новых пилотируемых транспортных кораблях. Одно из рабочих названий – "Орел". "Союзы" будут летать только к МКС до окончания миссии этой станции. А после 2030-го американцы, например, хотят сосредоточиться на около-Лунной орбите. Китайская станция тоже далека от полярных областей. Обзору с борта РОС фактически не будет конкурентов.
"Потенциальных партнеров уже, мне кажется, они еще, так скажем, не заявили о себе, но будет очень много. Я предполагаю, что вообще очередь выстроится", – уверяет Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник ИКИ РАН.
Но пока что только предстоит выстроить саму станцию, с учетом нашего богатого орбитального опыта.
"Это "натурный", то есть в настоящую величину, макет базового блока легендарной советской станции "Мир". Вот в таких условиях космонавты работали, связывались с Землей. Это настоящая кинокамера, которая фиксировала все подробности их жизни и быта. Стол для ремонтных работ, чинили, если что-то ломалось. Здесь бортовой холодильник. Очень важная штука. И, конечно же, вот так они спали. Стоя. Ну, а куда деваться? Как видите, места вполне достаточно. Впрочем, те, кто там побывал, признавались, что иногда бывало все-таки тесновато из-за большой скученности экипажа. Вот конструкторы новой Российской орбитальной станции обещают, что уж там-то будет масса места и для работы, и для жизни", – рассказывает Георгий Гривенный, обозреватель.
Космонавт Дмитрий Петелин – потенциальный первооткрыватель новой станции. Недавно вернулся с МКС, и его следующий полет намечен на 2028-й или 2029-й, это как раз годы развертывания РОС. Говорит, что с конструкторами еще предстоит обсудить массу "тонких мест". И главный из них – влияние радиации. В полярных областях оно на 20-25 процентов выше.
"Первые экспедиции будут короткими, это совершенно точно. Нам специалисты говорят: где-то порядка трех-четырех месяцев, чтобы снизить радиационную нагрузку на организм человека. Мы бы хотели видеть отдельный модуль, например, для занятий физкультурой. Очень здорово было бы не как сейчас у нас: мы в одном модуле, грубо говоря, и кушаем, и спим, и занимаемся наукой", – отмечает Дмитрий Петелин, космонавт-испытатель, участник 68-й экспедиции к МКС.
"Вечная станция": особенности РОС
Именно количество "модулей" или "отсеков" – еще одна "фишка" РОС. Станция – своеобразный "космический конструктор": новые блоки можно присоединять, старые – отстыковывать. РОС даже называют "вечной станцией".
"Если "базовый модуль" выходит из строя, то на этом судьба станции заканчивается. Собственно, что было с "Миром". То здесь схема такая, что станция позволяет наращивать. Вбок можно начинать строить новый сегмент, который позволяет ее бесконечно, что называется, продлевать", – объясняет Владимир Кожевников.
И, самое главное, планы по созданию и запуску РОС – дело ближайших перспектив. Поставленная президентом задача – вывести на орбиту первый модуль уже в конце 2027-го года, а на вторую половину 28-го намечен старт первой экспедиции. Деньги на проектирование и строительство выделены, осталось справиться в срок с космической задачей государственной важности.