Битва за жизнь: как российские ученые создают уникальные лекарства
Обратите внимание на новости только последних недель. Обнаружен новый вирус, превращающий человека в зомби. Выявлена новая инфекция, не поддающаяся лечению любыми антибиотиками. Медики пытаются предугадать, что станет новой болезнью "икс", пандемия которой наступит совсем скоро и по своим последствиям окажется страшнее всех предыдущих. И так далее, и тому подобное. И это только новые угрозы, а есть еще множество других хорошо известных смертельных заболеваний, которые пока не поддаются лечению.
Разработка лекарств – это одна из самых высокотехнологичных и высоконаучных отраслей, по сложности превосходящая даже оборонку. И здесь мы в лидерах, что, согласитесь, совсем нехарактерно для страны, которую так долго пытались представить зависимой от Запада и живущей на доходы от нефтяной иглы. Но дело, конечно, не только в этом. Здесь задача куда как сложнее, поскольку важно опередить не конкурентов, а саму смерть. Подробности в репортаже корреспондента "Известий" Кирилла Воробьева.
Ученые ведут битву со смертью
50 мутаций вируса и почти два года болезни. В Европе скончался пациент, которого так и не смогли вылечить от ковида. Это только пока уникальный случай. Современная наука массово и оперативно создает вакцины и препараты. Но они спасают до тех пор, пока патоген не становится более совершенным убийцей. И это настоящая "гонка со смертью".
Легендарный институт эпидемиологии и микробиологии. Научный центр с более чем вековой историей. Но только сейчас его ученые смогли буквально подчинить бактерии.
"Основная функция, чтобы они не убивали бактерии, а работали по другому механизму", – рассказывает руководитель отдела медицинской микробиологии НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи Наиля Зигангирова.
Для этого бактерию, по сути, обезоруживают: лишают токсинов, которыми она уничтожает иммунные клетки. И так останавливают развитие инфекции в организме. Модифицированная молекула легла в основу уникального препарата. Препарат, который вот-вот поступит в аптеки, мы увидели одни из первых.
В перспективе этот препарат заменит антибиотики и даже будет способен остановить развитие внутрибольничных инфекций. В их основе патогены escape – они признаны главной угрозой человечеству. Шесть групп, против которых антибиотики уже почти не справляются. Ученые ищут новые в самых неожиданных местах.
"Исследование ротовой полости диких животных, потому что дикие животные на уровне ротовой полости могут создавать клоны, которые могут создавать антибиологические вещества", – рассказывает академик РАН, директор Института биоорганической химии РАН Александр Габибов.
Антибиотики и вакцины увеличили продолжительность жизни до 55 лет. Препараты для лечения сердечно-сосудистой системы добавили человечеству еще 15.
"Люди жили до 30 лет, проблема инфарктов и инсультов не была такой острой. Не было такого количества онкологических кейсов, потому что люди умирали от пневмонии, инфекции", – говорит руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков.
Эта система делает то, с чем ни один ученый не справился бы. Алгоритм ищет сбои в геноме человека, которые могут быть причиной самых разных заболеваний. Дальше в гонку со смертью вступает наука.
В центре эндокринологии уже придумали, как восстановить способность организма вырабатывать инсулин. То есть, по сути лечить диабет. Здоровые клетки в прямом смысле выращивают в лаборатории.
"Это не химический препарат, это живой клеточный продукт, который выполняет свою функцию", – рассказала и. о. руководителя группы индуцированной плюрипатентной стволовых клеток лаборатории клеточной биологии Ася Бастрич.
Россия добивается фармсуверенитета
Фармсуверенитет – одно из важнейших направлений. Спасение жизней, постоянная гонка технологий на всех этапах производства – от идеи до готового препарата.
Использовать оружие врага, чтобы бороться с другими врагами. Оседлав вирусы, ученые решили использовать их против патологий. В этой лаборатории стоят на пороге прорыва в лечении онкологических заболеваний.
Чтобы ее спасти, придумали новый вирусный коктейль. Используя умение патогенов "обманывать" иммунную систему, ее отправляют в раковые клетки. Вирус "заражает" опухоль и она погибает. В институте молекулярной биологии нам рассказывают: площадка для испытания нового препарата уже почти готова.
"Я рано решила, что пойду весь мир от рака лечить. Мы делаем все, чтобы это не было лекарство для богатых. По сути, это живая вакцина, и производить ее дешево и просто", – говорит старший научный сотрудник института молекулярной биологии Анастасия Липатова.
Расшифровка генома позволяет ученым идти в сторону индивидуальной медицины. Создают препараты, которые могут спасти каждого отдельно взятого пациента.
"Наша цель – это персонализация. В нужное время, нужное лекарство, нужному больному", – говорит заместитель директора ГНЦ РФ ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России по научной работе, академик РАН Галина Мельниченко.
Вирусы, конечно, тоже не будут стоять на месте в развитии. Половине человечества прямо сейчас угрожает мутировавшая лихорадка денге. Смертность от грибковых инфекций в три раза выше, чем от туберкулеза. Да и обычный сезонный грипп мутирует каждый год. Это значит, что битва за жизнь продолжается.