Падение неприступной крепости: кадры штурма главной высоты Авдеевки
Киев на протяжении последних почти 10 лет превращал Авдеевку в самый мощный укрепрайон ВСУ и был уверен в его неприступности. Операция по штурму готовилась очень долго. Многие детали хранились в секрете, в том числе и первого этапа, когда наши силы пошли на захват Авдеевского террикона – стратегической высоты, которая позволяла противнику контролировать все происходящее. Один из немногих свидетелей этой фазы битвы – военный корреспондент "Известий" Семен Еремин. Уникальные кадры – в его специальном репортаже.
– Как настроение, братва?
– Отлично!!!
– Все готовы?
– Конечно!
В точку концентрации сил за три часа до старта операции мы добрались вместе с авангардной штурмовой ротой 114-й бригады. В броневике командира.
Подготовка штурма
Группу бойца с позывным Муслим для этой авантюрной вылазки готовил один из самых опытных боевых офицеров – полковник с позывным Саид. Вот он осматривает колонну.
"Самое сложное – занять террикон. Высота преимущественная", – говорил он бойцам.
Он же будет координировать атаку. Вместе с командиром – героем ДНР, Малым.
Террикон авдеевского коксохимического комбината – искусственный холм из отработанных пород. Посередине рассечен дорогой. Это высота, давно укрепленная ВСУ, – там стоят расчеты управляемых ракет. Прилегающие поля и лесополосы хорошо пристреляны артиллеристами, снайперами и пулеметчиками.
Артиллерия уходит на позиции первой. Штурмовики тем временем заряжаются, получают "медицину" и рисуют на броне новые тактические знаки. Все это – с минимумом света и шума, чтобы не попасть под упреждающие удары. К пяти утра движения начинаются.
Командир танкового батальона дает команду и уходит вместе со своими машинами вперед, со стороны Васильевки. За ним – колонна штурмовиков.
"Все ребята уходят в бой. Пожелаем им удачи. Пусть все у них сложится в этом штурме. Впереди там уже работают танки. Штурм начался", – отмечает наш военкор.
Под обстрелом противника
Вот они, броневики роты Муслима. У этих бойцов самая сложная задача – под шквальным огнем зацепиться за террикон и украинские окопы в прилегающих лесополосах. Другие бронегруппы выйдут к передовой со стороны Красногоровки.
"Обычно их дроны-камикадзе на такие цели быстрые, маневренные, как мотоциклы, уазики – они стараются заходить с тыла, чтобы не мог водитель среагировать. Не видно сзади. Вот такая у нас встреча по дороге (речь о системе "Солнцепек") серьезная. Пошел "Солнцепёк". Полный боекомплект, сейчас будет работать", – рассказывает боец с позывным Магадан.
Магадан – командир батальона. Вместе с ним входим в Красноговровку. На въезде разгорается подбитый только что БТР. Спешиваемся под обстрелом.
О ситуации говорим с командирами, которые координируют своих бойцов по рациям и с помощью беспилотников.
"Для основных сил мы сделали коридор успешно, у нас все получилось. Теперь ребятам – тяжеловато, но удерживают. Заняли круговую оборону. Ждем подкрепления", – отмечает командир третьей роты первого мотострелкового батальона 114-й бригады ВС РФ с позывным Порох.
Задачу выполнили
Порох – опытный ротный. Он погибнет позже, штурмуя уже саму Авдеевку, незадолго до победы. В боях за террикон покажет себя достойно. Штурмовой роте Муслима приходится нелегко, но задачу выполнит.
– Тяжелые есть?
– Внутри, с капельницей.
– А Муслим здесь?
– Внутри!
Он вернется, будучи раненным, а командиры – и Малой, и Саид будут встречать его лично. За первым рывком в бой войдут резервы. И всего за две недели тяжелого противостояния русские воины возьмут эту господствующую высоту. Первый флаг Авдеевской операции, водруженный на терриконе, уронит боевой дух ВСУ. После этого поражения западная пресса "разразится" скептическими материалами, и военная поддержка США и НАТО начнет снижаться. Эта первая, очень сложная атака, даст свои плоды.