Демонстрация возможностей: что Иран хотел показать атакой на Израиль
События, которые еще на один шаг приблизили мир к глобальному конфликту. Тегеран ответил Израилю за его атаку на иранское посольство в Дамаске, которая была совершена в нарушение всех международных конвенций. Тогда погибли дипломаты и высокопоставленные офицеры Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Минувшей ночью Иран впервые прямо атакует территорию Израиля, запустив несколько сотен беспилотников и ракет. Еще до того, как они достигли цели, иранские власти заявляют, они ответили ударом на удар и намерения продолжать атаки у них нет. Но если Израиль решит устроить акцию возмездия, действия Тегерана будут еще жестче. И это дает основания предположить. Исламская республика в принципе не собиралась наносить существенный ущерб. Это была скорее демонстрация своих силовых возможностей. Да, власти Израиля утверждают, что иранская атака была безуспешной: 99 процентов БПЛА и ракет были уничтожены. Но Иран, который находится под санкциями, сумел разработать и гиперзвуковые ракеты, которых нет даже у США. Вот, видимо, они и вошли в тот самый один процент.
Сейчас Тель-Авив рассматривает сценарий дальнейших действий. И вот здесь два ключевых вопроса: что будет дальше и кому выгодна новая эскалация? Все детали последних событий – в репортаже специального корреспондента "Известий" Валентина Трушнина.
Начало атаки
Первый в истории прямой удар Ирана со своей территории по Израилю вызывает у многих наблюдателей вопрос: "Это Тегеран ударил не в полную силу или ПВО Израиля такая непробиваемая?"
Атака была разбита на три волны, что позволило не перегрузить израильскую ПВО. Иран запустил по территории Израиля 185 беспилотников Shahed, 36 крылатых и 110 баллистических ракет. Израиль утверждает, что 99% воздушных целей были сбиты, причем большинство за пределами страны. Цифра явно завышена в интересах военной пропаганды, но сам факт подтверждают эти кадры – обломки иранской ракеты на улицах Аммана, столицы Иордании. Сбили ее иорданские летчики, которые помогали израильским коллегам вместе с американцами и британцами.
"Несколько ракет упали на территории Израиля; на данном этапе нам известно об одном раненом ребенке и об ударе по базе ЦАХАЛ на юге, где инфраструктуре был нанесен лишь незначительный ущерб. Повторяю, ущерб базе ЦАХАЛа на юге был незначительным и только инфраструктуре", – заявил официальный представитель армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) Даниэль Хагари.
Зачем этот акцент на фразе "незначительный ущерб"? Это развязывает руки Израилю? Мол, можно не реагировать немедленно. Или просто констатация факта?
"Обычно журналисты собирают адреса прилетов и едут снимать разрушения, а сейчас снимать нечего… До Тель-Авива не долетел ни один беспилотник и ни одна ракета, там даже не звучали сирены воздушной тревоги. А вот в Иерусалиме, где мы сейчас находимся, местные жители наблюдали в небе работу "Железного купола" и видели как минимум старт огромного числа противоракет, которые уходили на перехват целей в том числе и отсюда – из района Старого Города", – рассказывает корреспондент.
Ответный удар
Тегеран не мог не ответить на ракетный удар Израиля по иранскому консульству в Дамаске и гибель высокопоставленных офицеров. Две недели тянул время и даже был готов отказаться от ответной атаки при условии, что Совбез ООН официально осудит действия Израиля. Этого не случилось. Остался только один вариант сохранить лицо. При этом Корпус стражей исламской революции выпустил заявление, в котором почти открытым текстом говорит, что намеренно не бил слишком сильно, и предлагает на этом остановиться. Счет – 1:1
"Мы ударили по сионистскому режиму в соответствии со статьей 51 Устава ООН (нападение в целях самообороны) после нападения в Дамаске. Вопрос исчерпан, но израильский режим может совершить еще одну ошибку, и тогда реакция Ирана будет жесткой", – говорилось в официальном заявлении КСИР.
Израиль уже заявил, что ответит на иранскую "ответку", и многие жители Иерусалима опасаются эскалации.
"Я думаю, мы должны делать, как скажут США. Израиль – маленькая страна. Если мы останемся одни, от нас мокрого места не останется", – говорит жительница Иерусалима София.
Реакция на Западе
Президент США Джо Байден в разговоре с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху заявил, что Штаты не будут участвовать в наступательных операциях против Ирана, но это еще ничего не гарантирует. Во-первых, любые действия можно назвать оборонительными. Во-вторых, обострение конфликта поможет демократам принять пакет помощи Израилю, который недавно заблокировали республиканцы.
"Я думаю, что Белый дом попытается предотвратить эскалацию, но это будет очень трудно, потому что израильтяне теперь захотят ответить, иначе они будут выглядеть слабыми. Но если израильтяне снова ответят, то иранцы тоже ответят. И тогда может произойти эскалация. Так что главное, на что стоит обратить внимание сейчас, – сможет ли Белый дом контролировать своего щенка – Израиль, или же питбуля. Так могут ли США контролировать своего питбуля?" – заявил политолог, бывший журналист The New York Times Джон Вароли.
Официальная позиция США и кулуарная – это разные вещи. И пока Байден осуждает эскалацию, вашингтонские ястребы открыто предлагают Израилю ударить по ядерным объектам Ирана.
"Так что я считаю, что в числе множества мишеней Израилю надо учесть: это возможность уничтожить иранскую программу ядерного оружия. И я надеюсь, президент Байден не пытается отговорить Нетаньяху от этого", – заявил экс-советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон.
В ближайшие дни станет ясно, как ответит Израиль. Байден завтра встречается с лидерами G7. Нетаньяху консультируется с военными и парламентариями. Мир – на пороге конфликта двух ядерных держав.