История телемыла: сериалы, из-за которых останавливалась жизнь в мире
Топ-5 мыльных опер, изменивших мир
Российские онлайн-кинотеатры покажут популярные латиноамериканские телесериалы 80-х и 90-х годов. Крупные интернет-платформы уже ведут переговоры о покупке прав на показ знаменитых мыльных опер, таких как "Рабыня Изаура", "Богатые тоже плачут", "Дикая роза", "Просто Мария", "Дикий ангел". Онлайн-кинотеатры уверены, что зрители будут смотреть мексиканские и бразильские сериалы.
Почему многосерийные телефильмы называют мыльными операми? И какой из сериалов идет уже более полувека? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Рекорд по продолжительности
72 года в эфире и 18 262 серии. По сравнению с этой мыльной оперой "Санта-Барбара", ставшая синонимом бесконечности, просто короткометражка. Рекордный по продолжительности сериал "Путеводный свет" начали транслировать в США еще до Второй мировой войны – в 1937 году. И прекратили снимать в 2009-м – из-за падения рейтингов.
"Сегодня мы прощаемся с "Путеводным светом", к огромному сожалению для всех его поклонников по всему миру. Этот сериал начался еще до эры массового телевещания – первые несколько лет он выпускался в формате радиошоу", – сказал в эфире журналист Томас Фарли.
Предшественник мыльных опер
Помимо радио, предшественником телевизионных мыльных опер был любопытный формат – фотороман. Этот жанр зародился в 40-х годах в Италии и Испании и пользовался большой популярностью в латиноамериканских странах. Фотороманы печатали в журналах – по сути, это были комиксы с фотографиями вместо рисунков и минимумом текста.
"Фотороманы еще называли фотоновеллами. В них нередко снимались известные актеры, а все сюжеты были шаблонными – в основном любовные мелодрамы", – рассказал историк, коллекционер комиксов Харлеси Родригес.
Некоторые актеры, снимавшиеся для фотоновелл, впоследствии стали звездами телесериалов.
Первое в истории "телемыло"
Первая в истории телевизионная мыльная опера под названием "Фарэуэй-Хилл" вышла на экраны в США в октябре 1946 года. Сериал шел меньше трех месяцев. Каждый эпизод разыгрывали в прямом эфире, поскольку видеозапись тогда еще не изобрели.
"Главной героиней фильма была молодая вдова, которая приехала в другой город и пыталась как-то устроить свою жизнь и, конечно же, найти свою любовь", – рассказала культуролог Мария Василенок.
Почему сериалы назвали мыльной оперой
Сериалы показывали в основном в дневное время, поэтому их основной аудиторией были домохозяйки. Незамысловатые любовные истории пользовались у них огромной популярностью. На высокие рейтинги теленовелл обратили внимание маркетологи крупных компаний и начали размещать в телесериалах рекламу, ориентированную на женщин. Отец голливудской звезды Дженнифер Энистон, актер Джон Энистон вспоминает, что основными спонсорами теленовелл были производители мыла. Отсюда и появился термин – мыльная опера.
"Доходы от размещения рекламы были настолько высокими, что мыльные оперы, выходившие днем, оплачивали все затраты каналов на вечерние программы", – отметил актер Джон Энистон.
Сериал, вошедший в Книгу рекордов
В 1960 году в Великобритании вышел сериал "Улица Коронации", снятый под влиянием так называемой драматургии кухонной мойки – так в Англии называли стилистику социального реализма. Это была история о жизни и проблемах рабочего класса, рассказанная с характерным британским юмором. Критики прогнозировали этому проекту провальные рейтинги и скорое закрытие, поскольку сериал отличался от привычных аудитории любовных драм. Тогда никто даже и помыслить не мог, что команду "Улицы Коронации" будет поздравлять с 60-летним юбилеем сама королева.
"Вы большие молодцы, и я очень рада, что вы продолжаете эту работу", – сказала тогда Елизавета II.
"Улицу Коронации" снимают по сей день. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая продолжительная телевизионная мыльная опера в истории. В Британии популярность этого сериала настолько высока, что некоторые телезрители воспринимают его сюжет как реальную жизнь. В 1998 году одну из главных героинь "Улицы Коронации", Дейдру Рашид, по сценарию несправедливо обвинили в мошенничестве. И возмущенные британцы начали масштабную кампанию в поддержку вымышленного персонажа.
