"День Д": как союзники высадились в Нормандии, пока Гитлер спал
История высадки союзных сил в Нормандии
80 лет назад, 6 июня 1944 года, войска западных союзников СССР провели крупнейшую десантную операцию в военной истории. В тот день на побережье Нормандии высадились более 150 тысяч солдат. Высадка в Нормандии, также известная как "День Д", открыла в Европе второй фронт, чего Советский Союз добивался уже несколько лет.
Отмечая юбилейную дату, западные историки и журналисты назвали "День Д" "поворотной точкой во Второй мировой войне". У наших бывших союзников короткая память. Ход войны был переломлен значительно раньше, причем советскими войсками – провал блицкрига под Москвой, разгром в Сталинградской битве и на Курской дуге.
Почему же британцы и американцы открыли второй фронт так поздно, только летом 1944-го? Как союзникам удалось обхитрить опытных немецких генералов при подготовке операции? И почему непосредственно в момент высадки Гитлер спал, а командующий немецкими войсками в Северной Франции Эрвин Роммель уехал в Германию на семейные торжества? Рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Затягивание с открытием второго фронта
Сюжет начинается с кадров хроники зимней кампании Красной армии 1942-43 годов. Переломный момент Великой Отечественной войны. Советские солдаты идут в наступление по всем фронтам. Остановить наступление гитлеровцам не удалось. Они потерпели сокрушительное поражение под Сталинградом, затем на Курской дуге.
И немцы, и союзники уже не сомневались: разгром нацистской Германии – лишь вопрос времени. И пока Красная армия крушила врага, Рузвельт и Черчилль уже обсуждали текст акта о капитуляции Германии. Между тем, еще за несколько месяцев до этих ключевых побед, когда исход войны был не так очевиден, Сталин неоднократно обращался к союзным лидерам с предложением открыть в Европе второй фронт.
Но, несмотря на все увещевания и логику вождя, открывать второй фронт Черчилль и Рузвельт не спешили. По мнению ряда историков, при всем уважении к союзникам, они намеренно затягивали с его открытием.
"Странная" война 1939-40 годов
А в 1939-м и 1940-м годах в Западной Европе и вовсе шла война, которую историки называют "Странной", "Сидячей" или "Фальшивой".
"Представьте себе войну, где почти не воюют. Малозначительные воздушные стычки или локальные морские бои. Для большинства британцев и французов это была не настоящая, а фальшивая война", – считает историк Инди Найделл.
Накануне Второй мировой Великобритания и Франция значительно превосходили Германию по своему потенциалу – численности населения и сырью – за счет своих колоний. Но "Странная война" позволила немцам выиграть время, нарастить военную мощь, захватить Польшу, Данию и Норвегию, подготовиться к вторжению во Францию. Союзники просчитались и вновь заняли выжидательную позицию – когда или Германия, или СССР окажутся на грани поражения.
"Сталинград освобожден. Красные флаги взметнулись над городом!" – приводятся в программе кадры военной кинохроники.
Открыть второй фронт союзники решили только после того, как участь рейха была уже предрешена.
Масштабная подготовка ко "Дню Д"
"Мы находимся прямо на острие атаки, где тысячи наших солдат десантируются на побережье Нормандии. Они идут по пояс в воде, под пулеметным огнем, прокладывая себе путь через стальные заминированные заграждения немцев – "спаржу Роммеля", – говорится во фрагменте американской кинохроники.
Кинохроника тех лет изобилует кадрами десантирования, перестрелками и бомбардировками. Но почти не рассказывает о масштабной подготовке ко "Дню Д" и тайной войне разведок. Районы, подходившие для высадки, наводнили разведчики союзников – они изучали укрепления немцев и места для плацдармов.
Боец французского Сопротивления Мари Кребс была связной и передавала агентам информацию от местного подполья.
"Немцы прекрасно знали обо всех наших тайниках в домах и тщательно обыскивали нас. Поэтому я спрятала послание в велосипедный насос. И оказалась на грани провала – меня остановил патруль и один из солдат обратил внимание, что у меня спущено колесо. Неожиданно он решил сам накачать его. Я молилась, чтобы записка не выпала из насоса", – вспоминала участница французского движения Сопротивления Мари Кребс.
Почему для высадки союзников выбрали Нормандию
Собрав разведданные и изучив побережье, командование союзников определило три района, лучше всего подходивших для массового десанта. Все они находились на территории Франции: Па-де-Кале, Бретань и Нормандия.
"От высадки в Бретани отказались из-за ее удаленности от Англии, что осложняло снабжение войск и работу авиации. Па-де-Кале или Дуврский пролив казался идеальным местом для десанта – ближе всех к Британским островам, есть удобные порты", – объяснил историк, журналист, писатель Джеймс Холланд.
Но это прекрасно понимали и немцы. Поэтому они сконцентрировали в районе Па-де-Кале отборные войска, и укрепили на этом направлении фортификации Атлантического вала.
