Дорого и небезопасно: что творится летом в российских детских лагерях
Условия в российских детских лагерях не отвечают необходимым нормам безопасности
У граждан России вскоре появится возможность расширить географию зарубежных поездок. Минэкономразвития ожидает подписание соглашения о безвизовых поездках еще в шесть стран: Саудовскую Аравию, Бахрейн, Кувейт, Оман, Малайзию и Мьянму. Правда, доступными эти направления будут для тех, кто неплохо зарабатывает – все-таки не самые дешевые места.
Последние социологические опросы показывают, что в этом году абсолютное большинство предпочтет внутренний отдых, либо вовсе останется дома. Единственное, на что готовы тратиться многие, – качественный отдых для детей. Спрос уже превышает предложение, цены растут. Еще несколько лет назад самая дорогая детская путевка на Черное море стоила около 100 тысяч рублей, теперь стоимость минимум в полтора раза выше.
Многие пытаются отправить своих чад в лагеря недалеко от своего города, но и здесь тоже совсем недешево. Но это, как выясняется, еще полбеды. Корреспондент "Известий" Наталья Графчикова провела собственное расследование и пришла к неутешительному выводу: практически никто не может гарантировать не то что качественный отдых, а хотя бы элементарную безопасность детей.
Громкие обещания далеки от реальности
Опытные тренеры и вожатые, охраняемая территория, активный отдых без гаджетов - рекламой детских лагерей отдыха на любой вкус и кошелек пестрит интернет. Вот только громкие обещания зачастую далеки от реальности.
Этим летом в стране открылось около 40 тысяч детских лагерей, но выбрать в череде пестрых объявлений и красивых фотографий место, где ребенок сможет комфортно, а главное – безопасно отдохнуть, – большая проблема. Наша съемочная группа убедилась в этом на личном опыте.
На кадрах – детский лагерь "Солнечный берег" на берегу Черного моря в Туапсинском районе.
На работу вожатой в этот лагерь корреспондент Наталья Графчикова устроилась по объявлению в соцсетях. Обещали бесплатный трансфер, проживание и даже премию. Телефонное собеседование продлилось всего две минуты, резюме даже не спросили. У поезда в Туапсе Наталью Графчикову встретило такси.
Там, где разбит "Солнечный берег", в 1960-х годах был пионерский лагерь. В рекламе обещают утопающие в зелени 6,5 тысячи гектаров. В реальности – заброшенные корпуса и свалка в самом центре. Лагерь позиционирует себя как "оздоровительный", но медицинской лицензии наша съемочная группа так и не нашла.
"Вот сейчас идем знакомиться с нашим отрядом, при этом у нас до сих пор никто не спросил наших паспортов", – отметила корреспондент.
При этом перечень документов, которые должны быть у вожатых, определен приказом Минтруда. Из основных – медкнижка, внушительный список прививок, свидетельство об окончании обучающих курсов, свежая справка об отсутствии судимости. От нашего корреспондента всего этого не требовали. Через несколько часов Наталья Графчикова уже сопровождала доверенный ей отряд на пляж.
"Запомнить 48 человек просто нереально", – уточнила Графчикова.
В паре с ней работала Вика, которой 14 лет. Опыта у нее почти нет. В какой-то момент в отряде пропал ребенок. Еще один вожатый Олег пытался понять, кого именно не хватает.
Но "потеряшка" возвращается сама, нам повезло. На переполненном пляже искать чужого ребенка в высокий сезон как иголку в стоге сена.
"Несмотря на то, что въезд на территорию лагеря охраняемый, повсюду видеонаблюдение, как нам сказали, проход от моря до лагеря, как нам удалось выяснить, абсолютно никем не охраняется, вот ходят абсолютно незнакомые мужчины, которые купаются на море. Вот здесь проход через арку – вообще проходной двор и оживленная трасса, с которой легко спуститься и за несколько минут оказаться на территории лагеря", – рассказала корреспондент Наталья Графчикова.
