Version: 0.1.0

Выстрелы в Словакии: чего добивался желающий убить Фицо

В европейской прессе – ни слова сочувствия. Более того, намекают: сам виноват. Был слишком пророссийским и слишком евроскептиком.

Одна из самых громких тем недели. И она связана с террором и борьбой за сферы влияния. В среду в Словакии совершено покушение на премьер-министра страны Роберта Фицо. Он получает тяжелые ранения, за его жизнь продолжают бороться врачи.

Стрелявший сразу признал, что действовал по политическим мотивам. Фицо относится к числу так называемых евроскептиков, он так же, как и венгерский премьер Орбан, выступает за восстановление отношений с Россией и прекращение поддержки Украины.

Это нападение может иметь далеко идущие последствия, и не только для Словакии. Не исключено, что это не просто действия одного фанатика, а масштабная провокация, способная, как показывает история, даже изменить карту Европы. Подробности – в материале корреспондента "Известий" Максима Приходы.

В Фицо стрелял словацкий либерал

Здание суда – в кольце спецназа со штурмовыми винтовками. Здесь выбирают меру пресечения Юраю Цинтуле. Всего несколькими выстрелами он мог снова изменить ход истории всего континента.

Дом культуры города Гандлова. Заканчивается выездное заседание правительства. Фицо выходит из дверей и идет в сторону площади поприветствовать сторонников. В этот момент сквозь толпу к премьеру пробирается преступник, перекидывает руку с пистолетом через стоявшее ограждение и выпускает пять пуль практически в упор.

"Я был в 300 метрах и услышал пять выстрелов. Не подошел ближе, потому что боялся за свою жизнь", – заявил местный житель Петер.

В больнице за жизнь словацкого премьера боролись врачи. В тело политика попали три пули. Чтобы стабилизировать состояние Фицо, медикам понадобилось 3 часа 40 минут.

"Состояние все еще критическое. Впереди у премьер-министра самые сложные часы и дни", – отметил избранный президент Словакии Петер Пеллегрини.

О человеке, стрелявшем в Фицо, известно довольно много. Писатель-неудачник. Политический активист. В его действиях, конечно, тут же стали искать русский след. Даже записывали его в сочувствующие Москве организации. Но Цинтула – постоянный участник проукраинских митингов. В первые же минуты после задержания он во всем сознался.

"Это словацкая проукраинская демшиза, и он на допросе прямо сказал, что на данный момент главная его претензия к Фицо заключается в том, что он отказывался поддерживать Украину", – отметил политолог Вадим Трухачев.

Премьер Словакии является евроскептиком

Голос Фицо сильно выбивался из стройного хора европейских политиков. Он последовательно выступал против санкционного давления на Россию, не поддерживал идею принять Украину в НАТО.

"Мы не будем ратифицировать документы о принятии Украины в НАТО в парламенте, так как Словакия нуждается в нейтральной Украине", – заявлял Фицо.

Немецкие танки с крестами на броне – их стволы опущены вниз. И это не московский парк Победы. Это Словакия. Здесь, на стендах, – карты Западно-Карпатской операции, большой парк советских орудий, а на постаменте – Т-34. Получается, в Европе есть те, кому важно помнить, кто освободил их от фашизма, и почему дула орудий с крестами никогда не должны подниматься вверх.

А на одном из балконов дома, в котором жил Цинтула, вывесили российский триколор и разместили возле него портрет президента России Владимира Путина.

"Мне нравятся русские, мне нравится Путин. Он очень разумный", – отметил сосед Юрая Цинтулы.

Эти настроения словацкого общества слишком тревожат брюссельские элиты. В европейской прессе – ни слова сочувствия. Более того, намекают: сам виноват. Был слишком пророссийским и слишком евроскептиком.

В эксклюзивном интервью "Известиям" бывший министр юстиции и кандидат в президенты Словакии напоминает: такое клеймо в современной Европе ставят на политиков, которые руководствуется интересами своей страны.

"Однозначно звучали обвинения в том, что людей, имеющих мнение, отличное от брюссельского, нужно наказывать, а также наказывать государства, которые не выполняют директивную и диктаторскую политику Брюсселя", – отметил бывший министр юстиции, экс-кандидат на пост президента Словакии еще в 2019 году Стефан Харабин.

Ненависть Запада к инакомыслию провоцирует трагедии

К тому же на недавних выборах президента победил соратник Фицо Петер Пеллегрини. Словакия все меньше желает угодить американским элитам. Даже решила пересмотреть военное соглашение с Америкой. Оно требует присутствия в стране военных баз Пентагона. Такое развитие коллективный Запад устраивать, конечно, не может.

"Евросоюз хочет продолжить тот же курс по Украине. А у словацкого премьера Фицо совсем другие интересы", – отметил член палаты депутатов Берлина Гуннар Линдеманн.

После покушения на Фицо об угрозах в свой адрес заявил целый ряд политических элит Европы. Да и сам премьер понимал, насколько опасно идти против Запада. Одно из видео снято в прошлом месяце. Теперь ясно: оно было пророческим.

"Членов правительства ругают на улицах, и я просто жду, когда это перерастет в убийство одного из ведущих политиков", – заявлял Фицо.

За жизнь словацкого премьера все еще борются врачи. И чем закончится нападение на Фицо, пока не ясно. Понятно другое: Западный мир сделал философию нетерпимости к инакомыслию чем-то обыденным. А значит всегда есть риск, что найдутся те, кто как Цинтула, решатся перейти опасную черту.

Выстрелы в Словакии: чего добивался желающий убить Фицо