"Атлантический вал – это система прибрежных укреплений протяженностью более пяти тысяч километров с бункерами, дотами, береговыми батареями, минными полями и противотанковыми заграждениями. Район Па-де-Кале представлял собой неприступную крепость", – уточнил историк, писатель Джеймс Роджерс.
Поэтому союзники выбрали для атаки побережье Нормандии. Там не было удобных портов, зато просторные пляжи позволяли одновременно десантировать внушительное количество войск и техники.
Как союзники обманули гитлеровцев
Определившись с районом высадки, союзники развернули масштабную кампанию по дезинформации противника. Главной задачей было убедить немцев, что вторжение готовится в Па-де-Кале. Для этого на другом берегу Дуврского пролива, в Кенте, построили муляжи военных баз.
"Массовое использование вот этих надувных муляжей, которые имитировали танки, бронетехнику, грузовики. Авиационная разведка с воздуха не могла точно определить – настоящие это танки или нет", – отметил военный историк, писатель Дмитрий Жуков.
В итоге немцы поверили, что удар будет нанесен в районе Па-де-Кале. И в спешном порядке перебросили туда почти всю 15-ю армию, ранее рассредоточенную по побережью.
"А вот войска, оборонявшее побережье Нормандии, нельзя было назвать отборными. 7-я армия находилась во Франции с 1940 года и почти не участвовала в боях. Один из немецких генералов, Фриц Байерляйн, сетовал на плохую подготовку и дисциплину в войсках. "Франция – опасная страна, с ее винными погребами, женщинами и мягким климатом", – говорил Байерляйн", – рассказал историк, журналист, писатель Джеймс Холланд.
Почему Гитлер проспал начало высадки в Нормандии
Изначально операцию назначили на 5 июня, но из-за непогоды атаку отложили на сутки. Немцы не ожидали удара – уж слишком неутешительным был прогноз погоды. Поэтому непосредственно в момент высадки Гитлер спал, а командующий немецкими войсками в Северной Франции Эрвин Роммель уехал в Германию на семейные торжества.
"Роммель в этот момент отправился поздравлять свою супругу с 50-летним юбилеем и отсутствовал в момент непосредственной высадки на театре боевых действий", – пояснил военный историк, писатель Дмитрий Жуков.
Высадка в Нормандии – крупнейшая десантная операция в истории
Вторжение началось в ночь на 6 июня. Накануне сотни тральщиков расчистили фарватеры для кораблей, а авиация нанесла массированные удары по оборонительным укреплениям немцев. После полуночи на побережье высадились 24 тысячи парашютистов, а в 6:30 утра подошли десантные суда.
Высадка проводилась на прибрежной линии длиной 80 километров, в пять секторов под кодовыми названиями "Юта", "Омаха", "Голд", "Джуно" и "Сворд".
Наибольшие потери десантники понесли на пляже "Омаха", там погибли около четырех тысяч человек. Из-за шторма половина танков-амфибий пошла ко дну, а корабли не смогли приблизиться к берегу и десант пришлось высаживать далеко в море. Солдаты шли по горло в воде и умирали под огнем пулеметов MG 42. За высокую скорострельность фронтовики прозвали этот пулемет "косторезом" и "циркулярной пилой Гитлера".
"Скорострельность этих пулеметов – 1200 выстрелов в минуту. Мы боялись их пуль больше, чем мин. Я чудом нашел укрытие – небольшую насыпь высотой 6-8 дюймов, вжался в нее и это спасло мне жизнь", – рассказывал ветеран Второй мировой войны, участник высадки в Нормандии Джейк Ларсон.
Десантник Онофрио Зикари тоже штурмовал "Кровавую Омаху". Он вспоминал, что при высадке далеко от берега многие из солдат растеряли все свое снаряжение, некоторые утонули.
"В тот день я впервые в жизни увидел смерть – первым, кто погиб из наших, был мой товарищ Дон Симмонс, он десантировался с корабля последним. А дальше я видел очень много трупов, очень", – признавался ветеран Второй мировой войны, участник высадки в Нормандии Онофрио Зикари.
Тем временем, десант продолжал прибывать – волна за волной. Дивизии Дуайта Эйзенхауэра и Бернарда Монтгомери буквально вгрызались в оборону немцев. Союзники потеряли около 10 тысяч человек, но сумели добиться главной цели – закрепиться на побережье и обеспечить плацдармы для переброски новых подразделений.
Начало стратегической операции "Оверлорд"
Высадка в Нормандии стала началом стратегической операции "Оверлорд", в ходе которой союзники высадили во Франции почти три миллиона солдат и офицеров. В дальнейшем эти армии форсировали реку Сену, освободили Париж и двинулись к французско-германской границе.
Операцию "Оверлорд" на Западе считают едва ли не ключевой во Второй мировой войне. О роли советских солдат в европейских и американских учебниках сегодня почти не пишут. Как и о том, что основным фронтом тогда по-прежнему оставался советско-германский, где сражались самые боеспособные дивизии немцев. Потери союзников абсолютно не сопоставимы с миллионами жизней советских воинов, отданных ради победы над нацизмом.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.