"Есть дети, которые погибают"
Организатор детского лагеря "Виктория Тур" продает сюда путевки по цене 69,3 тысячи рублей за смену. Есть здесь и отряды, которые приехали за государственный счет. Гендиректор "Солнечного берега" – некая Марина Багдасарян. В лагере наша съемочная группа ее так и не нашла. Зато управляющая Карина Артемовна разнервничалась, когда мы сами решили показать наши документы.
- Я сегодня уже работала с детьми, водила их на море.
- А вы спросили разрешения снимать меня? ..У нас не лагерь, а спортбаза.
Таким образом, выяснились интересные подробности – на огромной арендованной турагентством территории работают две организации. Одна из них, по бумагам, – спортбаза, вторая – лагерь. Гендиректор у юридических лиц один, но требования закона разные.
- Меня беспокоит, в первую очередь, безопасность детей. Проверить документы не хотели бы?
- Очень хотели.
- Попросить справку об отсутствии судимости, прежде чем отправлять?
- Очень хотели.
- А почему не сделали тогда?
"Мы ответственности, кто здесь работает, за детей не несем", - заявил один из сотрудников.
"Дорого обеспечить объект помещения в соответствии с санитарными правилами и нормами МЧС. Статистика ежегодная, что есть дети, которые погибают", – заявил юрист Виктория Хорошевская.
В адрес нашей съемочной группы от несостоявшихся работодателей прозвучали угрозы.
– Убери, сказала! Выкинь их отсюда!
– Если я тебя поймаю там на территории, ты у меня не будешь жить, поверь мне. Ты просто так оттуда не выйдешь!
Собеседование – для виду
А ведь отправить ребенка в летний лагерь сегодня – удовольствие не из дешевых. Самые бюджетные из них в Сибири – от 24 тысяч за 12 дней. На Урале отдых ребенка обойдется в два раза дороже. Подмосковье сопоставимо с югом – от 60 до 125 тысяч за трехнедельную смену.
В элитный палаточный лагерь в Тверской области, где детям преподают гольф и яхтинг, наши сотрудники тоже устроились без документов. Небольшое собеседование по видеосвязи – и их уже берут. Единственное условие – пройти медкомиссию.
Осмотр врачей, что называется, для галочки. Пара вопросов:
– Травмы головы были?
– Нет.
– Курите?
– Нет.
– Правильно!
И готово – можно ехать в лагерь.
"Территория действительно охраняемая – шлагбаум, пункт охраны, судя по всему. И даже пожарная машина стоит", – отметила Наталья Графчикова.
Здесь ее также приняли с распростертыми объятиями. В честь открытия – шампанское, документы – потом, но идиллию нарушает внеплановая проверка Роспотребнадзора.
Избиения, издевательства, попытки суицида
Двухнедельная путевка в этот элитный лагерь обошлась родителям каждого из воспитанников в 97 тысяч рублей, но проверка санитарных врачей выявила: находиться здесь опасно для здоровья. При проверке воды в ней обнаружились... фекалии.
"У нас закрыты многие аэропорты, то есть появилась сложность логистики, поэтому цены выросли. Ну и ажиотаж очень высокий, мест практически не осталось, поэтому те точечные места, которые дорогие, иногда туроператоры продают за большие деньги", – сообщил председатель ассоциации детских лагерей и здравниц Краснодарского края Артём Гаврилов.
Годовой доход, например, лагеря "Ракета" в Ленобласти – свыше 50 миллионов рублей. Казалось бы, отдых должен быть образцовым. На деле территория запущена, медпункт закрыт. Вместо обещанных квалифицированных педагогов несовершеннолетние вожатые.
Родители посчитали: за одну смену на этой базе отдыха случилось 11 ЧП – избиения, издевательства и даже попытки суицида. Взрослые написали коллективную жалобу в прокуратуру и теперь срочно разбирают детей по домам.
Лагеря, в которых мы обнаружили очевидные нарушения, – в официальном реестре рекомендованных региональными минобрами. Чтобы попасть в него, нужно выдержать многочисленные проверки, но то ли чиновники недостаточно внимательны, то ли соблюдение элементарных мер безопасности организаторы детского отдыха не считают необходимостью, ведь частный лагерь – это в первую очередь бизнес, в котором именно прибыль важнее всего.