"Один из фанатов даже пожертвовал пять тысяч фунтов стерлингов на эту кампанию, чтобы освободить эту героиню", – отметила культуролог.
В защиту героини сериала выступил даже премьер Тони Блэр. Он всерьез заявил, что поговорит с министром внутренних дел о несправедливости обвинений.
"Конечно, лидеры оппозиции тоже не могли остаться в стороне и высказывались по этому поводу", – подчеркнула эксперт.
Первая мыльная опера в СССР
Основными конкурентами британских и американских мыльных опер стали латиноамериканские сериалы. Одну из самых успешных теленовелл в истории сняли в Бразилии в 1976 году. "Рабыня Изаура" завоевала миллионы поклонников по всему земному шару. В Югославии в часы показа сериала даже прекращались боевые действия, на Кубе отменяли режим энергосбережения. А в лексиконе советских граждан появилось новое словечко – фазенда. Так иронизировали над крохотными дачными участками размером четыре или шесть соток.
"Я не могу объяснить этот феномен, почему весь мир будто сошел с ума. Любопытно, что этот сериал очень полюбили в Китае, я летала туда по приглашению более 20 раз. Это было очень трудно, я плохо переношу авиаперелеты", – отметила актриса, исполнительница главной роли рабыни Изауры Луселия Сантус.
"Рабыня Изаура" стала первой мыльной оперой, транслировавшейся в СССР. Для советских телезрителей новый формат стал откровением. В часы показа сериала улицы пустели, а из миллионов телевизоров звучала вступительная песня – "Унгазунгарунге". О чем же пели рабы? По распространенной версии, унгазунгарунге – бессмысленный набор звуков, речитатив невольников, работавших на плантации.
"По слухам, в Венгрии даже собирали деньги для того, чтобы выкупить из рабства главную героиню, поскольку люди не знали еще, что у этого сериала счастливый конец", – поведала Василенок.
Как актриса сериала сорвала балет "Лебединое озеро"
Вторым сериалом, показанным в СССР, стала теленовелла "Богатые тоже плачут". Ее премьера на советском Центральном телевидении состоялась 18 ноября 1991 года, за месяц до распада Союза. После первых восьми серий показ прервали. Телевизионные руководители решили, что фильм не будет пользоваться успехом у зрителей. После чего в Останкино начали приходить десятки тысяч писем с просьбой возобновить показ. А колхозники даже попросили сдвинуть его в эфирной сетке на время, не совпадавшее с вечерней дойкой.
"В одной из сельских местностей жители даже быстро подняли упавший столб линии электропередачи, потому что через полчаса начинался любимый сериал. Они не могли его пропустить", – рассказала культуролог.
Показ сериала "Богатые тоже плачут" продолжили и после распада СССР. Исполнительница роли Марианны, мексиканка Вероника Кастро, стала в России звездой номер один. В 1992 году она приехала в Москву. По свидетельствам очевидцев, такого приема не удостаивались даже президенты.
"Меня встречали как королеву. Наверное, нигде в мире у меня нет столько поклонников. Никогда не думала, что подобное может случиться со мной", – призналась актриса.
После приемов на высшем уровне и многочисленных встреч с поклонниками актрису пригласили в Большой театр. Там ее появление едва не сорвало балет "Лебединое озеро".
"Зрители, увидев ее в ложе, просто стоя ей аплодировали. Начало спектакля пришлось отложить. Она встречалась даже с Борисом Ельциным", – обратила внимание эксперт.
Из-за чего домохозяйки устроили демонстрацию у Останкино
Не меньшей популярностью в России 90-х пользовался сериал "Санта-Барбара" – бесконечная история богатой семьи Кэпвеллов. Реальная жизнь рушилась, и люди находили отдушину в жизни сериальной. Поэтому, когда в 1993 году показ "Санта-Барбары" прервали, тысячи домохозяек устроили у Останкино демонстрацию.
"На плакате женщины написали: "Нам не нужно ножек Буша, верните Круза-дорогушу". Круз – это один из героев этого сериала, положительный молодой человек", – поделилась подробностями Василенок.
В XXI веке рейтинги телевизионных мыльных опер начали постепенно падать. Впрочем, ставить крест на мыльных операх еще рано. Они изменили свой формат и приспособились под современные реалии и темп жизни. К примеру, в Китае в последние годы набирают популярность мини-сериалы для мобильных устройств, где каждый эпизод длится не более пяти минут.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.